на главную страницу

12 Августа 2010 года

Страна и мир

Четверг

«...Не лучше ль на себя, кума, оборотиться...»

Владимир КОЗИН,
   государственный советник Российской Федерации 2-го класса,
  кандидат исторических наук.



28 июля этого года Республиканская партия США, находящаяся, как известно, в оппозиции к нынешнему хозяину Белого дома, инициировала подготовку доклада государственного департамента «Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения», который содержал утверждения о неких «нарушениях» Россией двусторонних договоров и многосторонних конвенций по разоруженческой проблематике в период с 2004 по 2008 год.

     ЗАКАЗЫВАЯ ПОДОБНЫЙ документ, республиканцы отнюдь и не пытались получить реальную картину в данной сфере. Их интересовало совершенно другое: как получить дополнительные козыри против подписанного в Праге 8 апреля российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ-2010), ратификацию которого они изо всех сил пытаются торпедировать. К сожалению, американское внешнеполитическое ведомство просмотрело столь очевидный политический заказ со стороны руководства Республиканской партии и скомпоновало «доклад» о «нарушениях» нашей страной международных обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения, не приводя в нем никаких реальных фактов.
     Официальные представители госдепа затем предприняли несколько попыток, чтобы хотя бы как-то исправить очевидный промах с выпуском «доклада». Тем не менее в России факт его появления оставил самое негативное впечатление. Так, комментируя это «исследование», Министерство иностранных дел РФ подчеркнуло, что в документе государственного департамента США по-прежнему фигурируют «застарелые претензии» к России по конвенциям о запрещении химического и биологического оружия, а также содержатся далекие от действительности заявления «о несоблюдении Россией обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)». В комментарии также отмечалось, что «обнародование подобных докладов не способствует утверждению нового духа партнерских, доверительных отношений между нашими странами...»
     Опровержением голословных утверждений американской стороны, к тому же сделанных явно не к месту и не ко времени, дело, естественно, не ограничилось. Возник вполне законный и справедливый в подобных случаях вопрос: а как сами Соединенные Штаты соблюдают двусторонние и многосторонние договоры и соглашения по разоруженческой проблематике? Не преследуют ли они публикацией бездоказательных «разоблачительных» докладов параллельную цель отвести возможные критические замечания в свой адрес?
     Еще раз скрупулезно проанализировав выполнение Соединенными Штатами восьми двусторонних и международных договоров, соглашений и конвенций по контролю над вооружениями, российская сторона 7 августа довела до Вашингтона свое видение ситуации в данной сфере, разместив на интернет-сайте Министерства иностранных дел солидный документ «Факты нарушения США своих обязательств в сфере нераспространения оружия массового поражения и контроля над вооружениями». В нем, в частности, указывалось, что в период действия ДСНВ-1 так и не был снят ряд российских озабоченностей в отношении соблюдения этого договора со стороны США. Так, по ряду летных испытаний баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) «Трайдент-II», осуществлявшихся с Восточного ракетного полигона, заблаговременные уведомления и телеметрическая информация российской стороне не передавались, что фактически лишало Россию возможности контролирования одного из основополагающих параметров по данному договору.
     Российская сторона неоднократно высказывала озабоченности и в связи с несанкционированным переоборудованием пяти шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на полигоне Ванденберг в пусковые установки ракет-перехватчиков, что противоречит положениям ДСНВ-1. Остался открытым также вопрос относительно процедур переоборудования американских тяжелых бомбардировщиков (ТБ) B-1 в бомбардировщики, оснащенные под неядерные вооружения, а также их базирования. Вашингтон так и не представил убедительных доказательств того, что использованный ими набор процедур обеспечивает невозможность обратного переоборудования неядерных ТБ в ядерный вариант.
     Были оставлены без внимания российские озабоченности в связи с деятельностью по эксплуатации и обслуживанию американских подводных лодок, оснащенных пусковыми установками (ПУ) БРПЛ, на не заявленном в ДСНВ-1 объекте, расположенном на мысе Канаверал. Неоднократно указывалось американской стороне и на использование не предусмотренных этим договором процедур в ходе ликвидации МБР типа «MX», а также переоборудования ПУ БРПЛ «Трайдент-I».
     Относительно Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) российская сторона заявила, что для отработки элементов системы ПРО США используют целое семейство ракет-мишеней, имитирующих широкий спектр баллистических ракет средней дальности: НERA (с дальностью стрельбы до 1.200 км), LRALT (до 2.000 км), MRT (до 1.100 км). Осуществление запусков указанных изделий трактуется в соответствии с Договором о РСМД как испытания баллистических ракет наземного базирования средней дальности «нового типа», что является прямым нарушением его статьи VI.
     В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОГО нераспространения в российском докладе отмечалось, что в результате нарушений мер радиационной безопасности и правил хранения радиоактивных материалов на ряде американских предприятий и организаций только в 1996–2001 годах было утеряно около 1,5 тысячи источников ионизирующих излучений. В 2004 году были вскрыты факты утраты фирмой «Пасифик гэс энд электрик компани» (штат Калифорния) трех сегментов отработанных топливных стержней с тепловыделяющими элементами и был похищен контейнер, содержащий радиоактивные материалы цезий-137 и америций-241. В декабре 2005 года был утерян источник радиоактивного излучения, содержащий цезий-137. В октябре 2006 года в Лос-Аламосской национальной лаборатории, головном научно-исследовательском центре ядерного оружейного комплекса США, выявилась пропажа электронного носителя с засекреченной информацией. Особенностью данного происшествия явилось то, что в отличие от ряда предыдущих инцидентов, когда ядерные секреты попадали в руки иностранных разведок, в этот раз они были обнаружены полицией у криминальной группировки, связанной с торговлей наркотиками.
     Относительно соблюдения Соединенными Штатами многосторонней Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) в российском документе говорилось, что национальное законодательство в области нераспространения и уничтожения химического оружия позволяет американской стороне уклоняться от выполнения требований данной конвенции. В частности, американскому президенту предоставляется право отказывать в проведении предусмотренных конвенцией инспекций на американских химических объектах. Кроме того, пробы, взятые в ходе подобных проверок, могут быть запрещены к вывозу за пределы территории страны. Правительство США представило в технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) доклад о ликвидации в период с 2003 по 2008 год части иракского химического оружия (ХО). Согласно этим материалам, в указанные сроки американскими войсками в Ираке были взяты химические пробы отравляющих веществ (ОВ) и обнаружены химические боеприпасы. Все пробы и часть боеприпасов с неизвестным ОВ были направлены для идентификации в США, где их затем утилизировали. При этом своевременное информирование ОЗХО ни по факту обнаружения, ни по факту ликвидации ХО американцами не проводилось, а данные о проведенной дегазации местности в документах отсутствовали. Таким образом, представленные в ОЗХО документы подтверждают факт нарушения США положений КЗХО по процедурам объявления и уничтожения ОВ.
     В фактологическом докладе России констатируется, что, формально не нарушая своих обязательств по Конвенции о запрещении биологического оружия (КБТО), американская администрация продолжает избегать установления международного контроля за своей биологической деятельностью в любых формах. Характерной особенностью данной политики является настойчивое принижение роли КБТО в укреплении режима нераспространения биологического оружия.
     Особенно сомнительными с позиции статьи I КБТО выглядят заметно активизировавшиеся в последние годы и оправдываемые необходимостью борьбы с терроризмом исследования по так называемой оценке угрозы. Они предполагают не только традиционное для «защитной» тематики изучение поражающего действия известных биопатогенных агентов, но и попытки создания новых, в том числе генетически измененных.
     Несмотря на ужесточение правил обращения с возбудителями опасных инфекционных заболеваний, резкое увеличение числа допущенных к ним лиц параллельно с общим снижением их профессионального уровня стали объективными причинами многочисленных случаев внутрилабораторного инфицирования персонала и других происшествий в данной области, имевших место в последние годы.
     В США продолжаются начатые в университете штата Пенсильвания исследования искусственно синтезированного вируса оспы, вызвавшие неоднозначные оценки в мире еще в 2002 году.
     Соединенные Штаты исключают из числа декларируемых некоторые медицинские и биологические объекты ввиду недостаточной определенности критериев отнесения национальных научных программ, в том числе военных, к указанной категории. В частности, США из года в год не заявляют о наличии сети своих военно-медицинских научных центров, развернутых в Индонезии, Таиланде, Перу, Египте, Кении и других странах, под предлогом их расположения за пределами американской территории.
     В условиях резкой эскалации масштабов и темпов биологических исследований в США в период 2001–2009 годов произошла передача их значительной части гражданским министерствам и ведомствам и даже частным фирмам.
     ПО ВОПРОСУ О ВЫПОЛНЕНИИ Вашингтоном Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет в российском докладе указывается, что он стал подавать предуведомления о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей только с мая 2010 года, оставляя за собой право не сообщать о некоторых пусках ракет военного назначения. Такой подход подрывает основы функционирования Гаагского кодекса поведения в целом.
     МИД России также сообщил, что американские предприятия нарушают положения международных режимов экспортного контроля, продолжая активно поставлять различную продукцию, имеющую отношение к ракетным технологиям, а также соответствующие ноу-хау в зарубежные страны, около трети из которых не являются членами международного режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), включая Египет, Израиль, Кувейт, Оман, ОАЭ, а также Тайвань. Причем проверка использования ракет конечным получателем, предусмотренная американским законодательством, на регулярной основе не производится.
     Вразрез с принципами РКРТ осуществляется взаимодействие Вашингтона и Тель-Авива (не является членом режима) в рамках совместного проекта создания ракеты-перехватчика системы ПРО «Эрроу-2». В соответствии с двусторонним соглашением от 2002 года между компаниями «Боинг» и израильской «Израел эйкрафт индастриз» в США организовано производство крупных узлов таких ракет для последующей сборки в Израиле. При научно-техническом содействии США в Израиле создана трехступенчатая твердотопливная ракета-носитель типа «Шавит» со стартовой массой около 30 т, длиной около 18 м и диаметром цилиндрической части корпуса 1,35 м.
     Вопросы вызывают американские поставки Израилю авиабомб и ракет в ходе последних ближневосточных конфликтов. Данные действия США идут вразрез с базовыми положениями Вассенаарских договоренностей и принципами поставок оружия ОБСЕ.
     В результате расширения НАТО США совместно с другими государствами - участниками ДОВСЕ, подписавшими или присоединившимися к Вашингтонскому договору 1949 года, превышают «групповые» ограничения, установленные этим договором, которые должны распространяться не только на первоначальных членов НАТО, входивших в альянс на момент подписания ДОВСЕ, но и на присоединившиеся к альянсу страны, ранее входившие в Организацию Варшавского договора. США и другими государствами - участниками НАТО не соблюдаются отдельные положения ДОВСЕ, в том числе о недопустимости превышения согласованных максимальных уровней ограничений, в том числе в пределах «флангового района».
     Периодическое размещение обычных вооружений США на территориях Болгарии и Румынии оказывает дополнительное негативное воздействие на соблюдение «групповых» ограничений ДОВСЕ и на выполнение обязательства стран альянса об отказе от «дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил». Договор, как известно, препятствует размещению американских вооружений на территориях этих стран.
     В заключение российского доклада от 7 августа указывается, что США, поставляя легкое и стрелковое оружие (ЛСО) в Грузию, нарушают обязательство по Документу ОБСЕ о ЛСО 2000 года. Отмечено, что в 2008 году они экспортировали в Грузию крупную партию винтовок и карабинов в количестве 18,4 тысячи единиц, а также 40 тяжелых пулеметов.
     Таким образом, приведенные факты подтверждают, что Соединенные Штаты допускают многочисленные, нередко весьма грубые нарушения действующих соглашений в области разоружения и нераспространения.
     Видимо, не случайно то, что американская сторона сочла возможным лишь кратко прокомментировать доклад МИД России. Пресс-секретарь государственного департамента США Меган Мэттсон отреагировала только на одну из позиций российского документа - раздел, касающийся ДСНВ-1: «Мы выполнили все обязательства по ДСНВ-1», - заявила она. Но далее предпочла в разъяснения не втягиваться, так как, вероятно, получила инструкции: не оправдываться. Да и что тут можно было сказать в свое оправдание?
     Дополнительно следует напомнить, что в свое время США не ратифицировали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ДОСВ-2), Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ-2), а также многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Вашингтон не проявляет желания договариваться по проблематике сокращения тактического ядерного оружия, по вопросам предотвращения размещения оружия в космическом пространстве, хотя президент Барак Обама активно высказывался за их начало в своих предвыборных обещаниях.
     США прервали и до сих пор не возобновили восемь переговорных процессов по контролю над вооружениями и ограничению военной деятельности, которые они вели в течение ряда лет с Советским Союзом и с Россией, в том числе такие, как переговоры по противоспутниковым системам, снижению активности подводных лодок у берегов другой стороны, об ограничении военной деятельности в Индийском океане.
     КАК ИЗВЕСТНО, Соединенные Штаты, несмотря на многократные заявления о необходимости «перезагрузки» российско-американских отношений, выступают и с другими «докладами» - то об «уровне демократии» в нашей стране, то о необходимости соблюдения «свободы прессы», то о борьбе с «терроризмом», где распространяются тенденциозные сведения и открытая дезинформация в отношении нашей страны. К сожалению, мы неадекватно реагируем на подобные выпады Вашингтона, санкционированные на самом высоком государственно-политическом и военном уровне, или вообще отмалчиваемся.
     Доклад российской стороны от 7 августа, содержащий конкретные данные о нарушениях США целого списка договорных актов по проблематике нераспространения ракетно-ядерного оружия и контроля над вооружениями, является шагом в правильном направлении. Такая линия должна проводиться нами и по другим вопросам непростой повестки дня с Вашингтоном. Стремление налаживать нормальные, конструктивные и взаимовыгодные отношения с США не должно мешать нам «говорить им правду в глаза» там и тогда, когда это определяется практической целесообразностью и необходимостью вскрытия лживых утверждений.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex