|
Владимир МОХОВ, «Красная звезда». |
В политической, экономической, культурной жизни страны сегодня многое меняется. То, что еще в лихих 1990-х казалось незыблемым атрибутом демократии, сегодня выглядит если не анахронизмом, то определенным вызовом здравому смыслу.
Наевшись досыта пресловутого «суверенитета», в большинстве субъектов Федерации поняли, что не в нем счастье. Свалившееся как снег на голову количество всевозможных региональных полномочий отнюдь не всегда влечет за собой улучшение качества жизни. Как и появление в республике, крае, области своих президентов, министров, а то и советов безопасности не приводит автоматически к наполнению кошельков простого народа...
В Чечне, волею исторических обстоятельств оказавшейся в эпицентре пресловутой борьбы за «независимость», сполна хлебнувшей бандитской вольницы, пожалуй, раньше других поняли: обрести подлинную независимость, получив возможность жить по цивилизованным, а не шариатским законам, можно лишь в едином правовом поле со всей Россией. Не случайно эта республика - при всех имеющихся проблемах - среди прочих северокавказских регионов развивается сейчас наиболее динамично. А ее харизматичный лидер Рамзан Кадыров демонстрирует способность не только эффективно управлять своей территорией, но и мыслить в государственном масштабе. Сопоставляя то, что происходит в родной республике с общероссийским политическим пространством.
Собственно, с этим связана и его последняя инициатива. Перед тем как уйти в свой первый за последние годы официальный отпуск, Кадыров направил в парламент Чечни письмо, в котором просит изменить название высшего должностного лица ЧР. «Я исхожу из того, - пояснил Рамзан, - что в едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, администраций, губернаторами и т. д.». Он готов принять любой термин, обозначающий должность главы субъекта, кроме названия «президент».
Кадыров напомнил, что сразу отказался и от идеи подписания соглашения между федеральным центром и ЧР о разграничении полномочий. По его мнению, подобные документы не нужны, ибо есть Конституция, в которой все прописано. «Не должно быть субъектов с особыми полномочиями», - подчеркивает он, считая, что в стране следует прекратить «парад региональных президентов». Пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов при этом не исключает, что новая должность главы республики будет называться «имам». «Для Кадырова приемлемо любое название, не противоречащее Конституциям России и Чечни», - сказал он.
«Я тоже считаю, что в России должен быть один президент. Что касается руководителей субъектов, в том числе и национальных республик, то они должны называться не президентами, а главами конкретной республики», - сказал Интерфаксу первый зампред думского Комитета по законодательству Владимир Груздев (фракция «Единая Россия»). В то же время он против «имамизации» Чеченской Республики. «Имам у мусульман - лицо духовное, а у нас - светское государство. При всем уважении к представителям религиозных конфессий нельзя допустить, чтобы главы регионов именовались как духовные лица», - пояснил депутат.
Прав Кадыров или нет, покажет предстоящая политическая дискуссия. Но так или иначе, вряд ли можно считать нормальным, когда одним субъектом Федерации у нас рулит президент, другим глава республики, третьим председатель правительства, а четвертым - губернатор. Все-таки страна у нас единая. И жить в ней нужно по единым правилам.
|