на главную страницу

13 Августа 2010 года

Время и люди

Пятница

Из академии тыла – на фронт

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



Алексею Степановичу МузыЧенко 92 года, но выглядит он значительно моложе. Крепкого телосложения, подвижен, с открытым лицом, в беседе часто озаряющимся легкой улыбкой, он уважаемый человек не только среди ветеранов Тыла.

     Начинал он свою службу в 19 лет курсантом инженерного факультета Военно-хозяйственной академии в Харькове, службу заканчивал генералом в аппарате Тыла, а потом старшим преподавателем военной экономики кафедры стратегии Военной академии Генерального штаба. А наполнена эта служба была и боевыми событиями, и обеспечением жизнедеятельности войск, и научной работой...
     Думал ли мальчишка из села Летки, что под Киевом, которое еще с XI века было местом отдыха монахов Киево-Печерской лавры, - жители развлекали «святых отцов» церковной музыкой, больше на бандурах (отсюда и фамилия - Музыченко), что будет жить в столице и носить генеральскую форму? Не мечтал об этом и его отец, Степан Карпович, исконный крестьянин, вырастивший шестерых сыновей, из которых один, Петр, командир артиллерийского полка, погиб под Москвой в сорок первом.
     Все определила сама жизнь. С приближением фашистов к Харькову инженерный факультет академии во главе с его начальником генералом Цыгановым был направлен на фронт, на защиту Харькова. Курсант третьего курса Музыченко в звании воентехника 2 ранга (два «кубаря» в петлице) на попутной «полуторке» добирался в сторону фронтового Киева, а когда куда-то делся водитель - наверное, дезертировал, было и такое, - сам сел за руль и под бомбежками прибыл в Прилуки, в штаб 38-й армии. Начальник отдела тыла армии майор Метелкин сразу дал задание: подготовить карты расположения тыловых подразделений.
     - Связь плохая. Воспользуйтесь полуторкой, на которой прибыли, чтобы уточнить все на местности. В помощь даю лейтенанта Викторенко.
     Алексей сделал все, что можно было сделать в такой обстановке, - на 38-ю армию уже надвигалась танковая группа Клейста, форсировавшая Днепр. Вскоре 38-я оказалась в окружении. Начштаба генерал Семиволоков, сохраняя самообладание, собрал командование, поставил задачи на отход. Музыченко получил приказ: с группой двадцати солдат освободить мост через реку Ворскла, который, как донесла разведка, охраняли два немецких бронетранспортера.
     Для Музыченко это было первое боевое задание, и он тщательно продумал его. На соседнем хуторе нашел старичка, и на его лодке переправились на противоположный берег. По густым кустарникам дед провел их (потом вспоминал Алексей Степанович: «Как Иван Сусанин») к бронетранспортерам. Они почти вплотную подползли к ним и забросали противотанковыми гранатами. Те вспыхнули, гитлеровцев рассеяли огнем. Все это дало возможность многим попавшим в окружение подразделениям 38-й переправиться через реку и выйти из кольца окружения. Так Музыченко почти через месяц после получения звания воентехника стал старшим лейтенантом... А выйдя из окружения, он узнал, что в командование армией, обороняющей Харьков, вступил генерал Цыганов.
     Весной и летом 1942-го ситуация вновь ухудшилась. Предпринятое фронтом контрнаступление не удалось. 38-я армия отступала к излучине Дона. Прерывалась связь с частями тыла. Для ее восстановления и передачи шифровок командованием нередко использовался самолет По-2, на котором, как прежде на полуторке, перемещался Музыченко. Однажды вечером он попал под огонь немцев и был подбит. Летчик сумел посадить самолет в полосе фронта, но был ранен. Музыченко вытащил его из кабины, как мог, перевязал и попытался посадить на свое место, а самому сесть за штурвал (он уже практиковался в этом деле), но тут увидел, что к самолету, пыля, мчится машина. Думая, что это немцы, Алексей вытащил пистолет у летчика и достал свой, залег в траву и приготовился к обороне. Из подъехавшей машины выскочил мужчина в черном комбинезоне и замахал руками: «Свои!» Оказалось, это был директор местной МТС, занимающийся эвакуацией людей. Самолет подожгли и двинулись в сторону своих войск.
     А дальше Музыченко ждали события более крупные: армия пополнилась танковым корпусом, сначала вела успешные бои в излучине Дона, а потом вошла в состав Сталинградского фронта под командование генерала Еременко. Начиналась Сталинградская эпопея. К городу прорвалась 6-я армия Паулюса.
     Этого момента Алексею, штабному офицеру, не забыть никогда. 23 августа во второй половине дня небо над Сталинградом стало черным от армады нависших «юнкерсов». Стоял ужасающий рев, посыпались бомбы. Город запылал...
     Фронт двинулся на запад. Музыченко, как уже опытный оператор, оказался в штабе 4-го Украинского фронта, которым командовал генерал армии Толбухин. 25-летнего майора за его исполнительность и смекалку он называл «сынком».
     У «сынка» уже был опыт топографии местности и корректировки огня на самолете По-2. И в Крыму, при штурме Сапун-горы, он ему пригодился. Известно, что в 1942 году наши войска обороняли ее 250 дней, а войска Толбухина овладели ею 7 мая 1944-го - за один день. Была доля труда и Музыченко с его По-2, за что сразу же и последовала награда - Толбухин лично вручил орден Красной Звезды.
     На завершающем этапе войны вновь довелось встретиться с генералом Еременко.
     - Сталинградец? - только и спросил он, увидев (уже подполковника) Музыченко.
     Под его командованием он вошел и в Чехословакию. Встреча с жителями была восторженной, но Музыченко выпал еще один неожиданный для него эпизод. Война заканчивалась, и немцы, боясь возмездия со стороны советских солдат, предпринимали усилия уйти из полосы фронта на запад. Еременко, узнав об этом, выделил группу офицеров, в том числе Музыченко, чтоб преградить им путь. Алексей со своим помощником и ординарцем в течение ночи, проделав путь в 100 километров, вышли на трассу Оломоуц - Прага и на перекрестке столкнулись с немецкой многотысячной колонной. Старшему, полковнику, отдали приказ остановить колонну. Тот, уже понимая свою обреченность, выполнил приказ, а к этому времени подоспели наши подразделения и гитлеровцы были пленены. Грудь Музыченко украсилась орденом Красного Знамени.
     Так завершил боевую страду
     26-летний подполковник. Без всякой передышки он был направлен в Военную академию имени М.В. Фрунзе, которую окончил с золотой медалью, с аттестацией - командир полка. При распределении им заинтересовался маршал Василевский. Держа в руках его личное дело, он сказал: «Ваш фронтовой опыт и образование подходят для работы в Генштабе...» Возражать было трудно.
     А потом, как сегодня выражается Алексей Степанович, все пошло само собой: послужил начальником тыла дивизии в Прикарпатье, где, как вспоминает, построил 100-квартирный дом для офицеров, окончил Военную академию Генерального штаба, защитил докторскую диссертацию, находился в должности первого заместителя начальника штаба Тыла Вооруженных Сил. А напоследок трудился в Академии Генштаба старшим преподавателем.
     Удалась и личная жизнь: у Музыченко прекрасная жена - педагог Галина Геннадиевна, сын Юрий - подполковник, есть внуки и правнуки.
     Здоровья вам и творческой созидательной жизни, Алексей Степанович!
     На снимках: с третьего курса академии тыла - на фронт (слева - МузыЧенко); генерал-майор в отставке Алексей МУЗЫЧЕНКО


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex