
На полигоне, наблюдая за сноровистыми действиями расчетов одной из батарей, в беседе с командованием соединения не удержался от похвалы. Ведь личный состав в большинстве своем лишь недавно прибыл в часть с весенним призывом, а уже показывает хорошие результаты.
- У этого достижения есть конкретный автор – капитан Владимир Феонов, – сразу же отозвался исполняющий обязанности командира бригады подполковник Алексей Ихвишенка. – У него батарея не только по номеру первая – с таким командиром она всегда в лидерах. Феонов умеет своевременно сделать поправку на любые обстоятельства и успешно выполнить поставленную задачу. А уж о секретах этого умения узнайте у него самого.
Легко сказать, а разве поговоришь с офицером, когда он отрабатывает с командирами орудий выполнение огневой задачи? Когда подошел на позицию, капитан Феонов был в деле: его задача – из нескольких целей выбрать самую важную и принять решение по ее уничтожению. На это уходит всего несколько минут, и сразу виден почерк настоящего мастера – умение оценивать противника, произвести расчет по выбранной цели, эффективно корректировать огонь. В то же время и подчиненных нужно не выпускать из вида.
- Пока одному приходится разрываться на всю батарею, – поясняет офицер. – Лейтенанта Александра Кучина отпустил в отпуск – потом станет еще напряженнее. А двух командиров взводов ждем со дня на день – эти должности уже год как вакантны.
Сказал это Феонов вполне буднично, дескать, такая ситуация не в диковинку и он справляется. Но ведь ему и Кучину пришлось вдвоем целый год выполнять объем работы за четырех офицеров в батарее, где почти шестьдесят солдат и сержантов срочной службы. И, несмотря на это, вдвоем они показали высокий результат. Как сообщил подполковник Ихвишенка, именно этой батарее по итогам минувшего периода обучения доверено представлять округ на сентябрьских Всеармейских артиллерийских соревнованиях по полевой выучке.
- Жизнь то и дело вносит какие-то коррективы, но ясно одно: за нас никто задачи решать не будет, а потому ищем пути, как справляться с вводными, – прокомментировал Феонов невозмутимо. – К тому же за пять лет офицерской службы, из которых четыре – комбатом, сформировался алгоритм работы, который не раз выручал.
Как выяснилось, слагаемых у этого алгоритма несколько. Фундамент успеха по-феоновски – работа с офицерами. Старую истину о том, что командир должен во всем служить примером, он придирчиво проверяет на практике. Приходит в батарею новый офицер и сразу же проходит у него своеобразное полное тестирование: что может, где слабина, сам подтянется или требуется помощь? Помнится, Феонов только-только стал комбатом, как ему назначили командиром взвода выпускника военной кафедры Дагестанского государственного педагогического университета лейтенанта Асефа Джамалова. Офицер дисциплинированный и с жизненным опытом – на несколько лет старше комбата, но вот уровень подготовки...

- Базовые знания у меня были – все-таки факультет математики и информатики окончил, пять лет проработал учителем в Дербенте, – это рассказывал мне сам Джамалов, теперь уже капитан. – Но одно дело теория и другое – практика, полевая выучка. Честно говоря, приуныл и хотел проситься в другое подразделение, где требования к специальной подготовке пониже. Но Владимир Феонов, не считаясь со временем, помогал приобрести командирские навыки, открывал все новые премудрости ведения артиллерийского огня. Даже на спортгородок вместе выходили. Уже через год смог дать фору кадровым офицерам, в т.ч. по специальной подготовке. Мог сработать и за старшего офицера батареи, и за комбата. С подчиненными куда легче общаться стало. Так прикипел к службе, что спустя два года остался служить в бригаде, был назначен командиром ремонтной роты.
Это лишь один пример, а за пять лет через батарею капитана Феонова прошло несколько молодых офицеров, и все они за полгода-год существенно добирали в командирской подготовке. Тот же лейтенант Александр Кучин хоть и не так давно в должности, а уже и навыки прочные приобрел, и методику отточил.
- Сам тоже постоянно учусь, – делится Владимир Феонов. – И не только самостоятельно или в родной бригаде. Каждый год на тех же окружных соревнованиях командиров батарей, других мероприятиях постоянно встречаемся с толковыми офицерами-артиллеристами. Обмениваемся опытом, берем друг у друга все самое лучшее. Когда к нам ребята приезжают, то фотографии привозят, электронные версии всего того, что есть передового по учебной материально-технической базе, ведению документации. Сам тоже еду в гости в другие гарнизоны ЛВО не с пустыми руками. Иной раз будто бы какая-то бумажная мелочь, а бережет время, да и нагляднее информация.
На одном из сборов офицер узнал, что среднемесячное долевое участие артиллерии в выполнении общего объема огневых задач в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе составляло более 70 процентов, а ВВС и армейской авиации – около 30. Если же летчиков подводила погода, то тогда эта цифра для артиллеристов возрастала до 90 процентов. Словом, основной объем задач в огневом поражении противника – объективная закономерность для артиллерии. Здесь есть возможность проявить ряд ее очевидных достоинств: маневренность, высокую точность огня, оперативность в применении, несущественную зависимость эффективности от времени года, суток, погодных и других условий. Поэтому капитан Феонов изначально стремится, чтобы все подчиненные осознали важность решаемых задач. Напряженные тренировки по стрельбе и управлению огнем на полевых выходах, тактические учения с батареей и в составе дивизиона и, наконец, боевая стрельба – все это ради гарантии успеха в реальном бою.
Пропыленный и прожженный летним солнцем, Феонов, казалось бы, далек от бумаг – тут только успевай следить за подчиненными, на тренировках поворачиваться на все 360 градусов. Но у него документ документу рознь.
- Отнюдь не формально ведем в батарее журнал индивидуальных бесед, – уточняет Владимир. – Каждому подчиненному надо уделить время, но ты одно заметишь, другие офицеры – другое. Совместными усилиями четче вырисовывается портрет солдата и к тому же быстрее – надо как можно раньше все узнать и взять на вооружение. Тем более что контингент сложный: большинство из неполных семей – ребята без отца воспитывались. Есть сирота, у которого и жена сирота, а скоро второй ребенок ожидается, – тут свой подход для душевного спокойствия такого подчиненного. Словом, все без исключения требуют внимания, нужен глаз да глаз.
Но эта скрупулезная и незаметная работа проводится отнюдь не вхолостую – она дает результат. К примеру, как раз из таких сложных парней из неполных семей в дальнейшем получаются достойные младшие командиры и специалисты. Многие из них потом не уходят в запас, а переводятся служить по контракту в другие части – в этой такой возможности сейчас нет, так как комплектование идет солдатами и сержантами по призыву.
Слабое звено в алгоритме Феонова – младшие командиры. Точнее, слабина не у него, а в недостаточной подготовке самих сержантов, прибывающих из учебных подразделений. Их к тому же все меньше, поэтому приходится самим готовить командиров орудий. Сейчас один из первых кандидатов на эту должность – наводчик орудия рядовой Геннадий Токарев. Он уже прослужил более полугода, успел не раз отличиться.
- Такой индивидуальный подход к подготовке сержантов вполне уместен, и опыт накоплен, – это уже позднее говорил мне подполковник Алексей Ихвишенка. – Но как вариант можно было бы в достаточно крупных частях и соединениях возродить школы младших командиров. К примеру, мы в бригаде знаем, кто нам нужен и каком количестве, какими конкретными навыками сержант должен обладать с учетом имеющихся техники и вооружения. Да, там должны быть штатные офицеры, но КПД такой работы все равно окупится сторицей. К тому же офицеров такой школы можно было бы привлекать для работы с молодым пополнением, а то приходится дважды в год на месяц «выдергивать» командиров взводов и нагрузка на оставшихся в батареях возрастает.
...В конце пребывания в бригаде совершенно случайно узнал, что капитан Феонов учится в одном из гражданских вузов. Вот тебе и раз, такой толковый командир – и вдруг свернул не в ту сторону! Ему бы в военную академию готовиться.
- Туда и готовлюсь, – пояснил Владимир. – Дело в том, что в Екатеринбургском высшем артиллерийском командном училище попал в экспериментальный курсантский взвод, где после трех лет обучения получил среднее военное и среднее специальное образование и лейтенантские погоны. Сейчас вот аукнулось, так как один из критериев поступления в военную академию – высшее гражданское образование. Поэтому учусь заочно, осваиваю специальность юриста – это в любом случае пригодится. Получу этот диплом – и можно подавать документы в Михайловскую военную артиллерийскую академию.
На снимках: капитан Владимир ФЕОНОВ; батарея на позиции.