на главную страницу

24 Августа 2010 года

История Отечества

Вторник

ПОЕЗД ДЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Майор Дмитрий ЧЕРНЕНКО.



Семьдесят лет назад, 21 августа 1940 года, в далекой Мексике в изгнании скончался после покушения Лев Троцкий, который в годы революции и Гражданской войны считался вторым после Ленина вождем Советской России.

     Рамон Меркадер, внедренный в ближнее окружение Троцкого, нанес ему смертельный удар ледорубом. За эту операцию, отсидев почти двадцать лет в мексиканской тюрьме, Рамон Меркадер уже в 1960 году получил Звезду Героя Советского Союза. Скромный пенсионер КГБ, он в 1978 году был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. А один из создателей Красной Армии, Лев Троцкий, покоится далеко от родины, в мексиканском Койоакане, и над его могилой на памятнике выгравированы серп и молот.
     В сталинском «Кратком курсе» истории ВКП(б) Льву Троцкому места не было, в советской историографии для него не жалели черной краски. Но сегодня его роль в создании Красной Армии, в победе в Гражданской войне получает объективную оценку. Он не был полководцем, но стал одним из организаторов Красной Армии. Именно по его настоянию к работе по созданию Красной Армии были привлечены более 50 тысяч военных специалистов и офицеров бывшей царской армии. Они и руководили боевыми действиями и с той, и с другой стороны. Так случилось, что для Льва Троцкого его работа на посту наркома по военным и морским делам, а затем и председателя Реввоенсовета стала главным делом из всего того, что он совершил для строящегося советского государства. А вся его военная деятельность была связана с созданным им поездом предреввоенсовета, ставшего символом оперативного руководства фронтами Гражданской войны.
     Поезд предреввоенсовета, организованный в ночь с 7 на 8 августа 1918 года, сразу же направился в Свияжск, на чехословацкий фронт. За годы Гражданской войны он совершил 36 рейсов в самые «горячие точки» всех фронтов, пройдя свыше 105 тысяч километров, то есть два с половиной раза опоясал земной шар. Десятки тысяч километров в сторону от железной дороги и в глубь фронтов были проделаны Троцким и его соратниками на автомобилях. Поезд направлялся всегда в наиболее критические пункты, и потому схема его маршрутов, нанесенная на карту, давала наглядную картину относительной важности разных фронтов. О маршруте передвижений поезда можно судить по материалам поездной газеты «В пути» - Самара, Челябинск, Вятка, Петроград, Балашов, Смоленск, Новочеркасск, Ростов, Киев, Житомир. По словам Льва Троцкого, работа поезда была теснейшим образом связана со строительством Красной Армии, с управлением ею, с воспитанием ее бойцов и командиров, со снабжением частей. Поезд предреввоенсовета был не только летучим аппаратом управления, военно-административным и политическим учреждением, но и боевой единицей. Это был бронированный штаб на колесах.
     В спецпоезде был политический отдел, занимавшийся организацией митингов и собраний, на которых часто выступал сам Троцкий. Армия строилась заново, причем строилась под огнем. Из партизанских отрядов, беженцев, уходивших от белых, мобилизованных в уездах крестьян, рабочих отрядов, групп коммунистов и военспецов-профессионалов на фронте формировались роты, батальоны, полки... Война развертывалась на периферии страны, часто в самых глухих уголках растянувшегося на восемь тысяч километров фронта. Войска чувствовали свою оторванность от всего мира. И в этих условиях поезд предреввоенсовета являлся для них вестником иных миров, служил соединению сражающихся частей Красной Армии.
     Как отмечает известный историк Рой Медведев, Троцкий был единственным из советских лидеров, кто в 1918–1920 годах издавал собственную газету «В пути», где большая часть материалов была написана им самим. Газета выпускалась с 6 сентября 1918 года по сентябрь 1920-го. Ее полная подшивка не сохранилась, но известно, что вышло 233 номера, то есть примерно 10 номеров в месяц. Тираж газеты, которая печаталась в поездной типографии, составлял 4–4,5 тысячи экземпляров.
     Лев Троцкий в период деятельности спецпоезда сумел создать не просто боеспособную пропагандистскую машину для обслуживания информационных нужд Красной Армии. Он создал мощную пропагандистскую машину, по образцу которой долгие десятилетия строилась практически вся пропаганда в армии и в обществе советского периода. В годы функционирования спецпоезда была отработана и доведена до совершенства структура управления Красной Армией, в том числе структура политического и идеологического управления армией, воспитательной работы среди бойцов и командиров. Именно этот корпус, созданный во многом благодаря усилиям Троцкого, стал главным фактором поражения пропагандистской машины Белого движения, а в конечном счете и одним из главных факторов победы Красной Армии. Крымский поход 1920 года стал последним для спецпоезда Троцкого, и через несколько месяцев он был расформирован...
     Все главное в своей жизни Троцкий сделал в октябре 1917-го и в годы Гражданской войны. В годы эмиграции его последним политическим детищем стало создание так называемого IV Интернационала, декоративной маловлиятельной организации. Но Троцкий продолжал много писать, увлекся коллекционированием кактусов и разведением кроликов. А экспресс истории летел вперед...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex