на главную страницу

25 Августа 2010 года

Вооружённые силы: новый облик

Среда

Задачи решаем успешно

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
  Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал заместитель начальника войск противовоздушной обороны Сухопутных войск полковник Виктор ДВОЙНОВ.

     - Виктор Александрович, недавно, 16 августа, у вас был праздник. А с чем связана эта дата?
     - Это дата образования управления начальника войск противовоздушной обороны Сухопутных войск. 52-я годовщина со дня образования.
     Впервые данное управление было создано под руководством маршала артиллерии, Героя Советского Союза Василия Ивановича Казакова. Тогда стала понятна решающая роль средств противовоздушной обороны как основного средства борьбы с воздушным противником. Эта идея была поддержана и утверждена нашим великим полководцем Жуковым. Именно ему принадлежат такие слова: «Тяжкое горе ожидает ту страну, которая не имеет своих сил противовоздушной обороны».
     Тогда было образовано управление, которое до настоящего времени решает задачи развития рода войск, задачи противовоздушной обороны по прикрытию общевойсковых формирований в полосе ответственности командующего объединением или командиром.
     - В конце 1950-х годов по сравнению со Второй мировой войной появились качественно другие и самолеты, и оружие...
     - Если говорить о развитии ракетного вооружения, то фактически именно эти годы были началом развития ракетного вооружения. И задел, который был сделан тогда, теперь переходит на более высокие ступени развития. Конечно, необходимо выразить благодарность тем великим конструктором, которые создавали эти комплексы. В первую очередь это Вениамин Павлович Ефремов, создавший новейший комплекс для войсковой противовоздушной обороны. Наши комплексы очень эффективны и альтернативы им в других странах пока нет.
     - А какое место, на ваш взгляд, будут занимать войска ПВО в системе воздушно-космической обороны?
     - Создание под единым органом управления сил, которые будут заниматься воздушно-космической обороной - справедливо, правильно и логично. Основная задача войск ПВО Сухопутных войск - прикрытие группировок войск, объектов тыла, других важных объектов инфраструктуры государства, расположенных на территории ответственности командующих объединений, соединений. То есть в полосе ответственности командующего.
     Роль войсковой противовоздушной обороны при этом следующая. Мы решаем задачи противовоздушной обороны и нестратегической противоракетной обороны важных военных и государственных объектов. Наше управление войсковой противовоздушной обороны принимает активное участие под непосредственным руководством главнокомандующего Сухопутными войсками в уточнении структуры системы воздушно-космической обороны, определении задач, функций центрального органа военного управления, отработки отдельных положений концепции воздушно-космической обороны Вооруженных Сил РФ на период до 2016 года и на дальнейшую перспективу. Мы также принимаем активное участие в подготовке проектов нормативных актов по концепции развития создания воздушно-космической обороны на перспективу.
     Соединения и части противовоздушной обороны войск противовоздушной обороны Сухопутных войск создают систему противовоздушной обороны войск, которая является основной единицей, основным элементом системы воздушно-космической обороны страны, государства. Немаловажно и то, что в современных условиях вооружение войск противовоздушной обороны Сухопутных войск является мобильным. Это дает возможность, находясь на одном тактическом или операционном направлении, свои усилия перенаправить на другое, что в современных условиях немаловажно.
     - А кто, скажем так, ваш главный противник с точки зрения технических средств?
     - Естественно, это средства воздушного нападения, а в ближайшей перспективе - средства космического нападения противника. Здесь у нас существует определенная градация по типам комплексов. Вы знаете, что сейчас Вооруженные Силы в условиях формирования нового облика перешли на трехуровневую систему. Такая же система, как рода войск Сухопутных войск, создана и для нас. Это - оперативно-стратегический, оперативный и тактический уровни. Для каждого уровня существует свой вид зенитно-ракетных комплексов и систем, которые решают задачи противовоздушной обороны. К примеру, зенитно-ракетный комплекс С-300В. Его борьба основывается на поражении таких воздушных целей как баллистические ракеты, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, стратегическая авиация. То есть высоты поражаемых целей и дальность поражения до 200 километров. В ближайшей перспективе решаются вопросы увеличения таких характеристик в 1,5–2 раза.
     Оперативный уровень - это зенитно-ракетный комплекс «Бук». Помимо аэродинамических целей - самолетов тактической авиации, других самолетов, - это и борьба с тактическими ракетами. Комплексы тактического уровня, а основная единица - это зенитно-ракетная система «Тор», - осуществляют борьбу, как правило, с крылатыми ракетами, с неуправляемым ракетным оружием, с управляемыми ракетными снарядами. То есть каждый комплекс - он в своем уровне развития и в своем уровне подчиненности имеет определенную задачу по борьбе с тем или иным классом целей.
     Понятие «эффективная стоимость» здесь наиболее предпочтительно. Нельзя, например, работать С-300 по беспилотнику. А вот комплексы ближнего действия дают положительный результат по борьбе с таким классом целей.
     - Не секрет, что сейчас США, Израиль, другие армии мира активно используют беспилотные ударные комплексы. Насколько это серьезная угроза? Как вы работаете по таким целям?
     - Это действительно в современных условиях серьезная угроза. И как и всякая угроза, она должна находить противодействие. Могу сказать, что эта задача выполняется не только в научно-исследовательских, опытных конструкторских работах. Сегодня существуют комплексы ближнего действия. Такие артиллерийские комплексы, как «Стрела-10», переносной зенитно-ракетный комплекс. Они ведут борьбу эффективно.
     Основная задача для нас - как можно быстрее разведать появление комплекса противника, чтобы принять решение на открытие огня, ведение боевой работы и уничтожение. Если заранее его не обнаружить, не получить информацию о том или ином самолете или беспилотном летательном аппарате, то, конечно, борьбу вести труднее.
     - А счет при этом может идти на какие единицы времени?
     - На минуты, а то и на секунды. Необходимо готовить не только комплекс, но и офицеров-профессионалов, которые могли бы с такой системой работать.
     - Еще важный фактор - попытки подавления средств обнаружения, связи, разведки...
     - У нас существуют такие понятия как активная локация и пассивная локация. Если противник способен подавить средства активной локации, то тогда средства пассивной локации, которые противник не имеет возможности подавить, и будут вести разведку и обнаружение воздушных целей.
     Чтобы бороться с такими средствами радиоэлектронной борьбы, в наших соединениях и частях предусмотрена, скажем так, антиборьба. Имеются подразделения в составе наших соединений противовоздушной обороны для радиоэлектронной защиты от возможных радиоэлектронных ударов противника, чтобы защитить, дать возможностью комплексу перейти на другие частоты и тем самым обеспечить выполнение поставленной боевой задачи.
     - Хотелось бы узнать, как оптимизировался ваш состав? Это очень сложный процесс?
     - Всегда вопрос перестройки, реформирования вызывает необходимость решения огромного количества задач не только для офицерского состава, но и практически для всего рода войск. Отмечу, что приоритет воздушной обороны в современных условиях не вызывает сомнений. И поэтому решения и министра обороны, и Президента РФ, Верховного Главнокомандующего основаны на том, чтобы противовоздушная оборона рассматривалась составным элементом обороны всего государства. В условиях реформирования мы перешли на части постоянной готовности. Соединения и части мы не потеряли, а в дальнейшем их количество будет увеличиваться. Определен состав войск, который в условиях развития средств воздушного нападения адекватен тому, чтобы мы могли выполнить свою поставленную задачу.
     - Вы непременно участвуете в различных учениях?
     - Войска противовоздушной обороны Сухопутных войск непосредственно ведут боевые действия в боевых порядках прикрываемых соединений, частей. Начиная от мотострелковой бригады, заканчивая оперативно-стратегическим объединением. Войсковая противовоздушная оборона, соединения, части войсковой противовоздушной обороны - это действительно те организмы, те части, которые необходимы для выполнения поставленных боевых задач. И на всех учениях наши части, наши командиры с личным составом принимают активное участие.
     Вот, например, в прошедшем недавно оперативно-стратегическом учении «Восток-2010» у нас принимали участие два соединения Сибирского военного округа. Они выполняли задачи с проведением боевых стрельб на полигонах СибВО. С честью выполнили все поставленные задачи, их действия были оценены на «отлично». Их отметил и начальник Генерального штаба.
     - Вы сохранили все учебные заведения или что-то сократили?
     - У нас сейчас существует один вуз - Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ имени Маршала Советского Союза Василевского в Смоленске. Академия занимается подготовкой высококлассных офицеров по всем специальностям, по всем типам зенитных ракетных систем и зенитных ракетных комплексов войсковой противовоздушной обороны. Мы не имеем некомплекта необходимых офицерских кадров.
     - А как часто боевые расчеты имеют возможность вести огонь по учебным целям?
     - Согласно плану боевой подготовки, плану подготовки войск противовоздушной обороны Сухопутных войск подразделения противовоздушной обороны мотострелковых бригад выполняют боевые стрельбы в течение каждого периода обучения. То есть боеподготовка проходит не в учебных классах, а непосредственно на полигонах.
     - А как выглядят мишени? Нам рассказывали про систему «Кабан», вы по ней стреляете?
     - Создается такая мишенная обстановка, когда данная цель имитирует возможную цель вероятного воздушного противника. Вот, к примеру, по каким мишеням работает зенитный ракетный комплекс «Бук», зенитный ракетный комплекс «Тор» или «Оса»? Это ракета-мишень «Саман». Это фактически ракета зенитного ракетного комплекса «Оса». То есть она имитирует противорадиолокационную ракету, которая является для нас практически основным средством поражения для уничтожения огневых и радиолокационных средств.
     Минимальное время работы расчета боевой машины идет буквально на секунды. 40–50 секунд проходит с момента появления цели до ее уничтожения. И если расчет не подготовлен, то с этой боевой задачей он не справится. Результаты стрельб показали, что качество обучения офицеров в современных условиях очень высокое, все задачи выполнимы.
     Для проведения стрельбы зенитно- ракетной системой С-300, основная задача которой - борьба с баллистическими ракетами средней дальности и оперативно-тактическими ракетами, существует своя мишень. Она также позволяет выполнять стрельбы с наибольшей эффективностью. Для переносных зенитно-ракетных комплексов создается, естественно, та мишень, с которой они должны работать. При имитирующей работе, к примеру, вертолеты огневой поддержки противника - это армейская авиация. Соответственно для такой мишени предусмотрены свои характеристики. Также и для борьбы с самолетами тактической авиации. Опять-таки противорадиолокационные ракеты. Есть такая мишень «Фаланга», по которой расчеты выполняют задачи.
     - Это что-то типа беспилотника?
     - Нет. Чем труднее по беспилотнику работать? У него отражающая эффективность поверхности такова, что не для всех комплексов он оптически и радиолокационно виден. Характеристики мишени таковы, что есть диапазон волн, не видимых для отдельных комплексов. Поэтому и создаются смешанные группировки, которые могли бы для этих комплексов работать.
     - А как в бытовом плане устроены ваши военнослужащие, в первую очередь офицеры?
     - Вопрос материального и бытового обеспечения офицеров конечно же очень важен. Есть определенные проблемы. Это касается, в частности, обеспечения жильем. Но это проблема решается. И в соответствии с указом Президента РФ до 2010 года данный вопрос должен быть закрыт. Что же касается денежного довольствия, материально-вещевого, продовольственного обеспечения, то проблем в этом плане не возникает.
     - Но 2010 год ведь уже подходит к концу. Можно ли сказать, что нуждающихся офицеров действительно обеспечат жильем? Что для этого делается?
     - Сегодня офицерам предоставляется жилье для проживания в общежитиях. В соответствии с приказом министра обороны РФ офицеры имеют право снимать жилье, квартиры в различных городах, населенных пунктах. Им ежемесячно выплачивается компенсация за поднаем данного жилья. То, что офицеры будут обеспечены жильем, я не сомневаюсь.
     - А сколько сейчас еще человек у вас в очереди стоит на получение жилья?
     - 1.600 человек.
     - То есть за оставшиеся до конца года 4 месяца вы должны получить 1.600 квартир?
     - Да. Но это именно по войскам противовоздушной обороны Сухопутных войск...
     - При этом вы не хотите терять выпускников для армии?
     - Конечно, нет. Пять лет обучения и подготовки офицеров, которые действительно являются профессионалами рода войск. И это подтверждают учения, такие как «Восток-2010», например. Мы вынуждены были обращаться к офицерам, не предоставляя им отпуска, чтобы они ушли на это учение. И офицер, будем говорить, со школьной скамьи, со скамьи курсанта принял взвод, принял расчет и буквально после полумесяца подготовки выполнил боевые стрельбы, командуя своим расчетом. То есть это показатель того, что офицерские кадры готовятся на высоком уровне.
     - А как чаще поступают выпускники: соглашаются на сержантские должности или ищут другой род войск?
     - Далеко ходить не будем. Вот этот выпуск, который произошел, сейчас данные я имею по этому роду войск. Из 450 выпускников мы обеспечили офицерскими должностями 82 процента. Остальные - офицеры, которым были предложены сержантские должности по роду войск. Только 10 офицеров сказали: «Нет, мы не согласны».
     - А вообще лейтенанты держатся сейчас за службу?
     - В последние годы отношение к выпускникам, к лейтенантам изменилось. Это касается и материального обеспечения, и предоставления им возможности понять, что такое современная армия. Каждый из них понимает, для чего нужен. Он видит, что его знания, полученные во время обучения в вузе, нужны для решения стоящих перед подразделением задач. Молодые офицеры почувствовали, что они необходимы. И это сыграло важную роль в том, что сейчас они действительно хотят служить.
     - А те, кто уходит на пенсию, кто увольняется по возрасту, по выслуге лет, чем занимаются?
     - Офицеру, военнослужащему по контракту дано право после завершения своей службы в условиях реформирования Вооруженных Сил пройти переподготовку. Определен перечень высших учебных заведений по различным специализациям, и военнослужащий имеет возможность выбрать. В частности, в нашем учебном заведении это педагогика высшей школы. В других учебных заведениях защита информации, другие специальности, где военнослужащие определяют возможности, что выбрать после окончания военной службы на гражданском поприще.
     Мы, конечно, стараемся сохранить высококлассные кадры, чтобы они также принимали участие в развитии нашего рода войск, чтобы, даже находясь на гражданской службе, могли оказывать необходимую помощь как специалисты. И такую возможность мы предоставляем. Если имеются вакантные должности гражданского персонала, мы в первую очередь предлагаем их тем, кто служил у нас в качестве офицера, чтобы он остался и как опытный специалист продолжал работать. Подготовленными кадрами мы не разбрасываемся.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex