на главную страницу

18 Августа 2010 года

На рынках оружия

Среда

КТО ВЫИГРАЕТ ТЕНДЕР?

Андрей ЗАБОЛОТСКИХ, «Красная звезда».



В последние годы Индия проводит достаточно много тендеров на поставку вооруженным силам республики различного вооружения и военной техники. Однако ни один из них не вызвал такого резонанса, как тендер на поставку ВВС 126 многофункциональных истребителей. Он стартовал еще в августе 2007 года. По итогам конкурса с победителем будет заключен контракт на 420 млрд. рупий (9,1 млрд. долларов), причем 50 процентов от общей стоимости сделки должны быть реинвестированы в индийскую экономику. Кроме того, победитель тендера должен будет передать Индии технологии производства самолетов.

     По планам министерства обороны Индии первые самолеты должны поступить на вооружение ВВС страны в 2012 году, остальные - до 2020 года. Срок службы истребителей рассчитан на 40 лет, в течение которых они будут проходить постоянную модернизацию и обеспечиваться самым современным вооружением. Первые 18 машин Дели планирует получить в готовом виде, остальные 108 должны быть построены по лицензии на предприятиях индийской компании HAL. Кроме того, предусматривается опцион на приобретение дополнительно 64 боевых самолетов. Что подразумевает возрастание стоимости контракта до 16 млрд. долларов.
     Официальные предложения поучаствовать в тендере на поставку многофункциональных истребителей получили шесть фирм: две американские - «Боинг» (самолет F/A-18E/F «Суперхорнет») и «Локхид Мартин» (F-16A/B «Файтинг фалкон»), французская Дассо («Рафаль»), шведская СААБ (самолет JAS-39 «Гриппен»), европейский консорциум ЕАДС (Великобритания, Германия, Италия, Испания; самолет EF-2000 Еврофайтер «Тайфун») и наш российская РСК «МиГ» (истребитель МиГ-35).
     F/A-18E/F «Суперхорнет»- палубный истребитель-бомбардировщик. Он является глубокой переработкой проекта истребителя F/A-18. 29 ноября 1995 года совершил первый полет. Для постройки самолета на авиазаводе в Сент-Луисе была специально организована новая сборочная линия.
     На F/A-18E/F «Суперхорнет» установлены два двигателя Дженерал Электрик F414, мощность ТРДДФ F414 увеличена на 35% по отношению к двигателю F404-400, применявшемуся на истребителях-бомбардировщиках F/A-18А/В. Важной особенностью самолета стал заложенный при его проектировании комплекс мер, направленных на обеспечение выживаемости машины в боевых условиях. Проект представляет комбинацию низкой заметности, усовершенствованных средств ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ), мероприятий по обеспечению боевой живучести самолета, использования бортовых систем оружия, действующих за пределами средств ПВО, что наряду с новыми тактическими приемами боевого применения позволяет в совокупности обеспечить безопасность машины и экипажа.
     Длина - 18,31 м, максимальная взлетная масса - 29,9 тонны, максимальная скорость на высоте -
     1.915 км/ч, практическая дальность - 1,3 тысячи км. Самолет имеет 11 узлов внешней подвески для оснащения управляемыми ракетами класса «воздух–воздух» малой и средней дальности. Имеется встроенная шестиствольная 20-мм пушка.
     F-16 А/В «Файтинг фалкон» - многофункциональный легкий истребитель, разработанный компанией «Дженерал Динамикс», которая в 1993 году продала свой авиастроительный бизнес «Локхид корпорэйшнл» (в настоящее время - «Локхид Мартин»). Благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости F-16 пользуются успехом на международном рынке вооружений, состоят на вооружении 24 стран. F-16 является самым массовым истребителем четвертого поколения - на 2009 год построено свыше 4.400 машин. Хотя F-16 больше не строится для ВВС США, он все еще производится на экспорт.
     F-16 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция выполнена на 78,3% из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы, 4,2% - углепластик и 3,7% - сталь.
     Длина - 15,03 м, нормальная взлетная масса - 11,5 тонны, максимальная скорость на высоте - 2.20 км/ч, практическая дальность - 1,3 тысячи км. Самолет имеет 9 точек на внешней подвеске для оснащения управляемыми ракетами средней дальности и свободнопадающими бомбами. Для ближнего боя применяется встроенная пушка калибра 20 мм. Максимальная боевая нагрузка - 9,2 тонны.
     «Рафаль» - многоцелевой истребитель поколения 4+. Совершил первый полет 4 июля 1986 года. С 2000 года эксплуатируется ВВС и ВМС Франции. Обладает пониженной радиолокационной и инфракрасной заметностью, а также улучшенными характеристиками боевой живучести. Выполнен по традиционной для истребителей фирмы «Дассо» схеме с треугольным крылом, в которой переднее поворотное горизонтальное оперение (так называемые канарды) расположены впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная перегрузка - 11). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м.
     В последние годы резко возросла угроза со стороны переносных зенитных ракетных комплексов. Поэтому на истребителе используется система датчиков, предупреждающих о лазерном облучении. Эти датчики расположены с обеих сторон носового обтекателя и хвостовой части фюзеляжа, обеспечивая круговой обзор. Обязательным является также наличие на самолете датчиков, предупреждающих о приближении ракет, имеющих тепловую ГСН. Приближающуюся ракету можно на большом расстоянии обнаружить по тепловому следу работающего двигателя, при этом не надо использовать радиолокационные средства обнаружения, способные демаскировать «Рафаль». В целях самообороны могут использоваться тепловые ловушки или оптоэлектронные ложные цели. Для их отстрела на самолете есть четыре устройства.
     Первое боевое применение состоялось в марте 2007 года в ходе операции НАТО в Афганистане.
     Длина - 15,27 м, нормальная взлетная масса - 18,5 тонны, максимальная скорость на высоте - 1.900 км/ч, практическая дальность - 2 тысячи км. Самолет имеет 13 точек на внешней подвеске для оснащения управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» средней дальности и двумя ракетами ближнего воздушного боя. Для ближнего боя применяется встроенная пушка калибра 30 мм. Максимальная боевая нагрузка - 6 тонн.
     JAS 39 «Гриппен» - многоцелевой истребитель четвертого поколения. С 1996 года состоит на вооружении ВВС Швеции, эксплуатируется также ВВС Венгрии, Чехии и ЮАР. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый самолет должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлет, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.
     Поставив цель создать действительно многофункциональный боевой самолет, разработчики «Гриппена» в качестве направления главного удара выбрали совершенствование технологий обработки информации на борту. Решающим моментом здесь признается взаимодействие летчика и самолета, а главной трудностью - организация информационного потока таким образом, чтобы он не был чрезмерным, но в то же время являлся бы достаточно полным, чтобы вызывать доверие. С самого начала программы этому придавалось огромное значение, гораздо большее, чем улучшению летных характеристик. «Ключ к победе в реальном бою заключен в победе в информационной войне», - утверждает полковник Андерсон, командир первого авиакрыла, укомплектованного «Гриппенами».
     Работая над этими вопросами, создатели самолета стремились уменьшить нагрузку на летчика особенно в бою, чтобы дать ему больше времени для принятия тактических решений. Пилотирование максимально автоматизировали, много внимания уделили рациональному размещению в кабине средств управления радаром и вооружением, реализовали концепцию пилотирования без отрыва рук от РУД и РУС. Электродистанционная цифровая троекратно резервированная система управления самолетом должна предотвращать выход на закритические режимы полета, спровоцированные ошибочными действиями человека, чтобы дать ему возможность в полной мере предаться азарту воздушного боя.
     Длина - 14,10 м, нормальная взлетная масса - 13 тонн, максимальная скорость на высоте - 2,25 км/ч, практическая дальность - 3,5 тысячи км. Самолет имеет 7 точек на внешней подвеске для оснащения управляемыми ракетами малой дальности класса «воздух-воздух», класса «воздух-поверхность» и свободнопадающими бомбами. Для ближнего боя применяется встроенная пушка калибра 27 мм. Максимальная боевая нагрузка - 9 тонн.
     «Тайфун»- многоцелевой истребитель с передним горизонтальным оперением. Исследования перспективного самолета начались еще в 1979 году. В настоящее время ведется серийное производство истребителя. Самолет поставлен на вооружение ВВС Германии, Италии, Испании и Великобритании. Австрия заказала 15 истребителей. Саудовская Аравия подписала контракт стоимостью 4,43 миллиарда фунтов стерлингов на поставку 72 машин.
     Боевая эффективность этого истребителя-перехватчика была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии. В ходе встречи двухместного британского «Тайфуна» с двумя американскими истребителями F-15E по инициативе американцев имитировалось боевое столкновение. «Тайфуну» удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин.
     Длина - 15,96 м, максимальная взлетная масса - 23,5 тонны, максимальная скорость на высоте - 2.120 км/ч, практическая дальность - 3,8 тысячи км. Самолет имеет 13 точек на внешней подвеске для оснащения управляемыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Для ближнего боя применяется встроенная пушка калибра 27 мм.
     МиГ-35 - многоцелевой истребитель поколения «4++». Впервые истребитель был представлен публике на международном авиасалоне «Аэро Индия-2007». Имеет две модификации - одноместную МиГ-35 и двухместную МиГ-35Д. Обе они представляют собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик. В качестве основного пути повышения боевой эффективности МиГ-35 было избрано совершенствование бортового радиоэлектронного оборудования.
     Самолет обладает повышенной боевой устойчивостью за счет установки комплекса обороны, пониженной радиолокационной и тепловой заметности, возможности обнаруживать и обстреливать цели с применением пассивных систем обнаружения целеуказания, за счет способности выполнять посадку на необорудованных и неосвещенных аэродромах, а также за счет автономности базирования.
     Длина - 17,32 м, нормальная взлетная масса - 17,8 тонны, максимальная скорость на высоте - 2.200 км/ч, практическая дальность - 2 тысячи км (с дополнительными топливными баками - 3 тысячи км). Самолет имеет 10 точек на внешней подвеске для оснащения управляемыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Для ближнего боя применяется встроенная пушка калибра 30 мм. Максимальная боевая нагрузка - 6,5 тонны.
     Конкурс проводился в три этапа. На первом - специальная техническая комиссия, созданная индийским правительством, проверила предложения фирм-претендентов на победу, соответствие их заявок тактико-техническому заданию ВВС Индии. Затем прошли реальные испытания самолетов-конкурентов на предмет определения их реальных боевых и эксплуатационных возможностей. И, наконец, была проведена оценка коммерческих предложений конкурсантов.
     На каждом из этих этапов претендентов ожидали непростые задачи. Например, реальные испытания самолетов проводились на базах местных ВВС в самых сложных условиях воздушного боя, при массированном воздействии на них средств радиоэлектронной борьбы, противодействия других самолетов. В том числе и нашего Су-30МКИ. И на всех этих испытаниях МиГ-35 выглядел явным фаворитом. «Мы достаточно успешно прошли оценочные испытания как в Индии, так и в России. На сегодняшний день индийская сторона анализирует результаты этих испытаний, и я надеюсь, что мы войдем в короткий список участников тендера», - заявил замгендиректора «Рособоронэкспорта» Александр Михеев.
     Поэтому сообщение индийского телеканала «Таймс Нау», сделанного им неделю назад, о том, что в число двух финалистов вошли самолеты «Рафаль» и «Тайфун», прозвучало как гром среди ясного неба. Правда, телеканал не ссылался на официальные источники. Свой вывод он сделал на основании заявлений представителя EADS Бернарда Герверта и посла Германии в Индии Томаса Матусека о том, что их самолеты «лидеры конкурса».
     В Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» в связи с этим заявили, что организаторы тендера пока не объявляли короткий список участников тендера. «В настоящее время все материалы по тендеру находятся в министерстве обороны Индии. Никаких официальных документов по поводу определения короткого списка к нам не поступало. О том, кто примет участие в финале тендера, пока ничего не известно», - сказал представитель компании.
     Он напомнил, что победителей этого тендера СМИ называли уже не раз. В одном случае это были американцы, в другом -французы, в третьем - европейский «Тайфун». Но каждый раз эта информация не подтверждалась.
     И действительно, через несколько дней индийские СМИ со ссылкой официального представителя министерства обороны страны Ситаншу Кара опровергли информацию телеканала, сообщив, что ВВС Индии не называли фаворитов тендера. По словам Ситаншу Кара, военное ведомство получило полный доклад об испытании шести истребителей - участников тендера, однако короткий список финалистов пока составлен не был.
     Главком ВВС Индии маршал авиации Прадип Васант Наик также подтвердил, что все необходимые экспертные отчеты представлены в главное военное ведомство страны. «Рассчитываю, что мы определимся с выбором до конца текущего года, - отметил он. - Уже к 2014 году ВВС должны прийти с обновленным парком. При этом самолеты, которые будут выбраны для вооружения ВВС Индии, должны безотказно работать в разных климатических и природных условиях - и в горячих, влажных прибрежных районах, и в знойных пустынях, и в заснеженном гималайском высокогорье».
     Между тем наблюдатели отметили, что информация о невключении МиГ-35 в число финалистов появилась накануне очередного заседания межправительственной комиссии, которое начнется 30 августа и на котором будет обсуждаться этот тендер. Поэтому не исключено, что таким образом индийская сторона намекает на необходимость улучшения предложения российского участника тендера. Хотя куда же лучше. Ведь главное преимущество российского предложения заключается в том, что МиГ-35 - самый дешевый из самолетов, представленных на тендер. По оценке эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, наиболее дорогой «Рафаль» стоит порядка 79,5 млн. долларов, тогда как стоимость МиГ-35 - «чуть выше 40 млн. долларов».
     По мнению главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, сильной стороной МиГ-35 является также большой опыт российско-индийского военного сотрудничества. «В постсоветский период в Индии было успешно развернуто лицензионное производство самолетов семейства МиГ, а также заключен контракт на поставку корабельных истребителей МиГ-29К»,- напоминает эксперт. Важно отметить, что впервые при выборе истребителя для индийских ВВС оценивается не просто стоимость закупки самолета, но и весь жизненный цикл - эксплуатационные расходы в течение последующих 40 лет при налете 6 тысяч часов. И здесь российский МиГ также имеет преимущество.
     Так что надо подождать официального подведения итогов тендера. Пока у российского самолета есть все шансы попасть в число его финалистов.

     

     «Тайфун».
     МиГ-35.
     F-16 А/В «Файтинг фалкон».
     F/A-18E/F «Суперхорнет».
     JAS 39 «Гриппен».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex