|
Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда». |
О войне с Ираном говорят уже с надрывом. При этом прикрываются словами о «точечных ударах» по иранским ядерным объектам, будто это что-либо меняет в безрассудной силовой затее. Ощущения наступающей беды расползаются по всему региону. В глубине души каждый, видимо, рассчитывает на мирный исход.
В кругах, лоббирующих американские военно-промышленные корпорации, гуляют неоднозначные настроения. Последствия иракской и афганской кампаний, возымев некоторое воспитательное значение, тем не менее не отодвинули замаскированную партию войны от соблазнов быстрых побед. У всех на слуху все более очевидное желание «решить вопрос» на региональном уровне, используя военно-технические возможности Израиля и его соответствующий морально-боевой потенциал.
Дело, однако, представляется таким образом, что агрессивный порыв накапливается именно в Израиле, который, мол, своим небезопасным поведением в отношениях с соседями может в конце концов поставить США перед фактом еще одной крупной разборки. Говорят, что некая авторитетная группа бывших сотрудников разведки («Объединение ветеранов разведслужб за разумный мир») обратилась к президенту с письмом, в котором заявила, что нападение Израиля на Иран готовится чуть ли не в августе.
Старые разведчики, в частности, пишут: «Израильское руководство предполагает, что удар по Ирану приведет к региональной войне, в которой Соединенные Штаты будут на их стороне без всяких условий и любой ценой. Такое развитие событий следует остановить, но это можно сделать, только предупредив заранее израильское руководство и осудив возможную атаку по Ирану до того, как она произойдет. Мы полагаем, что последние заявления высокопоставленных деятелей администрации, в том числе и ваши, о полном доверии к премьер-министру Нетаньяху, отражают ошибочную позицию».
Авторы письма советуют вспомнить о событиях 1967 года, когда Израиль, по их мнению, путем обмана и устрашений развязал Шестидневную войну и оккупировал арабские земли. Сейчас, считают они, израильское руководство действует по похожей схеме. При этом пытается использовать критический настрой международного сообщества по отношению к ядерной программе Ирана.
Разведчики-пенсионеры уверены, что истинная цель Израиля не разрушение иранских ядерных инфраструктур, а смена режима в этой стране. Внезапность агрессии, заключают ветераны, призвана лишить Вашингтон вариантов действий, кроме как оказание военной помощи главному союзнику на Ближнем Востоке.
Кто в действительности ведомый, а кто ведущий в настоящей опасной игре, сказать трудно. Жесткая ирано-израильская перепалка является лишь следствием обоюдного стремления первенствовать в злополучном регионе. Американцы же находятся за океаном, они несравненно мощнее и потому могут себе позволить более мягкие выражения неприязни к режиму, который в свое время низвергнул шаха и превратил страну из надежной опоры США в мишень для критики и карательных санкций. Однако мягкость выражений порой обратно пропорциональна жесткости реальной политики. Никто не станет спорить, что генератором антииранской «холодной войны» являются США, а Израиль всегда играл роль сателлита, хотя и с резко выраженными своими позициями.
Письмо президенту, кампанию в прессе, госдеповские запретительные распоряжения на поездки американских граждан – все это можно организовать. Однако трудно себе представить, чтобы Израиль без предварительной поддержки Вашингтона решился на войну с такой крупной региональной державой, как Иран. Имея в виду, что эта самая поддержка может быть выражена даже в форме этакого пассивного несогласия.
Между тем расклад общественного мнения в странах Ближнего Востока сдвигается не в пользу США. Опросы свидетельствуют о разрушении симпатий к Бараку Обаме, невзирая на его дружественные жесты в адрес мусульманского мира. Разочарования в некоторых местах выросли троекратно. В то же время в отношении иранской ядерной программы сколь-нибудь большого беспокойства не наблюдается. В частности, по данным Arab Public Opinion Poll 2010, 57 процентов жителей Египта, ОАЭ, Ливана, Иордании, Марокко и Саудовской Аравии не только верят, что Иран секретно разрабатывает ядерное оружие, но и выражают свою поддержку данному процессу. Для сравнения, такое же мнение год назад высказывали лишь 29 процентов жителей тех же государств.
Патрик Клаусон, представитель Института ближневосточной политики в Вашингтоне так комментирует итоги опроса: «Я не думаю, что для большинства участников опроса ядерный Иран является животрепещущей проблемой. Они просто хотят продемонстрировать, что исламскому миру есть что противопоставить давлению Запада».
В самом Иране экспертные предсказания о немалой вероятности войны встречают нарастающий патриотический гул. Политические и духовные лидеры обещают неминуемый разгром врагов иранской нации и ислама. И эта воинственная риторика глушит внутренние страхи.
|