на главную страницу

12 Августа 2010 года

Армия и общество

Четверг

«...Отчаиваться не надо»

12 августа – День памяти экипажа АПРК «Курск»

Раиса ХАНУКАЕВА, Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Эта трагедия произошла десять лет назад, став тяжелым ударом для всей России, жуткой леденящей вестью. Боль и сегодня в сердцах тех, кто остается предан Отчизне. Гибель атомной подлодки «Курск» и ста восемнадцати членов ее экипажа стала первой для нашей страны драмой нового тысячелетия. Обсуждали самые разные версии случившегося, сочувствовали семьям погибших моряков. Многие до сих пор не согласны с официальной версией, но в этот день надо, думается, просто вспомнить славный экипаж затонувшей субмарины. Вспомнить, дабы не канули в Лету все заслуги и подвиги подводного исполина, которым еще недавно гордился весь отечественный флот.

     Гордиться действительно было чем. Большой удачей стал уже факт появления на свет атомного подводного ракетоносца К-141 (проект 949А, тип «Антей»), ведь период первой половины 1990-х годов оказался настоящим испытанием для отечественного флота. Многие еще вполне боевые корабли были списаны, а денег на постройку новых не хватало. Однако «Курск» был достроен, огромный подводный корабль длиной 154 метра и шириной 18,5 метра (для сравнения: такими размерами обладает восьмиэтажный дом с девятью подъездами) вошел в строй российского ВМФ.
     Официально гордое имя «Курск» подлодке присвоили в честь победы на Курской дуге в далеком 1943-м. Но называть корабли в честь городов-героев в кризисные годы стало традицией: для Северного флота - «Смоленск», «Орел», «Курск»; для Тихоокеанского - «Челябинск», «Томск», «Иркутск» и т. д. Тогда моряки негласно стали отдавать военные суда под шефство городам, в честь которых были названы корабли. Это было отчасти залогом выживания и экипажа, и военного судна. Города не бросали своих подшефных. Повезло и К-141, впоследствии названного «Курском», город-тезка всем, чем мог, помогал морякам.
     Итак, 14 мая 1994 года ракетоносец «Курск» был спущен на воду, более чем полгода спустя после ряда проверок был подписан государственный акт о принятии корабля флотом. И уже 25 февраля 1995-го на Татьянин день «Курск» покинул Северодвинск, город, в котором был создан, и взял курс на Видяево - базу подводных лодок Северного флота.
     

     «Всем привет, отчаиваться не надо».
     
Из последней записки
  капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова.

     

     В 1995 году «Курск» в сопровождении спасательного судна ходил к месту гибели «Комсомольца», совершив там глубоководное погружение. Но самым знаковым в истории подводного линкора стал 1999 год, когда «Курск» участвовал в походе в Средиземное море. Во время военной операции НАТО против Югославии подлодка вела скрытое наблюдение за кораблями, наносившими удары по этой балканской стране.
     Затем атомоход благополучно вернулся в родное Видяево. Сохранилась даже видеосъемка этого триумфального возвращения. За тот поход командир АПРК «Курск» Геннадий Петрович Лячин был удостоен звания Героя России.
     В последнее воскресенье июля трагического 2000 года знаменитая подлодка участвовала в параде в честь Дня ВМФ, а после «Курск» должен был выполнить ряд боевых упражнений в плановом учении Северного флота: 11 августа - учебную ракетную стрельбу, 12 августа - учебную стрельбу торпедой. Экипаж отрабатывал учебно-боевые задачи перед новым походом в составе группы кораблей в Средиземное море, назначенным на середину октября. Но... этого не случилось.
     Вечером 12 августа принимавший участие в обычном плановом учении «Курск» перестал выходить на связь, в этот же день в 17.30 на Северном флоте была объявлена боевая тревога. Стране известие о происшествии с подводной лодкой было подано в спокойном тоне. Дикторы, то ли не владея достоверной информацией, то ли лукавя, уверяли, что ситуация в Баренцевом море полностью под контролем, что моряки, учитывая особенности субмарины, смогут продержаться там до 25 августа.
     На самом деле все было гораздо трагичнее. Какая-то часть экипажа была жива после того, как подлодка оказалась на дне в результате таинственных взрывов, но продержаться они могли не более шести суток. Последней умерла надежда спасти моряков из девятого отсека.
     Что случилось там, на дне Баренцева моря? Почему оставшиеся в живых члены экипажа не смогли воспользоваться спасательной камерой? Почему после ряда приготовлений двадцать три моряка из девятого отсека так и не смогли всплыть самостоятельно? Никого в этом обвинять нельзя, они хотели жить, но судьба распорядилась иначе.
     Затонувший «Курск» будто преследовали несчастья, помощь снаружи тоже не дала результатов, когда еще была надежда найти в живых моряков. Сегодня в оценке событий спасательной операции можно встретить множество укоров в адрес моряков, пытавшихся вытащить своих коллег из подводной могилы. Якобы и оборудования у них не было, и группы были не подготовлены, и помощь со стороны других стран принимать надо было раньше. Но требовалась ли она?
     В распоряжении моряков, участвовавших в операции спасения, было два новых аппарата, превосходящих по своим характеристикам многие зарубежные аналоги, но даже этим капсулам оказалось не под силу справиться со сложными погодными условиями и другими, совершенно не зависящими от них факторами. За бортом бушевали волны, опасно было даже погружать аппарат. Когда-то в составе отечественного флота были две спасательные подлодки, и люди в них подвергались меньшему риску хотя бы при погружении, но их списали, ничего не дав взамен.
     На глубине капсулу поджидали новые напасти - подводный снег, мешавший найти люк подлодки для ее соединения с «Курском», и сильные подводные течения. Тем не менее аппараты совершили четырнадцать посадок на атомоход, благодаря чему, в случае удачи, можно было бы вывести пострадавших моряков «посуху». Но этого не случилось, произошло то, чего, скорее всего, не ожидал никто: не удалось откачать воду между аппаратом и люком «Курска».
     Рисковали и те, кто пытался поднять тела уже погибших моряков с помощью судна «Регалия». Работали наши водолазы совместно с норвежцами - тоже в непростых условиях: снаряжение водолаза, не приспособленное для узкого прохода подводной лодки, кромешная тьма в первые дни работы и большая глубина. К 19 декабря из подводной лодки было извлечено 73 погибших...
     Стоила ли операция такого риска, физической и моральной нагрузки - вопрос спорный, но в фильме «Курск. Последний причал» жена командира экипажа капитана 1 ранга Геннадия Лячина, Ирина, вспоминает, что после похорон мужа пришло успокоение, стало легче. Хочется надеяться, что нечто подобное испытали и родственники других погибших моряков.
     «Курск» подняли с морского дна уже в 2001 году с помощью голландской фирмы. И опять погодные условия были крайне неблагополучные. Но, удивительно, именно в день, когда силуэт затонувшей лодки показался над водой, выглянуло солнце. Некоторые очевидцы утверждают, что видели даже стаю дельфинов, будто прощальный подарок погибших подводников.
     

     12 августа на Военно-морском флоте пройдут памятные мероприятия, связанные с десятилетием со дня гибели атомного подводного ракетного крейсера Северного флота «Курск».
     Как сообщили «Красной звезде» в отделе информационного обеспечения ВМФ, в этот день на всех боевых кораблях, в воинских частях, военно-морских учебных заведениях почтят память погибших подводников минутой молчания, будут приспущены Андреевские флаги.
     На Северном флоте в Мотовском заливе Баренцева моря состоится церемония возложения венков на воду, в которой примут участие представители командования Северного флота, родственники и члены семей погибших подводников.
     В Москве пройдет церемония возложения венков к памятному знаку погибшим подводникам АПРК «Курск» у Центрального музея ВС РФ. В самом музее будет организован просмотр тематического фильма, посвященного памяти погибших подводников. В Тушинском парке, на причале у музея «Подводная лодка Б-396», состоится комплекс памятных мероприятий, в которых примут участие представители командования Военно-морского флота, общественной организации «Клуб адмиралов», ветеранских организаций ВМФ, военные моряки, родственники погибших подводников.
     В Санкт-Петербурге церемония, посвященная памяти подводников, состоится на Серафимовском кладбище.
     В православных храмах России пройдут молебны памяти погибших подводников атомохода «Курск».
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex