на главную страницу

24 Августа 2010 года

История Отечества

Вторник

КОМИТЕТ ВОЕННЫХ ЯДЕРЩИКОВ

Владимир БЕНЦИАНОВ, председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.



В День Победы, 9 мая 1990 года, по Невскому проспекту северной столицы вслед за колонной участников Великой Отечественной войны под транспарантом «Ветераны подразделений особого риска» прошел строй ветеранов, в большинстве своем одетых в гражданскую одежду. В основном это были люди старше 60 лет. В последующие дни жители и гости города неоднократно обращались в редакции газет, на радио и телевидение с просьбой рассказать, кто эти люди - ветераны подразделений особого риска.

     Тогда, ровно 20 лет назад, в едином парадном строю впервые прошли непосредственные участники тоцких войсковых учений 1954 года с применением ядерного оружия. Их созвал участник этих учений Владимир Яковлевич Бенцианов, чтобы создать организацию военных ядерщиков, которую он возглавляет и по сей день. Уже на следующий день в Санкт-Петербурге прошла учредительная конференция съехавшихся из многих регионов Советского Союза участников тоцких учений. Тогда, по сути, первое заседание комитета объединило в своих рядах военнослужащих - непосредственных участников испытаний ядерного оружия на Семипалатинском, Новоземельском, Капустин-Ярском полигонах, боевых радиоактивных веществ, тоцких войсковых учений с применением ядерного оружия, участников ликвидации радиационных аварий на атомных подводных и надводных кораблях и других военных объектах, сборщиков ядерных зарядов. Все они единогласно проголосовали за создание Комитета ветеранов подразделений особого риска. И уже в марте следующего года государственно-общественная организация была зарегистрирована Минюстом СССР как всесоюзная, а 22 июня 1992 года приобрела статус российской.
     В ходе первой совместной конференции ветеранов-ядерщиков было предложено найти решение принципиально важных вопросов. Прежде всего крайне необходимо было признание руководством страны особого правового статуса этой категории граждан, чрезвычайной надобности в обеспечении медико-социальной защиты ветеранов и военнослужащих, участников подразделений особого риска. Для многих из них жизненно важно было организовать срочную диспансеризацию через военно-медицинские учреждения. Снятие лишь некоторых ограничений с подписки, которую атомщики давали о сохранении государственной и военной тайны, позволило бы рассказать общественности о роли военных ядерщиков в создании стратегического ядерного щита страны, поведать о событиях, подвигах и фактах, ранее никогда не публиковавшихся. А для этого требовалось создание устава комитета, разработка проектно-нормативных актов союзного значения по правовой и социальной защите данной категории граждан.
     Перечень всех военно-ядерных мероприятий и соответственно их профессий нашел наиболее полное воплощение в уставе Комитета ветеранов подразделений особого риска. Устав комитета был утвержден 24 августа 1990 года председателем Ленгорсовета Анатолием Собчаком. Особую роль в создании комитета сыграл контр-адмирал Вячеслав Щербаков, которому пришлось отстаивать организацию комитета в непростых условиях. После опубликования в СМИ сведений об учреждении государственно-общественной организации на комитет обрушился буквально поток писем с повествованием о героических и трагических судьбах военных ядерщиков.
     Комитету пришлось заниматься подготовкой нормативно-правовых актов по защите граждан - участников подразделений особого риска. И здесь представителям государственно-общественной организации ветеранов-ядерщиков пришлось столкнуться с бюрократическими препонами и непониманием со стороны чиновников. Крайне трудно было доказать, чем военные ядерщики выделяются из числа всех военнослужащих, а отличия эти были действительно существенные. Данная на 25–40 лет и даже пожизненно подписка о сохранении военной и государственной тайны не позволяла военным атомщикам в течение многих десятков лет поведать врачам и даже близким о причинах их тяжелых недугов. Именно поэтому эта категория военнослужащих не могла получить своевременного обследования, лечения, лекарственных препаратов, реабилитации, соответствующего социального статуса и государственного признания заслуг перед Родиной. Бороться за свои права приходилось тем, кто в условиях, крайне опасных для жизни и здоровья, создавал ядерный щит нашего государства, уже более шестидесяти лет сдерживающий третью мировую войну.
     Было еще много обстоятельств, которые не давали никакой возможности подготовить закон, защищающий ветеранов и военнослужащих подразделений особого риска. Только в декабре 1991 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации на военных ядерщиков и членов их семей стали распространяться некоторые положения «чернобыльского» закона. В тесном контакте с офицерами 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации и главкоматов Военно-морского флота и Военно-воздушных сил в декабре следующего года было подготовлено постановление Правительства Российской Федерации, которое утвердило критерии участия граждан в действиях подразделений особого риска. Именно этот нормативно-правовой акт давал возможность определять, кто, где и когда принимал непосредственное участие в военно-ядерных мероприятиях, устанавливал характер и свойства выполняемых работ.
     Однако нельзя забывать, что военные ядерщики с 29 августа 1949 года по 1990 год провели 796 испытаний ядерного оружия. Бесспорно, этот подвиг, выраженный в тяжелейшем ратном труде каждого участника подразделений особого риска, должен быть отмечен. 24 августа 2010 года в Санкт-Петербурге напротив здания, где расположен комитет, будет открыт памятник «Ветеранам подразделений особого риска» - военным ядерщикам СССР и России - во славу живых и в память о погибших. Для руководства страны такое событие не должно остаться незамеченным. В планах Комитета ветеранов подразделений особого риска еще много нереализованных проектов, за которые предстоит бороться.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex