на главную страницу

19 Августа 2010 года

Культура

Четверг

КИНО КАК ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Вадим МАРКУШИН.



     На сайте «Красной звезды» опубликованы результаты опроса читателей, в котором приняли участие 5.446 человек. Тема: «Мой любимый фильм о войне». Голосование проводилось по восьми популярным кинокартинам, выбранным редакцией. Голоса распределились так:
     «Офицеры» - 26%
     «В бой идут одни «старики» - 21%
     «Они сражались за Родину» - 20%
     «В августе 44-го» - 9%
     «А зори здесь тихие...» - 8%
     «Семнадцать мгновений весны» - 6%
     «Штрафбат» - 5%
     «Утомленные солнцем-2» - 1%.
     Предполагаю, что среди голосовавших (равно как и воздержавшихся от голосования) было немало тех, кто не нашел в приведенном списке своих «любимцев». Искренне сочувствую «обиженным» читателям, потому как и сам являюсь горячим поклонником таких шедевров, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Живые и мертвые». В то же время хотел бы обратить внимание друзей нашей газеты на то, что в отобранном для опроса списке нет ни одного кинофильма, который бы не стал явлением в общественной жизни. Независимо от того, обрел этот фильм всенародную любовь или оказался объектом широчайших дискуссий, споров, профессиональной критики.
     Однако обратимся к итогам голосования. С первого взгляда видно, что его участники в абсолютном своем большинстве (67%) отдали предпочтение фильмам, которые в свое время прошли триумфальным шествием по кинотеатрам страны и сделали кассу кинопрокату. Эти три фильма привлекли в кинозалы миллионы любителей самого доступного из всех видов искусств. Да и сегодня не оставляют равнодушным нашего «кинообывателя», пересевшего из кресла городского кинотеатра на домашний диван.
     Заметим, что отмеченные особой любовью читателей нашей газеты лидеры опроса мало похожи друг на друга. Здесь и яркая, динамичная романтика, отражающая тему офицерской службы и приумножающая традицию «Добровольцев», и поющие герои воздушных боев, такие же симпатичные и находчивые, как их предшественники из «Небесного тихохода», и сермяжная пехота с лицом деревенского мужика, протащившая на своих плечах основное бремя Победы.
     Что же их объединяет? Их объединяет достигнутый авторами этих кинопроизведений высочайший уровень воздействия на массового зрителя. Фокус в том, что его, зрителя, не обманешь никакими «хитростями» жанра, никакой его высокой технологией. Всякую фальшь он почует нутром и на веру не примет. Ко всему прочему, массовый зритель безбрежно доверяет любимым актерам, то есть своим кумирам. И если эти баловни народной любви совершают на экране даже нечто маловероятное, им все равно верят, их начинают любить пуще прежнего, а вместе с ними и фильмы, в которых они снимались. Василий Лановой, Георгий Юматов, Леонид Быков, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков - это ведь народные любимцы, и одно их появление в титрах делало выходящий на широкий экран фильм кандидатом на большой успех.
     За лидерами опроса после резкого падения (с 20 до 9%) в порядке плавного убывания выстроились четыре интереснейших фильма, которые раскрывают весьма специфические военные темы.
     «В августе 44-го» - картина нового поколения, глубокая и выполненная мастерски. В основу сценария заложен внутренний конфликт, грозящий таким разрешением, при котором могли поплатиться карьерой (да и жизнью) профессионалы от бога. Событийная линия выстроена предельно плотно, никакой «лирики», телеграфный стиль, морзянка буквально бьет по нервам. Сюжет держит зрителя в непрерывном напряжении, заставляет не только сопереживать героям, но и мыслить категориями того времени. И опять мы видим настоящих художников, воплощающих на экране столь неординарный, лишенный малейшего намека на банальность замысел, - Алексея Петренко, Евгения Миронова, Владислава Галкина. Работа каждого заслуживает пятерки с плюсом. Позволю себе высказать такое соображение: лет через десять рейтинг этого фильма существенно вырастет, притом что он и сейчас высок.
     Кинокартина о девушках-зенитчицах, несущих службу в неглубоком тылу и оказавшихся лицом к лицу с немецкими диверсантами, очень органично соединяет острый сюжет и человеческую сердечность. Женская красота и война, любовь и смерть, подвиг без пафоса. На женском фоне прекрасен старшина, наделенный лучшими национальными качествами труженика и воина. Фильм совершенно справедливо отнесен к высшему разряду кинематографии, он стал классикой.
     О Штирлице, виртуозно действовавшем в логове службы безопасности третьего рейха, в непосредственном соприкосновении с Шелленбергом и Мюллером (в действительности возглавляемые ими «конторы» находились в разных районах Берлина), сказано уже столько, что и добавить нечего. Блистательный детективный сериал, авторы которого не очень заботились о детальном соответствии реальным фактам, никогда и не претендовал на то, чтобы его считали полноформатным фильмом о войне. Это все же несколько иная история. Тем не менее, как мы видим, каждый 17-й участник опроса назвал ее своим любимым киноповествованием о войне.
     «Штрафбат». Тяжелая фронтовая драма, написанная с надрывом и такими подробностями, которые воспринимаются с душевной болью. Достоверность характеров заставляет верить в достоверность фактов. Как уже сказано, мы доверяем любимым актерам, хотим доверять. Тем не менее к фильму были претензии по части несоответствия описываемых событий реальной действительности, в первую очередь со стороны живых участников войны. Назывались разные «нестыковочные» детали. И то, что без звука прощалось авторам «Семнадцати мгновений», не прощалось создателям «Штрафбата». Стало быть, авторские отступления от правды бывают разные.
     Наконец, «Утомленные», ожидание выхода которых, конечно же, основывалось на впечатлениях от прошлых лент Никиты Михалкова. К сожалению, кинокартина не получила массового положительного отклика. Что-то не забродило и не «шаркнуло по душе», как бы выразился известный герой Шукшина. Не исключено, что выдающемуся режиссеру помешали отвлечения на бесконечные дрязги, которые плодились вокруг его имени. Не повод сейчас углубляться в подробности этой дурно пахнущей коллизии. Остается лишь выразить надежду, что все мы еще порадуемся таланту Никиты Сергеевича. Ведь он даже из крохотного эпизода способен создать шедевр. Вспомним хотя бы встречу героев Нонны Мордюковой и Ивана Бортника в «Родне».
     И еще одна общая пометка, не имеющая прямого отношения к результатам опроса. О качестве современных фильмов о войне и армии. Очень жаль, что почти все они недотягивают до былых образцов. Хотя вроде бы способных киномастеров немало, а уж технические возможности возросли многократно. Понимаете, разочаровывает какая-то пустячность, приправленная эффектами. Раздражает отсебятина, удивляет незнание элементарных вещей.
     К примеру, отдает начальник приказание подчиненному, а тот отвечает: «Так точно!» Полная несуразица. Или вот такая манера общения зачем-то внедряется в наши фильмы: «А вы, полковник, обеспечьте выполнение...», «Поступаете в распоряжение к майору» и т.п. Не говорят так у нас, это из американского военного лексикона. А чтобы этих глупых недочетов избежать, надо привлекать военных консультантов. Подчеркну: истинно военных, хватающих на лету всякое отступление от правды казарменного и полигонного быта. Это очень важно, поскольку когда недостает правды в мелочах, сразу возникает недоверие ко всему прочему.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex