на главную страницу

19 Августа 2010 года

Страна и мир

Четверг

РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». Инфографика Ивана НИКОЛАЕВА.



Завтра в Армению с официальным визитом пребывает Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Здесь он также примет участие в работе саммита глав государств - участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

     В ходе визита в Ереван Дмитрий Анатольевич проведет ряд двусторонних встреч с руководством республики, по итогам которых планируется подписать ряд российско-армянских соглашений. В том числе о продлении срока пребывания 102-й российской военной базы в Армении и расширении ее функций по обеспечению военной безопасности в регионе; строительстве государственной корпорацией «Росатом» новой Армянской АЭС; реадмиссии и о совместной борьбе против нелегальной миграции.
     Посетит Дмитрий Медведев и город Гюмри, где дислоцируется 102-я база. Здесь он ознакомится с условиями прохождения службы российскими военнослужащими, а затем совместно с армянским коллегой Сержем Саргсяном примет участие в торжественной церемонии открытия восстановленного воинского мемориала «Холм Чести», являющегося уникальной реликвией российско-армянской дружбы.
     
Наша справка

     Холм Чести - военное кладбище, организованное как мемориал в 1856 г. по приказу главнокомандующего Кавказским корпусом генерала Николая Муравьева. Тогда же рядом была построена русская православная часовня Св.НиколаяЧудотворца, освященная в 1886 году как место отпевания погибших. Она была приписана к Александропольской крепостной церкви. Над ее входом начертано: «Здесь царство мира и покоя».
     В дальнейшем - 6 ноября 1902 года состоялась торжественная закладка монумента у братских могил русских солдат, торжественное открытие которого состоялось ровно через восемь лет. Памятник представлял собой скалу из серого гранита, на вершине которой русский солдат победно водружал триколор, а у подножия постамента двуглавый орел трепал поверженный турецкий флаг. Ниже помещалась надпись: «Русским воинам, доблестно павшим при штурмах крепости Карс в 1828, 1855 и 1877 годах».
     К сожалению, часовня и кладбище не стали царством мира и покоя: после занятия османскими войсками в 1918 году Карсской области памятник был уничтожен; в 1956-1975 гг. с попустительства советских городских властей было срыто и мемориальное кладбище, надгробия уничтожены.
     Инициатива о восстановлении мемориала была озвучена три года назад (российский военно-патриотический благотворительный фонд «Отечество»). Для решения организационных вопросов и осуществления проекта был создан российско-армянский благотворительный фонд «Дело чести». Кураторы проекта - Русская православная церковь, Министерство обороны РФ, посольство России в Армении.
     Участие в восстановлении мемориала приняли также члены российско-армянской комиссии межпарламентского сотрудничества, министерства и ведомства Армении, военнослужащие армянской национальной армии, 102-й российской военной базы, Пограничных войск ФСБ РФ на территории Армении, правительство Ульяновской области, руководство Ширакской области Армении и города Гюмри.
     Ныне здесь покоятся останки 240 русских офицеров, павших на поле брани в ходе кавказских военных кампаний XIX века, в том числе генералов Ковалевского, князя Гагарина, Граббе, Челокаева.

     Касаясь вопроса продления пребывание 102-й базы, а договором предусматривается срок его действия до 2044 года с автоматической пролонгацией на последующие пятилетние периоды, можно отметить, что для Еревана российское военное присутствие - один из элементов обеспечения безопасности страны. Дело в том, что в Армении ощущается дефицит безопасности, поскольку, как постоянно подчеркивается в республике, она граничит по крайней мере с несколькими враждебными государствами. В этой связи более 70 процентов армян, согласно соцопросам, уверены, что наличие российской базы в стране обеспечивает их безопасность.
     Армянские политики заинтересованы в усилении этого присутствия. И потому для 102-й российской военной базы создан режим максимального благоприятствования: арендная плата за базу в Гюмри не взимается, Армения обеспечивает ее необходимыми коммунально-бытовыми услугами. А пограничная группа ФСБ России совместно с армянскими пограничниками с 1992 года охраняет границы республики с Турцией и Ираном. «Решение о продлении базирования обращено в будущее, его нужно признать прагматичным», - считает зам. гендиректора ИАЦ МГУ Александр Караваев.
     Спекуляции же на вопросах возможного участия 102-й базы после расширении ее функций по обеспечению военной безопасности в регионе в нагорно-карабахском конфликте лишены какого-либо основания. Договорные обязательства России и Армении в этой сфере ограничиваются государственными границами республики и призваны оградить республику от агрессии извне.
     Отметим также, что, говоря о присутствии российской военной базы на территории Армении, президент Серж Саргсян заметил, что для любого государства выгоден эффективный суверенитет, а в Южно-кавказском регионе этот суверенитет включает в себя участие в эффективных международных и региональных системах безопасности. «Считаю, что военные базы в наше время не символы гегемонии, а эффективного сотрудничества», - подчеркнул президент.
     Тем самым нынешний армянский лидер дал понять, что о сворачивании российского военного присутствия в Армении и речи не идет. Серж Саргсян также подчеркнул, что визит в республику Президента России станет новым этапом в двусторонних отношениях, развивающихся на стратегической основе.
     В рамках же саммита ОДКБ, который пройдет 21-22 августа в Ереване и курортном городе Севан, планируется обсудить вопросы региональной безопасности, в том числе сотрудничества в противодействии существующим вызовам и угрозам, а также совершенствования системы антикризисного реагирования в формате ОДКБ.
     Еще одной темой встречи лидеров организации станет ситуация в Киргизии и оказание ей помощи. Бишкек, с трудом погасивший в начале лета масштабный межэтнический конфликт на юге, запросил у членов ОДКБ внушительную военную помощь - вертолеты, бронетехнику, стрелковое оружие и спецсредства. Не исключено, что киргизский запрос будет удовлетворен именно на саммите в Армении.
     По этому поводу можно с уверенностью сказать только одно - в случае вторжения на юг Киргизии боевиков извне, о чем предупреждает первый вице-премьер республики Амангельди Муралиев, Бишкеку будет оказана вся необходимая помощь, в том числе и применением Коллективных силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, предназначенных для отражения внешней агрессии против государств-участников соглашения.
     Между тем Бишкек продолжает получать от союзников по ОДКБ гуманитарную помощь. РФ предоставила Киргизии грант на 20 миллионов долларов для социальной поддержки населения и льготный кредит на 30 миллионов долларов по линии Россельхозбанка. Россия также выделила 25 тысяч тонн горюче-смазочных материалов, 20 тысяч тонн дизельного топлива и передала имущество для правоохранительных органов и специальных служб Киргизии. По линии МЧС РФ были поставлены 129 тонн различных гуманитарных грузов, а также 43 тонны медицинских препаратов и необходимое медицинское оборудование. Помогают Киргизии и другие страны - члены ОДКБ.
     На днях при активном содействии генсека ОДКБ Николая Бордюжи было принято решение о проведении в Москве экспертизы останков людей, погибших во время июньской резни. Кроме того, уже сформирована группа консультантов в количестве 50 человек. В нее вошли специалисты из России, Казахстана, Армении и Таджикистана. Они помогут провести расследование межнациональных столкновений и будут базироваться в Оше. Не исключено, что консультанты ОДКБ начнут работать совместно с полицейскими ОБСЕ, прибытие которых ожидается в начале сентября.
     Несомненно, в ходе саммита пристальное внимание будет уделено дальнейшему развитию военной и миротворческой составляющих ОДКБ, являющихся важнейшими направлениями совершенствования организации, как современной военно-политической системы коллективной безопасности. По мнению экспертов, на данном этапе военная составляющая формируется весьма динамично; ее развитие отражает стратегические военно-политические приоритеты коллективной безопасности государств ОДКБ и осуществляется в соответствии с перспективным планом коалиционного военного строительства.
     В этой связи особый интерес, что естественно, вызывают Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Они занимают особое место в планах развития военной составляющей ОДКБ. Следует заметить большую заинтересованность глав государств организации в создании данного нового эффективного инструмента по поддержанию мира и стабильности в зоне ответственности ОДКБ.
     Недавние события в Киргизии продемонстрировали, что есть моменты «технического» характера, препятствующие «полнокровному» применению подписанных соглашений. Первый и основной - отсутствие закрепленного в уставе ОДКБ регламента и юридической возможности по применению сил во внутригосударственных конфликтах. По мнению экспертов, необходимо четко разделить реакцию ОДКБ на два типа вызовов - «объективный» и «дискуссионный». К первому можно отнести стихийное бедствие или вторжение регулярных сил иностранного государства - в этом случае ответ организации понятен. Второй тип вызова - гражданская война или этнический конфликт. «Здесь возникает целый набор тонких нюансов в зависимости от места протекания конфликта, его истории, политической конъюнктуры, и в данном случае требуется четко разработанная юридическая база», - отмечает Александр Караваев.
     Критикам же ОДКБ, которых хватает, хотелось бы заметить, что ничего так просто и тем более сразу не появляется. Да и в секретариате Организации, внимательно отслеживающем все, что говорится об ОДКБ в научных трудах и СМИ, не раз отмечали почти полное отсутствие конструктивных предложений по совершенствованию юридической базы деятельности КСОР. Более того, нельзя не видеть, что многие из этих так называемых «экспертов» путаются даже в определениях КСОР, КСБР ЦАР и миротворческого потенциала ОДКБ, не представляя себе, «что и с чем едят».
     За все время своего существования ОДКБ поступательно движется вперед, пусть и несколько медленнее, чем хотелось бы. Этому есть свои объективные и субъективные причины. В частности, вопрос синхронизации внешней политики государств - участников остается по большей части открытым. Будем откровенны, не все современные вызовы и угрозы безопасности оцениваются странами ОДКБ одинаково, есть у них и определенные собственные приоритеты на внешнеполитической сцене, отличающиеся от приоритетов партнеров по организации. Тем не менее работа по этому направлению ведется и дает соответствующие результаты. Напомним при этом, что и создание Региональных (объединенных) группировок войск (сил) в регионах коллективной безопасности ОДКБ осуществлялось не за один день, месяц и даже год.
     Очевидно, что на очередном саммите лидеры государств - участников ОДКБ самым внимательным образом рассмотрят все накопившиеся за последнее время вопросы по порядку применения военной и миротворческой составляющих Организации, определят задачи государственным аппаратам своих стран и секретариату ОДКБ по поиску новых путей дальнейшего повышения роли ОДКБ в системе международной безопасности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex