на главную страницу

25 Августа 2010 года

Вооружённые силы: новый облик

Среда

Дорога в небо

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
  Фото из архива КВВАУЛ.



Даже трех дней беглого знакомства с полками и учебными центрами Краснодарского авиационного училища недостаточно, чтобы оценить весь масштаб единственного в России училища военных летчиков. Авиационные учебные центры и полки расположены в девяти субъектах Российской Федерации, в трех военных округах. До ближайшей части непосредственного подчинения в Майкопе больше ста километров, самый дальний учебный центр - в Балашове - за тысячу километров от головного центра в Краснодаре. В одном из этих девяти учебных авиационных полков курсанты Краснодарского летного училища получают свою первую путевку в небо. Но, чтобы попасть в учебные центры фронтовой истребительной, бомбардировочной, военно-транспортной, дальней или морской ракетоносной авиации, каждому из них предстоит пройти сложный путь от сдачи вступительных испытаний до получения допуска к первому самостоятельному полету.

     


     
Визитная карточка

     Начальник Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института), заслуженный военный летчик РФ, летчик-снайпер полковник Валерий Иванович ЛАШКО.
     Родился 28 апреля 1960 г. в станице Старо-Нижестеблиевской Красноармейского района Краснодарского края. В 1981 г. окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков. С 1989 по 1992 год прошел обучение на командном факультете Военной командной академии ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. В 2004 г. - курсы повышения квалификации руководящего состава военных учреждений высшего профессионального образования при Южнороссийском институте повышения квалификации. В 2006 г. успешно освоил программу переподготовки на факультете переподготовки и повышения квалификации Военной академии Генерального штаба ВС РФ.
     Прошел все ступени летных должностей Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института) от летчика-инструктора гвардейского учебного авиационного полка до заместителя начальника КВВАУЛ. За весь период службы на летных должностях не имел происшествий и инцидентов, связанных с человеческим фактором. За период летной работы освоил шесть типов авиационной техники. Имеет общий налет 2.850 часов. Мастер спорта СССР по самолетному спорту.
     


     
Первые шаги

     Для будущего летчика дорога в небо измеряется не километрами, а уровнем знаний и навыков, полученных в аудиториях за два с небольшим года обучения в Краснодарском учебно-научном центре, количеством часов налета на пилотажном тренажере и огромным желанием подняться в небо. Чтобы допустить курсанта к управлению реактивным самолетом, инструктор должен быть полностью уверен: обучаемый не только по уровню подготовки, но и по своим личным качествам, по состоянию здоровья способен выполнить полетное задание. Поэтому первый шаг по дороге в небо - прохождение профессионального отбора.
     - Подходы к набору изменились: требования при поступлении в училище стали более жесткими. Прежде всего я имею в виду программу определения профессиональной пригодности. Хотя сама суть подготовки летчика не меняется, - отмечает начальник Краснодарского высшего военного училища летчиков, заслуженный военный летчик Российской Федерации полковник Валерий Лашко.
     В летной среде бытует мнение, что всего три процента людей способны летать. Это зависит прежде всего от индивидуальных наклонностей и природных способностей человека. Задача профессионального отбора - еще на этапе поступления выявить у абитуриента необходимые любому летчику качества. В прошлом году только один из десяти кандидатов на поступление в училище показал достойные результаты профотбора. Здесь необходимы и выносливость, и быстрота реакции, и свободное пространственное ориентирование, и способность оперативно обрабатывать информацию и принимать решения. Причем все эти действия будущий летчик должен научиться выполнять в экстремальных для организма условиях внеземной среды обитания. Поэтому высокий уровень физической готовности - второй шаг по дороге в небо.
     - Даже те абитуриенты, которые имеют разряды и другие спортивные достижения, должны проходить тестирование по физической подготовке. Теперь подтягивание, бег на короткую и длинную дистанции в ходе вступительных испытаний оцениваются по единой балльной системе, - подчеркнул в беседе полковник Лашко.
     В дальнейшем, уже в процессе обучения, требования по физической подготовке предъявляются специализированные. Если на третьем курсе курсант выбирает направление истребительной авиации, то по программе физподготовки он должен отработать определенные физические навыки. К примеру, на каждом занятии, помимо комплекса упражнений, направленных на общее физическое развитие, на специальном тренажере - стационарном гимнастическом колесе - курсанты отрабатывают обязательный норматив, который не встретишь ни в одном другом военном вузе. Упражнения на колесе позволяют развить основной аппарат начинающего летчика - вестибулярный.
     
Путевка в небо

     По местам, откуда приезжают в Военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова, можно изучать географию нашей страны. За партами - курсанты со всей России: от Дальнего Востока до Кубани. За три неполных года им предстоит досконально овладеть широким спектром летных знаний и сделать следующий шаг по дороге в небо. Здесь учатся не за оценки: в конце третьего курса все это им предстоит продемонстрировать на практике. Не случайно все ребята так сосредоточенно и старательно стремятся освоить основы летного дела, постичь физику процессов в воздухе.
     - Самое опасное для летчика - это нестандартная ситуация в воздухе. Решения в полете нужно принимать за секунды. Поэтому приходится рассказывать все, в том числе и случаи из собственной летной практики, - говорит участник пяти специальных командировок, кавалер орденов Мужества и Красной Звезды, старший преподаватель кафедры навигации полковник запаса Валерий Кушнерев.
     
Иллюзия полета

     Одних теоретических знаний для выполнения полета мало. Привыкнуть к органам управления самолета по картинкам, научиться безошибочно работать с показаниями приборов по книгам практически невозможно. Поэтому перед тем как впервые подняться в воздух, курсант проходит «летную практику» на тренажере - еще один шаг по дороге в небо. До первого полета будущий летчик должен «налетать» порядка 15 часов на тренажере. Современные тренажерные комплексы, которыми оснащены учебные центры Краснодарского летного училища, практически полностью имитируют все условия полета, за исключением перегрузок, которые испытывает летчик в воздухе. В целях обучения на компьютерном тренажере моделируются все возможные условия выполнения полетного задания. Любые погодные условия, турбулентность, обледенение, имитация различных видов отказов позволяют подготовить летчика к действиям в нестандартных ситуациях в полете.
     - На тренажере мы отрабатываем практически все возможные ситуации. Дополнительных практических полетов уже не требуется. Если что-то не так, то мы сажаем курсанта за тренажер, и он под контролем инструктора самостоятельно начинает отрабатывать элементы по разделению, - поясняет начальник факультета Армавирского учебного центра подготовки летного состава истребительной авиации полковник Юрий Евтушенко.
     В кабине точной копии учебно-тренировочного Л-39 с полным набором работающих приборов и органов управления создается компьютерная модель полета, которая в режиме реального времени проецируется на огромном экране прямо перед глазами «виртуального» летчика. За каждым действием пилота из комнаты управления полетами следит опытный инструктор: на его мониторах отражены как программа выполнения полета курсантом, так и показания всех приборов самолета. Во власти инструктора изменить погоду, создать аварийную ситуацию, изменить условия выполнения полетного задания. Все для того, чтобы летчик в любых, даже критических ситуациях в полете мог безошибочно оценить обстановку и принять верное решение.
     
Мне бы в небо

     За штурвал настоящего самолета курсанты впервые садятся в конце третьего года обучения. Летная практика третьекурсников проходит в одном из учебных центров училища. По результатам отбора и в соответствии с выбранной специализацией курсантов распределяют по учебным центрам: истребительной авиации в Армавире, фронтовой бомбардировочной авиации в Борисоглебске и в учебный центр военно-транспортной, дальней и морской ракетоносной авиации в Балашове. В составе каждого учебного центра по два -три учебных авиационных полка, оснащенных в зависимости от рода авиации учебно-тренировочными самолетами Л-39 и Л-410, учебно-боевыми и боевыми истребителями МиГ-29 и штурмовиками Су-25, а также военно-транспортными Ан-26. Полеты в учебных полках в период летной практики не прекращаются с раннего утра до поздней ночи. По 4 летных дня в неделю, по 2 летные смены в день - о такой интенсивности полетов в боевых полках могут только мечтать. За месяц общий налет – под тысячу часов.
     - За два года мы должны дать каждому курсанту налет порядка 200 часов. До первого самостоятельного вылета летчик в среднем должен выполнить 75 полетов. Причем каждый полет для обучаемого будет отличаться от предыдущего, - рассказывает заместитель учебного авиационного полка подполковник Виктор Журавков.
     
Инструктор, наставник, «дед»

     В период первоначальной летной практики за каждым курсантом закрепляют летчика-инструктора, который на ближайший период обучения станет его главным советчиком, наставником и строгим экзаменатором. Летчик-инструктор должен выделить в обучаемом прежде всего его направленность на овладение профессией летчика. Определив его природные способности, например такие как видение земли при выполнении полетов, умение распределять свое внимание и многое другое, инструктор должен развить их до уровня профессиональных качеств. Подход к каждому должен быть индивидуальным, а вот требования для всех одни. Чтобы допустить обучаемого к полетам, инструктор должен быть полностью в нем уверен.
     - Уметь летать - одно, а уметь учить летать - совсем другое. Летчик-истребитель выполняет задачи строго по предназначению истребительной авиации. Приставка «инструктор» обязывает не только самого хорошо летать и выполнять полеты на личное совершенствование, но и из задней кабины обучить курсанта пилотированию реактивным самолетом, - объясняет замкомандира полка по летной подготовке подполковник Сергей Павельев.
     В его летной книжке - вся жизнь. За период летной работы летчиком-инструктором истребительной авиации он подготовил 30 курсантов. Из-под его крыла вышли еще два летчика-инструктора. Недавние выпускники лейтенанты Максим Кандаков и Александр Пастухов сейчас обучают курсантов 3-го курса первоначальной летной подготовке. Летчика-инструктора 1-го класса подполковника Сергея Павельева они уважительно называют «дедом».
     Курсант 5-го курса Виктор Демиденко, потомственный военный летчик, уже сегодня осваивает фронтовой истребитель МиГ-29. К обучению пилотированию на этих боевых машинах допускают наиболее способных и подготовленных выпускников. Своим летным мастерством Виктор Демиденко обязан наставнику - летчику-инструктору майору Дмитрию Никонорову.
     - У летчиков есть такая книжка «Курс учебно-летной подготовки». Там все расписано: что и как делается. Но это лишь сухая теория, если все это прочитать, то особо в полете сам ничего не сделаешь. А летчик-инструктор этому всему практически обучен, он объясняет, показывает, как все это правильно делается. В принципе все так же, как там и написано, но только понятно, доходчиво, - поясняет Виктор Демиденко.
     
Крылья мужества

     Летчик-инструктор, как и любой учитель, - профессия действительно сложная. Полетов на личное совершенствование, которые приносили бы удовлетворение летчику, не так уж и много. Поэтому не сразу все приходят с желанием летать в инструкторах. Но в процессе, глядя в благодарные лица курсантов, которым они дали дорогу в небо, и в дальнейшем, когда появляются результаты труда по освоению ими современных боевых самолетов, это, пожалуй, и есть удовлетворение инструктора своей работой и своим призванием. Но далеко не всегда в воздухе все проходит гладко: аварийные ситуации случаются и во время тренировочных полетов. И тут отвечать приходится не только за себя, но и за того, кто находится с тобой в одной кабине и кто берет с тебя пример.
     В одном из таких полетов летчик-инструктор подполковник Владимир Вязников продемонстрировал пример мужества и стойкости, тем самым сохранив жизнь себе и своему ученику. Полет выполнялся ночью, командир экипажа - летчик-инструктор Вязников, в задней кабине обучаемый летчик - старший лейтенант Брычкин. Полет выполнялся с целью его подготовки в качестве летчика-инструктора для ночных полетов. На высоте 3.000 метров произошла сильная вибрация двигателя, после чего инструктор взял управление на себя и развернул самолет к аэродрому. Доложил руководителю полетов и выключил двигатель. После попытки запуска, которые ни к чему не привели, было принято решение на катапультирование, руководитель полетов дал соответствующую команду. С 2.800 метров был произведен доклад, и с высоты 1.200 метров предприняли попытку покинуть самолет.
     - Как и полагается, как командир экипажа, я ожидал, пока обучаемый летчик покинет самолет, - потом моя очередь, – вспоминает подполковник Владимир Вязников.
     Неоднократно разными способами лейтенант пытался катапультироваться - ничего не получалось. Как впоследствии выяснилось, отказала катапультная установка из-за несрабатывания пиропатрона.
     – После этого на высоте 400 метров он мне по радио сказал: «Я не могу, давай теперь ты прыгай!» - вспоминает летчик-инструктор.
     И так они направили самолет подальше от населенных пунктов, которые были по маршруту полета, и произвели посадку в поле. Отвели самолет влево, просто в темноту. На скорости 300 км/ч планировали. Самолет позволяет делать это с выключенным двигателем, при том, что вертикальная скорость составляла порядка 10-15 метров.
     На высоте порядка 100-150 метров обучаемый летчик, видимо, из-за чувства самосохранения взял ручку на себя, что уменьшило вертикальную скорость и, как оказалось впоследствии, и сам удар о землю. После посадки самолет был частично разрушен: он треснул в районе фюзеляжа... На поисково-спасательном вертолете летчиков доставили в госпиталь. Инструктор и его ученик получили травмы позвоночника. Все происходящие в воздухе события заняли не больше 6 минут. Только то, что летчик-инструктор в критический момент не покинул самолет, а оставался в кабине пилота до последнего, возможно, спасло жизнь им обоим. За проявленную стойкость и умелые действия в аварийной ситуации летчик-инструктор Владимир Вязников был награжден орденом Мужества.
     
Связь поколений

     Авиаторам Краснодарского военного авиационного училища летчиков имени А.К. Серова есть на кого равняться. За семь прошедших десятилетий летное училище воспитало более 500 Героев Советского Союза, Героев России, среди которых были и летчики-космонавты. Среди выпускников Краснодарского летного училища Герои Великой Отечественной войны человек-легенда Алексей Маресьев, маршал авиации Николай Скоморохов, вошедший в десятку лучших летчиков Второй мировой войны, Виталий Попков, ставший прообразом главного героя картины «В бой идут одни «старики», генерал-полковник Григорий Дольников, героическая судьба которого послужила основой рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова. Современные страницы истории вуза также отмечены героическим участием выпускников и летчиков училища в боевых действиях. Личный состав училища выполнял специальные задания по ликвидации незаконных вооруженных формировании в Чеченской Республике. Девять участников спецопераций на Северном Кавказе награждены боевыми орденами и медалями. В период югоосетинского конфликта летчики училища также направлялись в специальные командировки.
     Сегодня эти педагоги и летно-инструкторский состав передают свой бесценный боевой опыт молодому поколению летчиков. Первый набор курсантов-летчиков для Военно-воздушных сил Российской Федерации в Краснодаре состоялся в июле-августе 2002 года. Став единственным многопрофильным вузом России, готовящим военных летчиков для всех силовых ведомств, стран дальнего и ближнего зарубежья, Краснодарский военный авиационный институт объединил под своим знаменем историю и традиции Качинского, Армавирского, Борисоглебского, Балашовского, Барнаульского военных училищ летчиков. На сегодняшний день на пяти факультетах вуз готовит офицеров-летчиков с высшим профессиональным образованием по всем направлениям и профилям авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации, офицеров-летчиков, офицеров-техников по всем специальностям инженерно-авиационной службы для стран ближнего и дальнего зарубежья. Летчики - выпускники Краснодарского высшего военного училища служат во всех авиационных частях и соединениях Военно-воздушных сил, подразделениях Внутренних войск МВД России и Министерства по чрезвычайным ситуациям.
     Современные реалии строительства Вооруженных Сил предъявляют новые требования к подготовке будущих летчиков. Всем им предстоит летать на новых типах, новых поколениях самолетов. Для того чтобы их освоить, нужны новые тренажерные комплексы. Оснащение ими началось, и они уже демонстрируют свою эффективность в процессе обучения. На сегодняшний день практически все кафедры оснащены интерактивными досками, медиапроекторами. Курсанты имеют возможность обучаться с помощью компьютерных программ, при необходимости получать доступ к сети Интернет. На уровне Главного командования ВВС обсуждается вопрос поставок перспективных образцов техники в учебные центры одновременно с поставками в войска. В ближайшее время в училище ожидают поставку учебно-боевых самолетов Як-130, которые призваны полностью заменить устаревшие «элки».
     
С верой в Бога

     На фоне всех перемен незыблемой особенностью всего русского воинства всегда оставалась Вера. Продолжением этой святой традиции в Краснодарском авиационном училище стал войсковой православный храм святого мученика Иоанна Воина, который был построен 15 лет назад по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Помочь курсанту познать не только профессию летчика, но и разобраться в себе, ответить на многие вопросы помогает настоятель храма протоиерей отец Владимир. В богослужение он пришел также из летчиков – всего в нескольких метрах от врат храма на постаменте тот самый истребитель Су-17М3, на котором он летал. Сюда приходят за советом, исповедаться и помолиться, найти успокоение и обрести силы.
     - Каждый может прийти на исповедь. Многие курсанты перед полетами берут благословение. Многие приняли здесь таинство крещения. В условиях трудных особенно необходимо приклонить голову, найти успокоение, - рассказывает отец Владимир.
     Настоятель храма часто встречается с курсантами, проводит с ними беседы. Случаются и сложные ситуации: конфликты во взаимоотношениях, сомнения в выбранном пути. Во всем этом отец Владимир помогает ребятам разобраться. Но самое сложное и ответственное время, по его словам, выпало на открытие храма, когда 15 лет назад были грозные события в Чечне, а затем и в Дагестане. Тогда с помощью молитвы и обращения к Богу многие родные и близкие летчиков могли найти успокоение, обрести силы. Отец Владимир и сам неоднократно бывал в специальных командировках, где нес Слово Божие всем воинам - защитникам нашей Родины.
     Здесь, в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков, за пять лет молодые ребята проходят путь от курсанта до летчика. Много это или мало? За это время они успевают сделать только несколько первых шагов в профессии. Какой путь придется пройти, чтобы стать настоящим асом летного дела и остаться в профессии, будущие пилоты пока не догадываются. Но, как отмечают эксперты авиационной медицины, в полете для летчика другое пространство и другое время, а значит, у них и своя дорога в небо.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex