на главную страницу

1 Сентября 2010 года

Тема номера

Среда

Образование на новый уровень

Александр АЛЕКСАНДРОВ, Владимир МОХОВ, «Красная звезда».
Фото РИА «Новости».



Состоявшееся вчера в Кремле юбилейное, десятое заседание Государственного совета РФ было посвящено профессиональному образованию. Оно и немудрено: в стране стартует новый учебный год...


     Президент России Дмитрий Медведев, поздравив всех с 10-летием с момента образования Госсовета, отметил, что благодаря ему главы регионов получили дополнительную возможность влиять на выработку стратегических направлений госполитики. Все рассмотренные за это время 100 вопросов разного калибра - от обсуждения государственной символики до крупных программных документов по внутренней политике - были подчинены задачам поступательного развития страны. И вопрос профессионального образования в этом смысле не исключение.
     Проблем в этой сфере у нас накопилось больше чем достаточно. Вузов в России сегодня больше, чем было когда-то во всем СССР. Названия у них - одно громче другого. От академий и университетов рябит в глазах. А на выходе - парад дилетантов...
     Президент, прежде всего, призвал правильно распорядиться средствами, которые выделяются на систему образования в России. А они далеко не малые. Консолидированный бюджет системы образования в прошлом году составил 1 трлн. 750 млрд. рублей. Это очень большие деньги даже для такой большой страны, как Россия, заявил Дмитрий Медведев. Подчеркнув, что в этом году образовательный бюджет стал уже на 100 миллиардов больше. Эти изменения, кстати, в стране уже почувствовали. В школах появились Интернет, новая мебель, существенно выросла зарплата педагогов. В Москве, например, наряду с местными городскими доплатами многие опытные, квалифицированные учителя получают до 60-70 тысяч рублей.
     Но деньги - это еще не все. Дмитрий Медведев напомнил, что ряд решений для развития системы образования в последние годы принят, однако предстоит еще большая работа. «Нам нужно встроить систему профтехобразования в современные процессы, прежде всего в процессы модернизации», - пояснил глава государства.
     Президент упомянул, что тема образования уже дважды рассматривалась на заседаниях Госсовета, но она столь важна, что с определенной периодичностью к ней надо возвращаться. Условия для повышения качества работы учреждений профобразования, продолжил Дмитрий Медведев, создавались в рамках нацпроекта «Образование». В частности, завершен переход на принцип софинансирования. Без этого профессиональное образование не может развиваться полноценно, убежден глава государства.
     Кроме того, были приняты специальные законы, которые заложили основу модернизации профобразования. Речь идет о законах об автономных учреждениях, о едином госэкзамене, о переходе на двухуровневую модель высшего образования, о создании на базе вузов инновационных предприятий.
     В рамках образовательной реформы были созданы семь федеральных университетов, а 29 вузов получили статус национальных исследовательских университетов. Созданы современные ресурсные центры регионального и межрегионального значения, обновилась материально-техническая и информационная база значительного числа вузов.
     Наряду с этим глава государства заявил о необходимости преодолеть сложившийся перекос в сторону высшего образования и развивать систему среднего специального образования. По его словам, перекос этот сложился с начала 1990-х годов в силу целого ряда причин и привел к тому, что стала наблюдаться нехватка специалистов в самых разных сферах народного хозяйства. Родители стали стремиться устроить детей непременно в институт или университет, без разницы какой. Лишь бы через пять лет получить вожделенные «корочки».
     В связи с этим Дмитрий Медведев вспомнил о своем недавнем посещении ПТУ по подготовке обслуживающего персонала трубопроводных систем.
     - Увидел там - за партой сидит дяденька лет 27-29, - поделился глава государства. - Он сказал, что у него уже есть высшее образование, но оно ему... не нужно. Сказал, что хочет получить образование в ПТУ, чтобы получать нормальные деньги и содержать семью.
     Президент подчеркнул, что это рафинированный пример того, как неэффективно используются средства в системе гособразования и как девальвировалось у нас само высшее образование.
     Как следствие, заложенная в прежние десятилетия основа системы образования, которой мы привыкли гордиться, фактически рухнула. И сейчас наша система образования попросту неконкурентоспособна, исходя из того, как котируется в мире большинство наших университетов, не говоря уже о средних специальных учебных заведениях...
     А значит, в «образовательном королевстве» нужно многое менять. Система профессионального образования в России должна стать четко ориентированной на заказ со стороны государства и предпринимательского сообщества, заявил Дмитрий Медведев. А подготовка специалистов должна вестись с учетом реальных потребностей экономики в условиях ее модернизации. Здесь, по словам главы государства, не обойтись без качественного прогнозирования. Чтобы профессиональное техническое образование было переориентировано на нужды перспективных производств, нужны региональные отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах.
     - То есть нужен четкий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны, - пояснил Дмитрий Медведев. Ответы на эти вопросы, полагает он, должно сформулировать государство вместе с бизнес-сообществом.
     Иными словами, бизнес-сообщество должно формировать профессиональный заказ. Для этого, по словам главы государства, необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, которые интересны рынку, востребованы работодателями и подготовлены для участия в модернизации экономики.
     Как подчеркнул глава государства, одной из важных задач должно стать создание так называемых образовательных цепочек - лицей, колледж, вуз, которые работают в непосредственном контакте с работодателями. «Такой опыт уже есть в отдельных регионах, и пришло время использовать его в масштабах страны», - призвал Дмитрий Медведев. Он считает, что это, кроме всего прочего, станет дополнительным стимулом к обновлению новых учебных курсов и программ, к профессиональному росту педагогов.
     В связи с этим нужно понимать, что существовавшая в России система профессионального военного образования при всех ее многочисленных плюсах несла на себе громоздкий груз годами копившихся проблем. И переименование военных училищ в институты, предпринятое на смене эпох, проблемы эти не могло решить в принципе. При смене вывески требовалось лечить и общие пороки системы. А они только загонялись вглубь...
     Переход Вооруженных Сил на новый облик, сокращение численности офицерских должностей в пользу качественных показателей потребовали от руководства Минобороны и серьезных изменений системы военного образования, подходов к образовательному процессу в целом. При общем сокращении числа военных вузов сформированная к 2012 году единая сеть межвидовых учебно-научных центров будет призвана обеспечить Вооруженные Силы необходимым количеством военных специалистов.
     Заместитель начальника Главного управления кадров Министерства обороны РФ (начальник управления военного образования ГУК Минобороны России) Тамара Фральцова считает, что изменения в современном обществе и Вооруженных Силах повлекли за собой необходимость пересмотреть не только структуру военного образования, но и саму суть образовательного процесса, подходов к формированию офицеров нового облика.
     - Министерство обороны намерено изменить подход к набору первокурсников в свои вузы, - заявляет Тамара Фральцова. - Молодой человек должен знать специфику военной службы и осознанно подходить к выбору профессии военнослужащего.
     Сегодня в результате сокращения общего числа офицерских должностей Минобороны столкнулось с переизбытком военных кадров, в том числе и на первичных должностях. По прогнозным оценкам, в ближайшие три года выпуск молодых офицеров будет значительно превышать потребность войск в офицерских кадрах первичного звена. Поэтому в нынешнем году набор курсантов приостановлен. В то же время, говорит Тамара Фральцова, с учетом переизбытка военных кадров и дефицита офицерских должностей появляется возможность более качественного комплектования Вооруженных Сил. По ее словам, требует пересмотра и перечень специальностей, по которым производится обучение в военных вузах. Часть из них будет переведена в разряд гражданских, а часть будет соответствовать штатно-должностной категории сержантского состава. Кроме того, с нынешнего года все военные вузы начнут трехгодичную подготовку сержантов.
     Собственно, это и есть тот госзаказ, о котором сказал на заседании Госсовета Дмитрий Медведев. Можно вспомнить в связи с этим подзабытую фразу о том, что «лучше меньше, да лучше». Если не придавать ей никакого идеологического подтекста, то будет в самую точку.
     

     

     
Поздравление министра обороны Российской Федерации личного состава
     образовательных учреждений с Днем знаний и началом нового учебного года

     Уважаемые слушатели и курсанты высших военно-учебных заведений, воспитанники и воспитанницы суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ и кадетских корпусов, Оренбургского президентского кадетского училища, преподаватели и работники образовательных учреждений Минобороны России!
     Первого сентября начинается новый учебный год.
     Суворовцы, нахимовцы и кадеты будут овладевать знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем позволят им успешно продолжить обучение в высших учебных заведениях.
     Слушатели и курсанты поднимутся на новую ступень профессионального мастерства.
     Формирование нового облика Вооруженных Сил невозможно без современно мыслящих, преданных своему делу военных профессионалов, способных эффективно решать задачи по обеспечению военной безопасности государства.
     В Минобороны России делается все необходимое, чтобы деятельность образовательных учреждений соответствовала самым современным требованиям. Улучшаются организация, содержание и методика обучения, модернизируется материально-техническое и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, развивается социальная инфраструктура.
     Уверен, что преподавательский состав образовательных учреждений направит все силы и энергию на развитие военной школы и совершенствование профессиональной подготовки защитников Отечества.
     Поздравляю всех с Днем знаний и началом нового 2010/2011 учебного года.
     Желаю крепкого здоровья, благополучия, творческого вдохновения, успехов в учебе, труде и службе на благо Отчизны!
     
Министр обороны Российской Федерации
     А. Сердюков.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex