на главную страницу

25 Августа 2010 года

Армия и общество

Среда

Задачи на перспективу

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Украина отметила 19-летие своей независимости. В том же 1991 году были образованы и ее национальные вооруженные силы (ВСУ). С этого времени практически и не прекращалось, за исключением совсем непродолжительного срока, тесное взаимодействие ВСУ с ВС России, выражавшееся в развитии и углублении военного и военно-технического сотрудничества между ними.
  О сегодняшнем дне ВСУ, задачах, стоящих перед ними, сотрудничестве вооруженных сил наших братских стран речь идет в интервью, которое «Красной звезде» дал министр обороны Украины Михаил ЕЖЕЛЬ.

     - Михаил Брониславович, насколько нам известно, сегодня в министерстве обороны и генеральном штабе вооруженных сил Украины идет кропотливая работа по проработке новой, более реалистичной государственной программы развития ВСУ на 2011–2015 годы. Что она будет собой представлять? На что в ней обращено первоочередное внимание?
     - В ней определены приоритетные направления реформирования ВСУ на период до 2015 года. Принятие и реализация положений этого документа позволят обеспечить способность украинской армии оперативно реагировать на реальные и потенциальные угрозы. Кроме того, дадут возможность привести численность и состав вооруженных сил в соответствие с современными требованиями и провозглашенным внеблоковым статусом Украины, а также возможностями государства относительно ресурсного обеспечения.
     В среднесрочной перспективе предусматривается решить основные проблемы, из-за которых сегодня снижается уровень боевой готовности ВСУ. В частности, планируется нарастить полевую, морскую и воздушную выучку войск (сил), их мобилизационные возможности, повысить уровень исправности вооружения и военной техники, возобновить неприкосновенные запасы, улучшить состояние социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
     Проектом программы также определено перспективное очертание ВСУ на 2015 год, который предусматривает сохранение их трехвидовой структуры и достижение высокого уровня готовности к выполнению возложенных на них задач, оснащение модернизированными образцами вооружения и военной техники, обеспечение ресурсами, в том числе мобилизационными.
     Документ также определяет перспективную структуру и численность ВСУ, распределение их на функциональные компоненты, основные направления реформирования систем управления, комплектования, подготовки, всестороннего обеспечения, военного образования и науки, развития социальной и гуманитарной сферы.
     Предусматривается, что к 2015 году численность личного состава вооруженных сил будет сокращена на 15–20 процентов. К тому же нам необходимо избавиться от избыточного вооружения и военной техники, объектов инфраструктуры. Планируется внедрить новые в истории современной Украины принципы функционирования воинских частей с переводом отдельных бригад и полков в мирное время на организацию и штаты баз мобилизационного развертывания.
     - Министерство обороны готовит и стратегический оборонный бюллетень на период до 2025 года. Мы можем хоть немного заглянуть в будущее ВСУ?
     - Он разрабатывается по результатам оценки состояния и готовности вооруженных сил Украины и других военных формирований к выполнению задач обороны, а также определения концепции их развития на долгосрочную перспективу.
     Именно сейчас этот процесс вошел в заключительную фазу, когда крайне важно сбалансировать потребности государства относительно обороноспособности в будущем с ресурсными возможностями и принять окончательное решение, касающееся перспективного очертания ВСУ.
     По итогам предыдущих результатов оборонного обзора можно предусмотреть, что Украина в долгосрочной перспективе должна иметь оптимальные по численности, мобильные, способные быстро разворачиваться и наращивать группировку в кризисных районах войска.
     По составу, оперативному (боевому) назначению, уровню готовности войск (сил) ВСУ, как и ранее, будут разделяться на две составляющие: организационную и функциональную.
     В составе организационной структуры вооруженных сил будет три вида: сухопутные войска, воздушные силы, военно-морские силы, а также соединения, воинские части, военные учебные заведения, учреждения и организации, которые не относятся к видам ВСУ.
     Предусматривается, что вооруженные силы будут состоять из объединенных сил быстрого реагирования, основных сил обороны и сил обеспечения.
     Главное внимание планируется уделить оптимизации системы управления и переоснащению вооруженных сил вооружением и военной техникой.
     Система управления должна стать автоматизированной, оснащенной современными средствами связи, защищенной от влияния на нее со стороны противника, иметь возможность интеграции с аналогичными системами вооруженных сил других государств.
     - В данном документе особый интерес вызывает третий этап, намеченный на 2021–2025 годы - развитие вооруженных сил и их реформирование. Это коренной пересмотр уже устоявшихся взглядов на обеспечение обороноспособности страны?
     - Согласно нашим планам на протяжении 2021–2025 годов мы завершим создание автоматизированной системы управления сектора безопасности и обороны страны. Думаю, на этом этапе мы обеспечим внедрение современных систем и технологий всестороннего обеспечения войск (сил) и доведем оснащение войск (сил) основными типами новейших комплексов и систем вооружений и военной техники до уровня не менее чем 40 процентов.
     - На 2010 год министерству обороны утверждены расходы в сумме 13,4 миллиарда гривен, или 1,24 процента ВВП. Это существенная сумма. Но является ли она достаточной для решения всех стоящих перед ВСУ задач? Планируется ли поступательное увеличение расходов государства на оборону? На что в первую очередь будут расходоваться эти средства?
     - Надо признать, что цифры государственного бюджета для министерства обороны Украины в 2010 году оптимистичными назвать очень тяжело. Вместе с тем мы понимаем сложную финансовую ситуацию, в которой оказалась страна. Скажу откровенно, что и раньше, на протяжении многих лет, вооруженные силы недополучали средства для своего развития. Мы подсчитали, что только в период с 2006 по 2009 год оборонное ведомство недополучило около 11,5 млрд. гривен! Как следствие этого мы были вынуждены приостановить большинство программ развития ВСУ.
     Такая ситуация вынудила нас сосредоточиться не на развитии армии, а на ее реформировании. Так, мы планируем на протяжении 2011–2012 годов стабилизировать ситуацию в войсках и не допустить снижения уровня боеготовности. И уже в 2013– 2015 годах создать предпосылки к постепенному развитию украинской армии. Есть надежда, что к тому времени финансовые возможности страны будут достаточными, чтобы в полном объеме обеспечить вооруженные силы.
     Замечу, что наш оптимизм на улучшение финансирования ВСУ имеет основания. Во-первых, все острые, злободневные проблемные вопросы, касающиеся состояния украинской армии, находятся на жестком контроле президента Украины - верховного главнокомандующего, который ищет пути для их решения. Что касается бюджета этого года, у нас есть уверенность, что министерство обороны Украины во время пересмотра государственного бюджета в сентябре - октябре этого года получит дополнительные средства. Что же касается нашего финансирования в обозримом будущем, то постановлением кабинета министров Украины от 7 июля утверждены прогнозные показатели расходов государственного бюджета на нужды обороны на период до 2023 года. Так, ежегодно, начиная уже со следующего года, на нужды министерства обороны из бюджета будет выделяться средств на 15–20 процентов больше, чем в предыдущем году.
     - На сегодня для министерства обороны и вооруженных сил крайне важными задачами являются сохранение кадрового потенциала армии, социальная защита военнослужащих и членов их семей. В частности, решение жилищной проблемы, увеличение денежного довольствия военнослужащих и вопросы пенсионного обеспечения. Что планируется предпринять по этим направлениям?
     - Надо признать, что за последние годы накопилось немало проблем в сфере социальной защиты военнослужащих. Это привело к тому, что мы уже потеряли значительное количество профессионалов, увеличилась текучесть офицерских кадров. Мы понимали, что нужно в срочном порядке исправлять ситуацию. К счастью, безотлагательные меры, предпринятых руководством военного ведомства и генерального штаба ВСУ при поддержке верховного главнокомандующего - президента Украины, глав правительства и верховного совета Украины, смогли стабилизировать ситуацию.
     Сегодня продолжается работа по созданию реальных, а не призрачных стимулов и рычагов мотивации военной службы. К примеру, это касается чрезвычайно болезненной для минобороны Украины проблемы обеспечения военнослужащих жильем. Единственным источником финансирования потребностей жилищного строительства для военнослужащих ВСУ являются средства государственного бюджета, поступление которых в 2009 году было неудовлетворительным. По этой причине в прошлом году военные получили лишь 85 квартир, хотя по состоянию на 1 января 2010 года на квартирном учете находилось около 45 тысяч семей военнослужащих. Потребность в жилье для военнослужащих вооруженных сил составляет 30,4 тысячи квартир для обеспечения постоянным жильем и 14,7 тысячи - для обеспечения служебным жильем.
     Проектом постановления кабинета министров Украины предусматривается в течение 2010–2016 годов построить (приобрести) около 40 тысяч квартир для военнослужащих ВСУ. Мы планируем, что в нынешнем году военнослужащие получат не менее 2.000 квартир, а начиная со следующего года - примерно по 6.000 квартир ежегодно. Пока же офицеры и прапорщики ожидают получения собственных квартир, разработан и находится на согласовании в министерстве финансов, министерстве экономики и министерстве жилищно-коммунального хозяйства механизм предоставления денежной компенсации военнослужащим за поднаем жилья.
     Следующий очень важный вопрос - увеличение денежного содержания военнослужащих. Мной и начальником генерального штаба - главнокомандующим вооруженными силами Украины приняты решения относительно улучшения социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, с мая 2010 года повышен уровень премирования военнослужащих военной службы по контракту. В течение июня - ноября текущего года будут погашены задолженности перед личным составом ВСУ за не полученные в прошлые годы надлежащие виды одноразового денежного обеспечения на общую сумму около 200 миллионов гривен.
     Кроме того, с 1 октября 2010 года мы планируем увеличить размер денежного содержания всех категорий военнослужащих.
     - В свете уже случившихся и предстоящих изменений в ВСУ каким вам видится дальнейшее военное и военно-техническое сотрудничество Украины с Российской Федерацией? Какие его аспекты вы выделили бы в качестве важнейших, первоочередных?
     - Сотрудничество между армиями Украины и России имеет долгую и богатую историю и берет начало с подписания правительствами двух стран в 1993 и 1995 годах соглашений о военно-техническом сотрудничестве и сотрудничестве в военной сфере. К сожалению, был период, когда взаимодействие развивалось не очень динамично.
     Новый импульс наши отношения получили в начале этого года. Согласно плану сотрудничества между минобороны Украины и Российской Федерации на 2010 год запланировано 37 мероприятий, в том числе 21 мероприятие двухстороннего военного сотрудничества. Из наиболее масштабных мероприятий, которые уже состоялись, хочу отметить участие представителей вооруженных сил Украины и России в праздновании Дня Победы, проведение украинско-российского командно-штабного учения военно-морских сил «Фарватер мира - 2010», которое не проводилось с 2004 года, участие делегации ВСУ в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010».
     Кроме того, согласно договоренностям, достигнутым во время заседания подкомитета по вопросам безопасности украинско-российской межгосударственной комиссии, состоятся визит на Украину начальника Генерального штаба ВС РФ - первого заместителя министра обороны Российской Федерации, а в Россию для участия в заседании Комитета начальников штабов вооруженных сил государств - участников СНГ прибудет начальник генерального штаба - главнокомандующий ВСУ.
     Первый заместитель начальника генерального штаба ВСУ примет участие в четвертом заседании подкомиссии по вопросам сотрудничества между вооруженными силами Украины и Российской Федерации, подкомитета по вопросам безопасности украинско-российской межгосударственной комиссии, а командующий сухопутными войсками ВС Украины встретится со своим российским коллегой для обмена опытом и решения вопросов дальнейшего сотрудничества.
     Также до конца года запланированы проведение полетов корабельной авиации РФ на аэродроме Саки и полигоне «НИТКА», заход корабля Черноморского флота России в рамках августовской активации BLACKSEAFOR, рабочая встреча экспертов двух стран по вопросам безопасности полетов, визит на Украину представителей Координационного центра авиационно-космического поиска при Минобороны Российской Федерации с целью обмена опытом по вопросам поисково-спасательного обеспечения, совместного украинско-российского учения дежурных сил ПВО.
     Таким образом, мы видим перспективные направления военного сотрудничества в следующих направлениях: обмен опытом по вопросам военного строительства и развития вооруженных сил, углубление сотрудничества между видами вооруженных сил и родами войск, реализация международных обязательств сторон, сотрудничество в области законодательной деятельности и в военно-научной сфере. Мы уверены, что такое сотрудничество будет очень полезным армиям двух стран и будет гармонично развиваться в будущем.
     - О сотрудничестве с НАТО сказано уже предостаточно... И тем не менее, почему, зачем и как?
     - Сегодня военное сотрудничество с НАТО приведено в соответствие с законом Украины «О принципах внутренней и внешней политики» и основными положениями послания президента Украины к украинскому народу.
     ВСУ в своих отношениях с НАТО реализуют принцип последовательности и преемственности, сосредотачиваясь на прагматическом сотрудничестве. В планах военного сотрудничеств Украина - НАТО на 2010 год оставлены только те мероприятия, которые имеют практическую пользу для наших вооруженных сил и не связанны с тематикой членства в альянсе.
     Главной целью сотрудничества с НАТО в военной сфере является развитие ВСУ в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Военное сотрудничество с альянсом осуществляется по следующим основным направлениям.
     Во-первых, это оборонное планирование. При отработке концепций и программных документов по дальнейшему реформированию и развитию ВСУ мы используем методологии передовых стран мира. В первую очередь это касается метода, ориентированного на возможности. Его внедрение в систему оборонного планирования позволяет повысить эффективность использования ресурсов для достижения необходимых военных возможностей.
     Во-вторых, это развитие оперативных возможностей. В современных условиях критерии боеготовности ВСУ являются такими же, как в странах Европы и НАТО: способность выполнять конституционный долг, поддерживать региональную безопасность путем участия в международных операциях по урегулированию кризисов, а также надлежащая взаимосовместимость.
     Третье направление - это участие в международных операциях по урегулированию кризисов во исполнение международных обязательств Украины. Мы планируем продолжить привлечение украинских военных к международным миротворческим операциям в Косово и Афганистане, Тренировочной миссии в Ираке, антитеррористической операции «Активные усилия» как инструмента предотвращения угроз европейской безопасности.
     Вообще это выгодно для нашего государства, прежде всего в контексте реализации национальной стратегии международной миротворческой деятельности, которая предусматривает создание благоприятных условий для продвижения политических и экономических интересов Украины, привлечение потенциала национальной экономики и бизнеса для постконфликтного восстановления кризисных регионов. Безусловно, здесь существуют и чисто военные аспекты, возможность приобретения важного для любой армии мира боевого опыта.
     Таким образом, развитие дальнейшего сотрудничества с НАТО в военной сфере в условиях внеблоковости Украины не несет обязательств по присоединению к системе коллективной безопасности и является сугубо прагматичным и практичным.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex