на главную страницу

18 Августа 2010 года

Армия и общество

Среда

ОНИ ПОБЕДИЛИ ОГОНЬ

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».
Фото автора.



Как уже сообщала «Красная звезда», Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, находясь с рабочим визитом в Йошкар-Оле, вручил орден Мужества стратегическим ракетчикам, проявившим героизм в борьбе с огненной стихией. Наш рассказ о том, как эти военнослужащие тушили пожары.


     Огненный смерч, который пронесся по Куярскому военному лесничеству, полковник Валерий Листопадный - заместитель командира Йошкар-Олинского ракетного соединения по тылу видел не только с борта Ми-8МТ, но и прямо из кабины БАТа. Проводя воздушную разведку над полыхающим квадратом, пролегающим неподалеку от линии электропередачи, где пожар, охвативший густой марийский ельник, раздуваемый порывистым ветром, продолжал свое нещадное нашествие, взял этот опасный район в кольцо. Никому в дивизии так досконально, как ему, облетевшему все в округе на вертолете, знающему все дороги, просеки и овраги не хуже лесника, не довелось изучить эти глухие, дремучие леса. Поэтому полковнику Листопадному пришлось самому выступить проводником, выдвинувшись на армейском БАТе в самое пекло, где деревья горели словно спички. Эту плешь в хвойном массиве, занимающую на схеме Куярского лесничества два квадрата, офицер называет лунным пейзажем: будто снегом, торфяники покрыты густым слоем пепла. Однако таким же выгоревшим мог оказаться и тот нетронутый ельник, который широкой полосой отсекли военные. Теперь, вспоминая как это было, начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ дивизии подполковник запаса Владимир Кузин не без гордости рассказывает о том, как здесь боролись с огнем.
     Первым эшелоном выдвинулись БАТы, которые, проламывая просеки, валили деревья. За ними шли пожарные машины, заливая все новые и новые очаги. Их резервуары, вмещающие всего-то восемь тонн воды, быстро опустошались, а поблизости, как назло, ни пруда, ни озера, ни реки. Не успевали они вернуться, как где-нибудь неподалеку от локализованного участка торфяники разгорались опять. С такой тактикой можно было бы долго топтаться на месте, если бы полковник Листопадный не проявил смекалку: он отправил им на подмогу бензовозы, наполненные водой. Теперь огнеборцы стремительно прорывались в самую глубь леса. Впрочем, на помощь брандмейстерам подоспели и МАЗы, те самые ракетоносцы, которые механики-водители используют для учебного вождения. Вместо ракеты на них, как известно, установлена «бочка». Ее здесь дооснастили мотопомпой «Гейзер». Эти «Тополя», каждый из которых способен заменить шесть пожарных машин, патрулировали дороги, тушили полыхающие обочины... Такая тактика приносила свои плоды.
     Несмотря на то что пожары на торфяниках считаются самыми непредсказуемыми, военные успевали вовремя залить даже тлеющие участки. Казалось, что затяжная эпопея борьбы с огнем подходит к концу. Однако не тут-то было. Стоило огнеборцам локализовать все очаги на западе, как восток вспыхнул новым заревом.
     Раскаленное солнце пробивалось сквозь сизую дымку смога. Огонь подкрался там, где его не ждали. Теперь могла загореться исправительная колония общего режима в поселке Ясном. И военные поспешили ее спасать.
     Огонь подступил чуть ли не к забору с колючей проволокой, за которым около тысячи осужденных.
     Однако армейские БАТы подоспели вовремя, именно они широкой просекой преградили дорогу наступающему пожару. По словам начальника Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл полковника внутренней службы Манвела Айряна, на одном из участков пламя от «колючки» отделяло буквально 200 метров. И в уме он уже прокручивал план эвакуации заключенных из Ясного в Новотроицкую воспитательную колонию, но этого не потребовалось. Военные потушили огонь.
     В тот день он работал в следственном изоляторе в Козьмодемьянске, но, узнав о безудержном нашествии пожара, неумолимо приближающегося к зоне, не теряя ни секунды, отправился туда. Уже в дороге по сотовому телефону он связался с командиром дивизии, который заверил, что подкрепление выйдет незамедлительно.
     - Нам нет необходимости обмениваться бумагами, затягивать время, - рассуждает Манвел Араратович. - Огонь - непредсказуемый противник. Безусловно, у меня есть и свои, ведомственные, пожарные машины, и мы стянули туда технику из других колоний, но без БАТов, которые провели разделительные полосы, они бы никуда не прошли. Поэтому я вам со всей ответственностью заявляю: если бы не помощь дивизии, мы вряд ли сумели бы поставить заслон огню.
     Когда он приехал в колонию, бульдозеры на базе артиллерийских тягачей уже валили деревья. Однако ветер усиливался, и огонь подступал к зоне все ближе и ближе. Вопрос об эвакуации техники, военных и заключенных мог встать ребром. Продолжать работы было опасно. Тогда майор Олег Пасечный, начальник инженерной службы ракетного полка, отправил механика-водителя в укрытие, а сам, управляя путепрокладчиком, невзирая на бушующее в нескольких метрах от него пламя, продолжил пробивать противопожарную полосу, отсекая распространение огня к территории исправительной колонии.
     Впрочем, и у майора Олега Белоусова, командира группы инженерного обеспечения ракетного полка, не было никаких сомнений в том, что они справятся и не позволят огню перекинуться за «колючку». И хотя, по его же словам, не бывает легких пожаров, куда тяжелее было спасать поселок Солнечный, что приютился в Суслонгерском лесничестве. С тех пор его китель так пропах копотью и гарью, что до сих пор не получается отстирать его. Офицер никогда не забудет, как, захлебываясь едким и удушливым дымом, подменив растерявшегося механика-водителя, сам сел за рычаги БАТа.
     - Ель, которую мы завалили, - рассказывает он, - корневой системой попала между отвалом и путепрокладчиком. Ни вперед не сдвинешься, ни назад не сдашь. А тут еще и огонь идет стеной. Тягач мог бы сгореть, медлить было нельзя. У меня было больше опыта, чем у солдата, недавно пришедшего из «учебки». Надо чувствовать машину: когда повернуть вправо, когда взять чуть-чуть левее, когда поднять отвал, когда газануть...
     Майор Белоусов понимал, что рискует жизнью, выводя из горящего лесного завала раскаленный БАТ, что был так необходим на окраине поселка, который им удалось спасти, отстоять в этом жутком зареве наступающего огня... Потому-то свой орден Мужества он считает заслуженной наградой.
     По его словам, хвоя полыхала повсюду. То тут, то там возникали все новые очаги, окружая Солнечный со всех сторон.
     Сизый, почти непроницаемый дым делал густой марийский лес непроходимым. Иногда пыль так густо оседала на стеклах БАТа, что скатывалась комками.
     - Радиатор тоже забивался пылью, - вспоминает рядовой Александр Ивахненко, - и постоянно перегревался. Останавливались, делали передышки. Иногда на выхлопные коллекторы попадали сухие листья и небольшие ветки, приходилось постоянно вычищать их...
     Спасать поселок Солнечный от пожара рядовому Ивахненко не довелось. Он оборудовал противопожарную полосу неподалеку от деревень Михайловка и Пиштер. Им тоже угрожала опасность. Однако там была проведена опашка, проложены полосы по периметру пожара, по лесным просекам. Сейчас огонь в этих районах локализован, а пожарные расчеты тушат очаги возгорания внутри периметра.
     - Случалось, только-только собьем верховой, - продолжает он, - как дунет ветер - и пламя снова разгорается. Поэтому многие наши просеки, которыми мы отсекали огонь, петляют. Металл у БАТов крепкий. Никто не пострадал, даже когда на путепрокладчик падали горящие деревья. Проблемы после обвалов возникали с гидравликой и электрикой.
     Такие поломки приходилось устранять прямо в лесу. Тем не менее не все механики-водители могли сразу сообразить, в чем дело, когда БАТ вдруг не трогал с места. Однако, если огонь уже подступает к машине, не так-то и легко в этом разобраться. Увидев, что соседний тягач, попавший в самое пекло, отстал, командир отделения инженерной разведки младший сержант Михаил Елин испугался за сослуживцев: он видел, как вековая ель рухнула на них. Парень облился водой и, выскочив из машины, бросился на помощь.
     - Ребята не пострадали, они просто не знали, что делать, - утверждает он. - В технике я кое-что смыслю, все-таки автомеханик второго разряда. Однако работать в горящем лесу было страшновато. Пришлось поспешить. Везде полыхало и дымилось, даже в метре ничего не видно. Схватил инструменты и починил машину...
     Когда младший сержант Елин рассказал родителям, что его наградили орденом Мужества, который он получил из рук президента, они поначалу даже не поверили, дескать, на ходу сочиняет небылицы. Такой же была реакция домочадцев и у рядового Александра Батунова. Только когда парень добавил, что о нем уже написала «Красная звезда», отец всерьез воспринял его слова.
     
Наша справка

     Всего в мероприятиях по ликвидации и локализации природных пожаров на территории Республики Марий Эл, Московской, Ивановской, Владимирской, Саратовской и Нижегородской областей принимают участие более 200 военнослужащих РВСН и 40 единиц военной и специальной техники (путепрокладчики, авторазливочные станции, автоцистерны, автомобили КамАЗ). Для мониторинга пожарной обстановки задействован вертолет Ми-8МТ Йошкар-Олинского ракетного соединения.
     За время проведения работ по предотвращению распространения очагов возгорания в регионах Центральной России личным составом и инженерной техникой воинских частей РВСН оборудовано более 350 км минерализованных полос и более 115 км противопожарных рвов.
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex