на главную страницу

18 Августа 2010 года

Культура

Среда

Геннадий ГЛАДКОВ: «ЛУЧШИЕ УЧЕНИКИ - ЛЮДИ ВОЕННЫЕ»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



Мало кто знает, что народный артист России композитор Геннадий Гладков - автор музыки к любимым всеми фильмам «Обыкновенное чудо» и «Джентльмены удачи», «12 стульев», «Собака на сене» и сотен других мелодий для кино и театра - начинал с военной тематики. Равно как и его первые ученики были в армейской форме.


     - Да, когда только-только делал первые шаги как молодой композитор, то начинал с солдатских песен - поступило такое предложение. К тому же это было востребовано, у меня самого были свежи детские воспоминания о войне: бомбежки, тушение «зажигалок»... Трудно сказать, насколько те песни получились удачными, но работа над ними доставила удовольствие.
     В Московской консерватории, где, будучи аспирантом, преподавал, своих первых четырех учеников взял с улицы. Все военные, один после суворовского училища. Они просто хотели поднабраться музыкальной грамоты, но, увидев у них искру божью, уговорил поступать. Эти лучшие ученики давно женились, у них дети, но они до сих пор ходят ко мне, звонят.
     - Выходит, помогли им найти свое призвание. А сами сразу решили стать композитором. Ведь вы из музыкальной семьи...
     - Да, дед аккомпанировал на саратовской гармошке самой Лидии Руслановой, отец играл на аккордеоне и был солистом оркестра Александра Цфасмана. Музыке меня стали учить рано, окончил музыкальную школу. Но сначала отправился получать «серьезную профессию» в Московский химический политехникум. Почему пошел по этой линии? Знал, что в химии что-то создают, и это творчество привлекало: хотелось вывести некую формулу. Наверное, есть какая-то закономерность в том, что впоследствии фильм, к которому написал музыку, назвали «Формула любви». Как отличника меня распределили в НИИ. Там даже придумал способ получения красителя какой-то особой красоты, но... через пять минут цвет исчез - формула оказалась нестойкой. Словом, через год пришло разочарование в профессии. Тогда и решил поступать в музыкальное училище - судьбу не обманешь...
     - Знаю, что учились вы очно и училище окончили в 24 года, а Московскую консерваторию и аспирантуру - в 31. Наверное, непросто приходилось в материальном плане?
     - Мы жили очень бедно, как, впрочем, и многие в те годы. Хорошей тогда считалась зарплата в 200 рублей, а моя мама получала 80. У меня, как аспиранта консерватории и одновременно преподавателя, ставка была 105 рублей. Но хотел писать музыку и работал на полставки - получал 52 рубля. Мягко говоря, немного для тридцатилетнего мужчины. Схожая ситуация была у всех. Если артист не снимался в кино, то получал примерно столько же. Появился на экране - ситуация менялась.
     Помню, когда принес свое первое произведение в издательство, мне сказали: «Заплатим 100 рублей». Я удивился: «Почему так мало?» Тогда они вытащили толстый талмуд, где все расписано: столько-то народному артисту, столько-то заслуженному, столько-то лауреату. Я ни под одну категорию не подходил, значит, первый снизу.
     Но в период учебы упорно работал. Писал произведения для оркестра народных инструментов, духовую музыку и т. д. Уже тогда понимал, что театр и кино требуют универсальных навыков - надо уметь делать все. Помню, когда окончил аспирантуру, то сказал: «Ну все - выучился!» На что прекраснейший композитор и педагог консерватории Сергей Баласанян заметил: «Здесь ты только пребывал и постигал азы, а учить будет жизнь». Он оказался прав.
     - Слава пришла к вам после мультфильма «Бременские музыканты». С него и начинали свой путь на экран?
     - Первые фильмы у меня были научно-популярные, на которых я учился. Но когда мой одноклассник Василий Ливанов заканчивал Высшие режиссерские курсы и снимал мультфильм «Самый-самый», то, зная меня с детства, музыку доверил писать мне. Такой вот дебют. Хотя начальство противилось: Гладков не член Союза композиторов, молод и т. п. Но Ливанов не тот человек, которому можно указывать, - настоял.
     Василий учился вместе с Инессой Ковалевской, и она со мной и поэтом Юрой Энтиным сделала в 1967 году мультфильм «Четверо с одного двора». Потом привлекла к работе над «Бременскими музыкантами». Музыку написал за одну ночь - днем некогда было. Сами делали эскизы персонажей, озвучивали. Там сразу в нескольких амплуа прозвучал Олег Анофриев. Потом была почти сотня мультфильмов («Как львенок и черепаха пели песню», «Голубой щенок» и др.), но этот запомнился не только музыкой: мы, участники той «авантюры», подружились и дружим до сих пор.
     - Вы вокалом не балуетесь? Сейчас это модно...
     - Каждому свое, разве что на авторских вечерах. Но одна заметная партия у меня есть: озвучил короля во второй части «Бременских музыкантов». Вынужденно: пришлось подменить Муслима Магомаева, который и должен был петь. Так что вместо звезды эстрады заполнил пустоту в фонограмме...
     - Сегодня многие композиторы предпочитают пересесть от рояля к компьютеру. Вы не пробовали?
     - Я предпочитаю ноты и музыкальный инструмент. К слову, это тенденция: даже музыканты, не воспитанные в старой школе, считают, что компьютерный бум, похоже, проходит. Уже всем ясно: музыку сочиняет не машина, а человек.
     - Согласен с вами, иначе лучшими композиторами были бы лидеры в IT-технологиях. И все-таки, после написания сотен шлягеров не появилась ли мысль, что можно «рассчитать» мелодию, которая станет популярной?
     - Математический подход тут неприемлем. Ведь при наличии такой музыкальной формулы даже посредственный композитор мог бы всегда рассчитывать на успех. Увы, и сам не знаю, как рождаются мелодии. Далеко не всегда они приходят в относительно сформированном виде: сначала появляется одна половинка, потом приходится мучительно искать вторую. Но сам поиск всегда интересен, и его удачный исход - лучшая награда для композитора. И одновременно эликсир молодости: в свои 75 возраста по-прежнему не чувствую.

     

     Композитор Геннадий ГЛАДКОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex