На днях министр обороны Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг вновь выступил за приостановку воинской повинности и превращение немецкой армии в полностью профессиональную. По мнению цу Гуттенберга, численность бундесвера может быть сокращена с нынешних 195 тысяч до 165 тысяч военнослужащих. Воинская же повинность должна формально сохраниться, однако набирать в армию будут исключительно добровольцев, причем не более 7.500 человек в год.
Вопрос о том, какими должны быть вооруженные силы страны, в германском обществе обсуждается уже давно, и, как показывают опросы, равнодушных нет. Дело в том, что военная служба для немцев издревле считалась не просто почетной обязанностью. По мнению большинства исследователей, немцы принадлежат к наиболее драчливым народам и воюют не только из-за своих собственных целей. Довольно часто, когда у них нет войны у себя дома, они ищут ее за границей. И не случайно когда-то в Германии была распространена поговорка: «Немец или в сапогах, или под сапогом».
Известно, что армия Германии имеет одну из самых долгих и богатых военных историй. И если в ранние века она была исключительно наемной, то позднее появляется система рекрутского набора. А в 1871 году с провозглашением Германской империи вводится всеобщая воинская обязанность. К 1914 году Германия имела одну из самых больших и хорошо вооруженных европейских армий (808.280 человек).
После разгрома в Первой мировой войне Германия по условиям Версальского мирного договора 1919 года имела право комплектовать армию только путем добровольного найма, а ее численность ограничивалась 100.000 человек, включая 4.000 офицеров. С приходом к власти Гитлера в 1933-м и созданием вермахта в 1935 году опять вводится всеобщая воинская обязанность, которая должна была сплотить нацию и сформировать массовые вооруженные силы. Поражение во Второй мировой войне вновь на десятилетие лишило Германию национальных вооруженных сил. В 1950 году канцлер Аденауэр предложил начать формирование немецкой национальной армии, которая бы стала в будущем частью Западноевропейского союза и НАТО, а в 1955 году началось формирование бундесвера.
В нем, чтобы избежать реанимации милитаризма, было решено в полной мере реализовать демократический гражданский контроль. А именно - полномочия руководства над вооруженными силами были отданы гражданскому министру обороны, армию поставили под парламентский контроль. Офицеры должны были командовать посредством уважения, а не принуждения, и служить примером «демократического военнослужащего».
Призыв на военную службу в бундесвер был объявлен в 1956 году и наделялся новым демократическим смыслом. Призыв определялся как инструмент демократического гражданского контроля и условие неразрывной связи немецкого общества и армии. Именно тогда в законе о воинской обязанности появился пункт, в котором говорилось, что если есть серьезные основания отказаться от службы в армии по моральным причинам, таковые могут быть рассмотрены. Правда, те, кто не хотел вставать в солдатские ряды, должны были четко и убедительно разъяснить свои убеждения. И таких, кстати, было очень мало - не желающие вставать на защиту фатерланда считались в обществе трусами. А замена воинской обязанности на гражданскую усложнялась тем, что для последней не существовало отдельного закона.
«Закон об альтернативной гражданской службе» вступил в силу 20 января 1960 года. Но еще год понадобился на создание базы. 10 апреля 1961 года первые 340 молодых людей вышли на службу - альтернативную военной. Сегодня она считается одним из столпов всей социальной системы Германии. В соответствии с законом 1983 года лица, признанные отказывающимися от военной службы, исполняют те задачи, которые служат всеобщему благу, в первую очередь в социальной сфере. На текущий момент почти 76 тысяч мужчин «служат» по девять месяцев в домах престарелых, пунктах общественного питания, благотворительных и церковных организациях. И, естественно, отказ от призыва, по сути, ликвидирует альтернативную службу, а вместе с тем нанесет серьезный удар по социальной системе.
Проведенные недавно Лейпцигским институтом социологических исследований опросы показали, что общественное мнение в Германии раскололось по вопросу об отмене воинской повинности. Так, 50 процентов респондентов высказались за отмену призыва, а 48 процентов - за его сохранение. В самом правительстве Германии также нет единого мнения по вопросу о необходимости отмены призыва.
Позиция министерства обороны, изложенная выше, известна. Однако насколько найдет она одобрение в правительстве? Ведь сама канцлер не раз говорила, что призыв на военную службу должен остаться. Есть сомнение в том, что цу Гуттенбергу удастся заручиться поддержкой в рядах собственной партии - Христианско-социального союза. Например, пресс-секретарь фракции ХДС по вопросам обороны Эрнст-Райнхард Бек считает, что всеобщая воинская повинность оказалась самой действенной формой защиты Германии. Он также назвал «сомнительным» предложение «принести этот доказавший свою эффективность инструмент политики безопасности в жертву экономии бюджетных средств».
Представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) предложили собственную концепцию реформы бундесвера, которая в значительной степени расходится с планами министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга. В частности, социал-демократы предлагают сократить численность бундесвера лишь на 50 тысяч человек, с 250 тысяч до 200 тысяч, и оставить службу по призыву, которая, однако, должна будет носить добровольный характер.
В СДПГ опасаются, что отмена призыва превратит бундесвер из национальной армии в экспедиционный корпус, ориентированный преимущественно на зарубежные операции. Социал-демократы считают, что число призывников, служащих добровольно, должно составлять не меньше 25 тысяч.
Кроме того, по словам военного эксперта СДПГ Райнера Арнольда, в пересмотре нуждается сама структура бундесвера. В частности, численность сухопутных сил, по его мнению, нужно увеличить, а вот в люфтваффе можно сократить целые эскадрильи, как, например, 33-ю авиаэскадру на базе Бюхель в Рейнланд-Пфальце, самолеты которой несут американские ядерные бомбы типа B61. С учетом озвученных министром иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле намерений отказаться от ядерного оружия на территории Германии это подразделение, как отметил Арнольд, в перспективе может быть расформировано.
Отмечается, что среди сторонников партии «Зеленые» за отмену призыва высказался
71 процент опрошенных, среди сторонников партии «Левые» - 58 процентов, а среди избирателей, голосующих за либералов из СвДП, - 57 процентов.
Между тем среди граждан, поддерживающих крупные «народные» партии, преобладают сторонники сохранения воинской повинности. За сохранение призыва высказались 54 процента сторонников ХДС/ХСС и столько же приверженцев Социал-демократической партии.