на главную страницу

25 Августа 2010 года

Армия и общество

Среда

Послесловие к «Востоку»

Дмитрий СЕМЕНОВ, «Красная звезда».



Оперативно-стратегическое учение по управлению группировками войск (сил) в Восточном регионе Российской Федерации «Восток-2010», проведенное в июне-июле текущего года под руководством начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Николая Макарова, по оценкам специалистов, стало одним из крупнейших мероприятий боевой учебы Вооруженных Сил за всю их современную историю. Масштабности учению придали охват территории, на которой они проводились, численность привлеченных войск и количество техники.
  Серьезное внимание в ходе подготовки и проведения ОСУ «Восток-2010» было уделено вопросам морально-психологического обеспечения. Мероприятия, которые в этот период проводились непосредственно в войсках, на полигонах, кораблях, охватывали весь спектр практических действий. В реальных условиях была проверена эффективность созданной системы морально-психологического обеспечения, готовность органов воспитательной работы к управлению подчиненными силами и средствами в новой организационно-штатной структуре при подготовке и ведении военных действий.
  О работе воспитательных структур в ходе оперативно-стратегического учения «Восток-2010» рассказал исполняющий обязанности начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-майор Юрий ДАШКИН.

     - Юрий Алексеевич, масштаб прошедшего учения впечатлил даже тех, кто в свое время принимал участие в крупных маневрах в составе Вооруженных Сил СССР...
     - Действительно, Восточный регион нашей страны был не случайно выбран местом проведения столь масштабного и значимого учения. Широкие пространственные возможности, сложные природно-климатические условия при ограниченной инфраструктуре позволяли отработать задачи в обстановке, максимально приближенной к боевой. Поэтому основным направлением деятельности органов воспитательной работы стало формирование у военнослужащих высокого боевого настроя, стремления с высоким качеством выполнить учебно-боевые задачи.
     11 общевойсковых полигонов, 3 полигона ВВС и ПВО, 4 полигона ТОФ - это только те «точки», где проводились основные этапы учения.
     В соответствии с замыслом ОСУ войска отрабатывали задачи в составе разновидовых и разноведомственных группировок на различных изолированных направлениях. Учение проходило в два этапа. На первом органы воспитательной работы отрабатывали вопросы морально-психологического обеспечения завершения оперативного развертывания войск и отражения агрессии, на втором - выполняли задачи в ходе ведения военных действий.
     - Учению предшествовал насыщенный этап подготовки. Чем была наполнена программа подготовительных мероприятий со стороны органов воспитательной работы?
     - Еще в начале года был разработан план подготовки органов воспитательной работы к учению. В войска были направлены организационные указания, поставлены конкретные задачи руководителям воспитательных структур.
     Естественно, что работа была нацелена непосредственно на личный состав, задействованный в учении. Была создана прочная идеологическая платформа: основное внимание мы сосредоточили на традициях русской, советской, российской армии, на подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, на героизме солдат и командиров в период боевых действий в этих местах 65 лет назад. Акцент в информационной работе был сделан на разъяснении военнослужащим истории освоения Сибири и Дальнего Востока, рассказе о том, как наше государство отстаивало свои интересы на этих рубежах, о значении этих регионов сегодня. В этих целях в подразделениях использовалась специально разработанная «Полевая книжка участника учения «Восток-2010».
     Подспорьем для организации полномасштабной информационно-пропагандистской работы стали публицистические материалы, архивные данные, произведения литературы, заранее подобранные киноленты. В их числе документальные и художественные фильмы «Битва за Маньчжурию», «Через Гоби и Хинган», «Сильнее огня», «Адмирал Нахимов», «Первый после Бога», «Конвой PQ-17», «На войне как на войне», «Чувство Родины» и другие. Были организованы и целевые кинопоказы. К примеру, картина «Приказ: перейти границу» трансформировала историческую хронику 65-летней давности на сегодняшний день: лента рассказывает о событиях августа 1945 года, когда советские войска вступили в боевые действия на Дальнем Востоке. Сюжетная линия картины воспринималась в дни учения по-особому и способствовала формированию у личного состава ощущения сопричастности к тем героическим событиям, чувства патриотизма, гордости за страну и за своих предков.
     - С какими проблемами вы столкнулись в организации воспитательной работы?
     - Проблемных вопросов оказалось немало. Но, пожалуй, основным стало наличие большого количества военнослужащих, впервые оказавшихся на учении подобного масштаба. Непосредственно перед началом ОСУ большинство подразделений по объективным причинам было обновлено. Солдаты и сержанты, выслужившие установленные сроки, были уволены в запас. На смену им пришли выпускники учебных подразделений, а также молодежь, несколько недель назад призванная в армию военными комиссариатами.
     В этой связи командирами, штабами, органами воспитательной работы были приняты меры по ускоренному вводу в строй нового пополнения. Слаживание подразделений проходило в полевых условиях, можно сказать, в экстремальной обстановке. Это, кстати, способствовало сплочению воинских коллективов. Основное внимание в этот период было сосредоточено на индивидуальной работе с людьми.
     Так, например, немало усилий приложил командир роты капитан Александр Никитин при подготовке подчиненных к выполнению упражнений стрельб по мишени № 12 (неподвижный танк). Не каждому молодому наводчику-оператору за 1 минуту 10 секунд, время, на которое появляется мишень, удавалось сделать три точных контрольных выстрела. Однако настойчивость и целеустремленность командира при разъяснении тонкостей ведения меткого огня, внимательное и заботливое отношение к солдатам дали положительные результаты. И пусть не сразу, но при помощи старших товарищей рядовой Сергей Жидков, рядовой Михаил Кручинин отстрелялись на оценку «хорошо».
     - Как реализовывались мероприятия воспитательной работы в ходе этапов учения?
     - В сложившихся условиях командиры и воспитательные структуры армии и флота основные усилия в работе с личным составом сосредоточили на поиске и апробации новых подходов к изучению личности военнослужащего, формировании у каждого солдата, сержанта, офицера чувства ответственности за свой ратный труд.
     В период подготовки к учению важнейшим направлением деятельности стало проведение мероприятий по сплочению воинских коллективов, созданию и поддержанию в них здоровой служебно-нравственной атмосферы. Эта работа строилась комплексно. Все начиналось с изучения личного состава, выявления проблемных вопросов. В работу включались элементы наставничества, соревновательности, пропаганды передового опыта лучших специалистов. Одновременно организован непрерывный мониторинг обстановки в воинских коллективах. Пресекались попытки межличностных конфликтов и правонарушений на этой почве.
     Реализация мероприятий морально-психологического обеспечения войск полностью соответствовала замыслу учения. Для оказания помощи органам воспитательной работы на местах, координации их деятельности в соединениях и воинских частях, участвующих в учении, работали офицеры Главного управления воспитательной работы. В их задачу входило не только и не столько осуществлять контроль за выполнением организационных указаний «сверху». В первую очередь работа была направлена на целевое содействие командирам соединений и воинских частей, их заместителям в налаживании индивидуальной работы с военнослужащими (прежде всего молодыми), организации информационно-пропагандистских акций, культурно-художественных и спортивно-массовых мероприятий.
     - «Моментом истины» стала активная фаза учения...
     - С началом практических действий войск (сил) алгоритм работы воспитательных органов в новой организационно-штатной структуре подвергся серьезному испытанию. Нужно было обеспечить устойчивое морально-психологическое сопровождение проводимых мероприятий в ходе выполнения реальных задач.
     Важнейшей обязанностью командиров и воспитателей в этот период стало формирование у личного состава высокого морально-психологического настроя, позволяющего в сложной обстановке, в условиях значительных нагрузок обеспечивать достижение намеченных целей. В этой ситуации наиболее успешной оказалась тактика не просто командования, а обучения, наставничества, личного примера. В тех частях и подразделениях, где командиры, начальники родов войск и служб, воспитатели взяли на вооружение именно этот принцип, задачи были решены успешно.
     Как пример можно рассказать о действиях танкистов из батальона гвардии подполковника Максима Дона. Подразделению предстояла ответственная задача - форсировать водную преграду по дну. Сложностей добавляло то обстоятельство, что почти у всех механиков-водителей отсутствовал опыт выполнения подобных упражнений.
     В этой ситуации основой воспитательной работы комбата с подчиненными стал индивидуальный подход и личный пример. Такой же порядок действий избрали и офицеры батальона - гвардии майор Роман Богданов, гвардии лейтенанты Алексей Мищенков и Денис Тучкалов. Действуя по принципу «делай, как я», следуя за своими командирами, танкисты блестяще выполнили поставленные им задачи, заслужив высокую оценку руководителя учения.
     Тот же алгоритм работы был использован и в понтонно-мостовом батальоне подполковника Андрея Шкодина. Подразделение должно было обеспечить наведение мостовой переправы через реку Онон. Ответственность лежала прежде всего на командирах - майоре Юрии Лебедеве и капитане Викторе Завалишине, старшем прапорщике Викторе Бочарове, прапорщиках Андрее Стукалове и Владимире Сараеве. Командный состав показал высокий профессионализм, способность работать на пределе, не пасовать перед трудностями. Умело действовали в ходе выполнения этого ответственного этапа и подчиненные - замкомвзода младший сержант Александр Калачев, водитель многотонного КрАЗа рядовой Павел Реморенко, механик-водитель БМК-Т рядовой Ярослав Федотов. Работа этих военнослужащих стала наглядным примером для молодых ребят. И Онон покорился нашему солдату.
     Офицеры и специалисты воспитательных структур в этот период находились непосредственно с людьми в отделениях, расчетах, экипажах. Одновременно решались вопросы поддержания в подразделениях обстановки психологического комфорта, правопорядка и воинской дисциплины, взаимовыручки. У личного состава формировались четкие установки на качественное выполнение задач.
     - Юрий Алексеевич, не могу не спросить у вас о том, как отразилась корректировка организационно-штатной структуры органов воспитательной работы, проведенная в рамках изменения всего облика Вооруженных Сил, на организации работы в ходе ОСУ «Восток-2010»?
     - Да, действительно, органы воспитательной работы за последнее время претерпели определенные изменения в своей структуре, и это не секрет. Количество офицеров-воспитателей сокращено. При этом объем работы по морально-психологическому обеспечению войск не уменьшился, и соответственно нагрузки на воспитательные структуры заметно возросли.
     Однако именно благодаря проведенным организационно-штатным мероприятиям удалось отобрать, сохранить и выдвинуть на вышестоящие должности наиболее грамотных, добросовестных и инициативных офицеров. Это в свою очередь сказалось на качественных показателях служебной деятельности. Сегодня среди офицеров органов воспитательной работы большинство составляют ее непосредственные организаторы - заместители командиров соединений и воинских частей по воспитательной работе. Специалисты информационно-пропагандистской, психологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы представлены гражданскими служащими.
     Конечно, такое перераспределение оказало определенное влияние на организацию работы с личным составом. Но благодаря ответственности, добросовестному подходу, заинтересованности в конечном результате большинства специалистов все задачи в ходе учения удалось решить эффективно, с высоким качеством. И вдобавок получить опыт и навыки практической работы с личным составом в полевых условиях. Мне бы хотелось отметить профессионализм и инициативу офицеров-воспитателей полковников Василия Мартышкина, Сергея Журавлева, Юрия Евтушенко, Андрея Шкребтея, подполковников Сергея Похиленко, Дмитрия Ревенко, майора Сергея Копыцина.
     - Учение на Востоке прошло в поистине знаковый для страны и ее Вооруженных Сил год - год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Нашел ли этот фактор свое отражение при организации воспитательной работы в период ОСУ?
     - Годовщина Великой Победы и тот высокий патриотический настрой, который был задан недавним празднованием этого славного юбилея, стали без преувеличения нравственным фоном всего учения. Тема Победы была в максимальной степени использована командирами, воспитателями для формирования высокого морального духа наших военнослужащих - наследников Победы.
     Так, в боевых порядках, на полигонах, в полевых расположениях войск экспонировались комплекты фотовыставок, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, истории Вооруженных Сил. В походных клубах демонстрировались фильмы фронтовой тематики. Материалы, связанные с юбилеем Победы, использовались при проведении информирования, бесед, общения с военнослужащими. В репертуар военных учреждений культуры - агитационно-пропагандистских бригад и творческих коллективов, выехавших в этот период в районы учения, были включены произведения, связанные с победоносным завершением Второй мировой войны. Активно работали передвижные музейные экспозиции.
     В район учения были доставлены капсулы со священной землей с мест крупнейших сражений Великой Отечественной войны: разъезда Дубосеково, с Мамаева кургана и Прохоровского поля, которые в торжественной обстановке были переданы участниками учений в окружные и флотские музеи. Кроме того, лучшим военнослужащим, проявившим себя в ходе учения, была вручена книга «Гуртьевцы. От Омска до Берлина» с дарственной надписью Маршала Советского Союза Д.Т. Язова.
     Все это дало возможность нашим военнослужащим в полной мере «напитаться» духом героизма, мужества и отваги, что отразилось на общем морально-психологическом настрое личного состава.
     - Не ошибусь, если предположу, что учасникам учения удалось реализовать еще одну важную задачу - обменяться опытом организации воспитательной работы, сравнить ее различные формы и методы?
     - Безусловно, участникам учения, и офицерам воспитательных структур в том числе, выпала уникальная возможность пообщаться друг с другом, сравнить в ходе выполнения учебно-боевых задач различные подходы к организации морально-психологического обеспечения войск (сил).
     Как пример приведу работу моряков. Высокую оценку получила боевая работа экипажей тяжелого авианесущего крейсера «Петр Великий» Северного флота. Залог успеха здесь оказался в высокой самоотдаче командования и всего личного состава, слаженности в работе, концентрации общих усилий для достижения положительного результата.
     Показателен и опыт экипажа большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Незадолго до ОСУ «Восток-2010» моряки этого БПК выполняли задачи боевой службы в Аденском заливе. Как известно, во время той командировки они освободили захваченный пиратами танкер «Московский университет». Признанием боевых заслуг моряков стало вручение Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым государственных наград 16 участникам того похода во главе с командиром бригады противолодочных кораблей капитаном 1 ранга Ильдаром Ахмеровым. Церемония награждения, прошедшая во время учения, не могла не отразиться на настроении моряков и способствовала формированию у них, да и у многих военнослужащих, чувства гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, ответственности за свое дело.
     Отдельного описания заслуживает один из примеров умелого подхода к организации воспитательного процесса, продемонстрированный на гвардейском ракетном крейсере «Москва», где заместителем командира корабля по воспитательной работе капитан 2 ранга Сергей Соломаха. Незадолго до учения в одном из матросских кубриков было найдено матросское письмо, датированное 1987 годом. В этом послании автор с неподдельной гордостью пишет о своей службе на крейсере и обращается к нынешнему поколению матросов с напутствием добросовестно исполнять свой воинский долг.
     Письмо из прошлого вызвало живой интерес у экипажа. Командование корабля использовало этот фактор в нужном русле: был организован тематический вечер «Боевые традиции храним и преумножаем», в ходе которого каждому военнослужащему было предложено написать ответ на это послание. Отрадно отметить, что все сочинения оказались объединены общим смыслом: матросы написали, что служба на гвардейском крейсере научила их преодолевать трудности, закалила характер, позволила по-новому взглянуть на жизнь, определив ее истинные ценности и наметив для себя правильные ориентиры.
     Кстати, командование пообещало найти и пригласить автора письма на корабль, чтобы он смог убедиться, что нынешнее поколение моряков-гвардейцев хранит и множит боевые традиции старшего поколения, совершенствует ратное мастерство, достойно служит на благо Отечества.
     - Юрий Алексеевич, что можно сказать об организации культурно-художественного и информационного обслуживания войск? Какое место им было отведено в ходе «Востока-2010»?
     - Этим вопросам было уделено самое пристальное внимание. Отличительной чертой нашей работы в период подготовки и проведения ОСУ «Восток-2010» стало масштабное привлечение военных и гражданских учреждений культуры к работе, связанной с восстановлением душевных сил солдата и офицера после тяжелых нагрузок.
     Во всех районах проведения учения в эти дни были организованы выступления творческих коллективов. Прошли концерты, выставки, встречи с артистами, художниками, писателями. Не ошибусь, если скажу, что впервые все наши именитые коллективы участвовали в творческой работе в районах учений в таком широком составе. В поле выехали концертная группа Академического ансамбля песни и пляски им. А.В. Александрова, агитационно-пропагандистские бригады Культурного центра Вооруженных Сил и Центрального академического театра Российской Армии. В постоянном режиме на полигонах экспонировалась передвижная выставка Центрального музея Вооруженных Сил, работали творческие бригады Студии военных художников имени Грекова, съемочные группы Центральной телерадиовещательной студии Минобороны России.
     Силами только центральных учреждений культуры Вооруженных Сил РФ в полевых условиях было дано около двух десятков концертов. В свою очередь более тридцати выступлений было проведено силами учреждений культуры военных округов и Тихоокеанского флота. Нельзя не упомянуть об участии в творческом обслуживании участников учения и коллективов местных учреждений культуры, в том числе национальных и самодеятельных.
     В их числе ансамбль народов Приамурья «Сэнкурэ», фольклорная группа «Исток» (финалист общевойскового конкурса «Катюша»), ансамбль народных инструментов «Метелица», вокальная группа «Ветер» из Хабаровска, детско-юношеские коллективы «Фантазия», «Красная вишенка», «Школьный двор» и ряд других.
     Если говорить об организации информационного обслуживания, то отмечу прежде всего работу редакций окружных газет и газеты ТОФ, которые в период учения в дополнение к плановым номерам вышли с тремя спецвыпусками, в том числе вкладышами о соблюдении мер безопасности и профилактике правонарушений. По два выпуска газет на полевой полиграфической базе осуществили редакции бригадных многотиражек.
     Регулярно и с разносторонней оценкой событий выходили в дни учения материалы в «Красной звезде». Корреспонденты нашего главного военного издания, работая непосредственно в войсках, оперативно передавали свои репортажи на газетные полосы. Кроме того, содержательные информационные сюжеты готовились ЦТРС и телеканалом «Звезда». Хочется отметить работу военных журналистов Тимура Ламбаева, Владислава Колесникова, Сергея Уланского, Владимира Архипова, Вадима Дубину, Леонида Хайремдинова, Виктора Худолеева. Профессионально отработали на учении сотрудники телеканала «Звезда» Николай Баранов, Юрий Сведчин, Сергей Ковалевич, Алексей Головко, корреспонденты, операторы, фоторепортеры других СМИ.
     - Что вы можете сказать о работе военных психологов на учении?
     - Психологическая подготовка военнослужащих, оказание им помощи в преодолении нагрузок, связанных как с интенсивностью учения, так и со сложными климатическими условиями, стало основной задачей психологов, все эти дни работавших в войсках. На всех полигонах были развернуты пункты психологической помощи и реабилитации, организованы мероприятия по психологической подготовке военнослужащих. Отмечу работу психологов Татьяны Тиховской, Натальи Новиковой, Алены Русских, Анны Черновой, Татьяны Чурановой, Елены Фатыховой, Натальи Рябовой. Эти специалисты, несмотря на свой «гражданский» статус, выехали на полигоны, где в течение всего учения находились вместе с войсками и выполняли задачи по предназначению.
     Военными психологами были заранее подобраны современные методики для изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих. На их основе, а также с учетом психологической совместимости готовились рекомендации по рациональному распределению военнослужащих в экипажи, расчеты, подразделения.
     Упомяну также о цикле бесед о воинской доблести и защите Отечества, проведенном совместно с представителями религиозных конфессий. В целом весь комплекс мероприятий психологического обеспечения на этапах учения реализовывался в непрерывном режиме и носил характер живой работы с людьми. По итогам учений отличившиеся были поощрены ценными подарками и благодарственными грамотами. Руководитель учения - начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии Николай Макаров - наградил вымпелом «За воинскую доблесть и высокую боевую выучку» воинские коллективы, которыми командуют полковники Рустам Мурадов, Владимир Донских, Евгений Яровенко.
     - Юрий Алексеевич, что показала практика применения технических средств воспитания, какие пробелы высветила? И будут ли сделаны выводы?
     - Еще на подготовительном этапе учения нами был проведен ряд мероприятий, связанных с модернизацией материально-технической базы воспитательной работы. Сделано это было с учетом возрастающих запросов военнослужащих в сфере информационного и культурно-досугового обеспечения. Были оперативно доукомплектованы современными мультимедийными комплексами и антеннами спутникового телевидения походные автоклубы. В соединения и воинские части направлены необходимые технические средства воспитания, имущество и расходные материалы.
     Учение еще раз подтвердило необходимость дальнейшей модернизации действующей технической базы воспитания, оснащения войск (сил) походной техникой и техническими средствами, которые способны обеспечивать весь комплекс военно-патриотических и информационно-пропагандистских мероприятий на современном уровне.
     Сегодня уже недостаточно просто показать фильм, организовать выступление концертной бригады. Время требует решения и таких задач, как, скажем, обеспечение людей на полигоне видеосвязью с пунктами постоянной дислокации, предоставление возможности общения с родными и близкими. Тем более что наработки в области новых технических средств воспитания для Вооруженных Сил сегодня уже существуют. Некоторые опытные образцы были опробованы на учении «Восток-2010» и показали себя в целом неплохо. В их числе походный многофункциональный информационный комплекс (ПАК-07), модернизированная походная автотипография БПК-63МКЛ. Мы считаем, что за такой техникой будущее воспитательной работы в полевых условиях.
     Уверен, что нужно ставить вопрос и о более современном техническом оснащении редакций военных газет. Например, об обеспечении их компактными подвижными издательскими комплексами, позволяющими оперативно готовить и передавать материалы для публикации как в бригадных, окружных (флотских) средствах массовой информации, так и в «Красной звезде». Сегодня требуется транслировать материалы непосредственно с мест событий, держать постоянную связь, обеспечивать непрерывность работы информационного канала. Эти же комплексы можно использовать для поддержания взаимодействия с муниципальными органами власти и населением, освещения в местной прессе действий войск, находящихся в данных регионах. В общем, диапазон и целевая направленность использования такой техники может быть весьма обширной.
     - Как предполагается использовать опыт, накопленный воспитательными структурами в ходе прошедшего учения, для координации будущей работы, придания ей большей динамики и эффективности?
     - Нами уже ведется обобщение опыта морально-психологического обеспечения, полученного в ходе ОСУ «Восток-2010». При этом ряд конкретных наработок уже применяется в текущей деятельности. В частности, реализуется идея создания фотобазы прошедшего учения: лучшие снимки отобраны для оформления клубов, штабов, расположений личного состава. При проведении занятий по общественно-государственной подготовке используется подборка материалов военных СМИ, отображающих ход учения, мужество его участников. Совместно с ЦТРС и телеканалом «Звезда» готовятся к выпуску учебные и документальные фильмы, основанные на событиях учения. Они станут подспорьем командирам и офицерам-воспитателям в их подготовке к мероприятиям боевой учебы войск в будущем, и надеемся, дадут необходимый набор практических рекомендаций.
     Однако, кроме положительных сторон, «Восток-2010» обнажил и немало проблемных «точек».
     В частности, мы убедились, что на подобных мероприятиях органам воспитательной работы следует активнее взаимодействовать с аналогичными структурами других силовых ведомств, обеспечивать постоянную связь с органами местной власти. Причем выстраивать эти отношения необходимо с учетом прежде всего интересов войск. Более детально следует изучать социально-политическую обстановку в районе учений, применяя полученные сведения при планировании мероприятий морально-психологического обеспечения.
     Органам воспитательной работы надо больше внимания уделять вопросам оказания практической помощи командованию в реализации его замыслов. Требуется учитывать морально-психологический настрой личного состава, реальное состояние уровня подготовки военнослужащих, слаженность и сплоченность коллективов, состояние правопорядка и воинской дисциплины, наличие у командиров и должностных лиц опыта проведения учений. При этом формы и методы влияния на личный состав должны соответствовать условиям сложившейся обстановки, потребностям личного состава.
     С учетом всего этого потребуется существенная доработка руководящих документов, алгоритма работы должностных лиц по вопросам морально-психологического обеспечения войск при действиях на учениях и в реальном бою. Но эти вопросы нам предстоит решать уже в составе новых органов военного управления.
     Пока же можно констатировать: цели, поставленные перед органами воспитательной работы войск (сил) в ходе оперативно-стратегического учения «Восток-2010», в основном достигнуты. А полученный на этом учении опыт позволит нам в последующем готовиться к подобным мероприятиям более основательно. Но главное, что прошедшее мероприятие в очередной раз подтвердило значимость постоянной работы с личным составом как в повседневной деятельности, в ходе учений, так и при ведении боевых действий.
     Опыт Великой Отечественной войны, пример недавних событий на Кавказе, в том числе в Южной Осетии, еще раз наглядно продемонстрировал важность обеспечения должного морально-нравственного состояния и достижения психологической готовности военнослужащих к выполнению поставленных задач. Ни одна война в истории человечества не была выиграна стороной, чей боевой дух находился в упадке. Превосходство над противником должно быть не только в огневых средствах, не только в мощи оружия и боевой техники, но и в настроениях воюющих людей. Только обеспечив совокупность этих факторов - и силы духа, и мощи оружия, – можно добиться победы в бою. Как в учебном, так и в реальном.
     - Большое спасибо за интервью.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex