на главную страницу

28 Августа 2010 года

Посмотрим-обсудим

Суббота

Любовь за патроны

Дарья МАНЬШИНА.



Когда-то давно, на пике своей популярности, группа «Любэ» выпустила хит «Шагом марш». Его незамысловатый текст содержал в себе рассказ о том, как «на заводе батя пули отливал», которые затем «вражина купил» и застрелил ими лирического героя песни, попавшего в цепкие лапы «строгого военкома». За веселым мотивом мало кто разглядел тогда весь трагизм ситуации, и песня так и осталась бодрым маршем. А судьбой пули заинтересовался кинематограф.

     На днях телеканал РЕН показал фильм «Блокпост». После своей премьеры более десятилетия назад он сразу же стал популярен и прочно вошел в список лучших фильмов о чеченской войне, таких как «Война», «Грозовые ворота», «Кавказский пленник», «Живой» и «Чистилище». Секретом популярности фильма стало безмерное очарование его героев – «Кайфа», «Юриста», «Крысы», «Мочи», «Скелета», прапорщика Ильича в исполнении Андрея Краско и традиционного для режиссера фильма Александра Рогожкина булдаковского «генерала».
     Где-то в середине 1990-х годов после очередной «зачистки» герои «Блокпоста» становятся свидетелями трагедии: в одном из аулов от взрыва мины погибает мальчик. Из свидетелей они тут же попадают в обвиняемые и переводятся командованием на отдаленный блокпост «до выяснения обстоятельств дела». Жизнь здесь, вдали от военных действий, могла бы быть тихой и спокойной. Гаврик Крутитский («Крыса») наряжал бы в камуфляж своего хвостатого любимца, «Моча» выращивал бы во дворе кусты роз, а «Юрист» мог безнаказанно носить на каске свой трофей – лисий хвост. Если бы не одно «но»...
     По словам главного героя – «Скелета», от лица которого ведется рассказ, «суть опасности проста – она мешает жить». Недалеко от блокпоста орудует снайпер, который и днем и ночью смотрит в оптический прицел на «мирную» жизнь спрятанных командованием от мести местных жителей главных героев. Первой жертвой таинственного снайпера становится крыса. Завернутый в окровавленную тряпочку любимец Крутитского вселяет ужас в души расслабившихся было бойцов, поскольку попасть в крысу с такого расстояния может только профессионал. С этого момента «мирная» жизнь снова становится военной и герои начинают вести борьбу со снайпером.
     История была бы рядовой, если бы ее главным героем не стал патрон, который находит свою цель, совершив страшный, но закономерный круговорот.
     Жизнь патрона, как и любого другого оружия, формально начинается на заводе, как поется в песне «Любэ», однако фактически оружие начинает жить только в руках бойца. Так, в этом фильме патрон, живущий и воюющий на стороне главных героев, вдруг становится преданным «союзниками» и проданным врагу за час любви с местной глухонемой девушкой. Растранжирив таким же образом десятки патронов на травку, провиант и сигареты, главные герои не раз вынимали их же из мешков с песком, создававших укрытие блокпосту. Игра в товарно-денежные отношения, где монетами служили патроны, продолжалась бы еще долго, пока один из них не лишил жизни «Юриста».
     По иронии судьбы снайпершей была девушка Маша, продававшая бойцам сестру за те самые патроны, которые словно бумеранги возвращались к хозяевам. В итоге оказывается наказанной и она: лисий хвост ее любимого «Юриста» – рыжая метка неприкосновенности для Маши – в тот день оказался на каске другого бойца и защитил его от пули.
     В начале фильма очень много доброго юмора, который стал для Александра Рогожкина традиционным. Это и крыса в камуфляжной шапочке, и выход на спор одного из главных героев к съемочной группе в бронежилете на голое тело, и вездесущий плакат генерала с уморительной улыбкой Булдакова, и емкие словечки прапорщика Ильича. Однако с развитием сюжета юмор исчезает и превращается в горькую иронию авторов фильма. Нельзя воевать за страну, не зная ее гимна, нельзя отдавать патроны врагу за сиюминутные удовольствия, нельзя проигрывать в карты медикаменты и нельзя отдавать друзей противникам даже под честное слово.
     Александр Рогожкин в свойственной ему манере на примере отдельно взятого замкнутого пространства (будь то блокпост, жилище саамки Анни из фильма «Кукушка» или специальный аэродром на Чукотке из картины «Перегон») за толстым слоем юмора, иронии и сатиры скрывает одну очень важную мысль. Это пространство есть своеобразная точка невозврата. Попав в некое место, герои уже не смогут выйти из него прежними, их сознание кардинально меняется. Слоганом к фильму «Блокпост» стала фраза «Check your point of no return» – твоя точка невозврата. Пожалуй, в широком понимании это и есть смысл большинства полнометражных картин Александра Рогожкина. Только одни герои не возвращаются из нее прежними, пережив болезненное перерождение, а другие не возвращаются вовсе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex