
С началом Великой Отечественной войны в Токио внимательно следили за боевыми действиями на советско-германском фронте. С падением Москвы стало бы реальным вступление Японии в войну против СССР.
Весьма показательным в этом отношении было военное соглашение, подписанное Германией, Италией и Японией 18 января 1942 года. Оно предусматривало, как писал маршал А.М. Василевский, отторжение от Советского Союза нашего Дальнего Востока и Сибири. В июле, когда немецкие войска рвались к Волге и Кавказу, японский премьер Хидэки Тодзио на встрече в германском посольстве дал понять, что сложившаяся обстановка чрезвычайно благоприятствует вторжению в СССР. По его словам, тогда готовилось внезапное нападение сил флота и авиации на Владивосток. Одновременно Квантунская армия должна была нанести удар в направлении Благовещенска.
Дальнейшее развитие обстановки вновь спутало карты японцев. Разгром немецких войск под Сталинградом нанес непоправимый удар и по японским планам вторжения в СССР. Дальнейший ход войны уже не предоставил Японии благоприятных условий. Не отказываясь окончательно от планов похода на север, Япония направила основные усилия на ведение войны на Тихом океане против США и Великобритании.
Правительства Англии и США не раз обращались к СССР с просьбой вступить в войну с Японией. В результате 11 февраля 1945 года Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали секретное соглашение, предусматривавшее вступление СССР в войну на Дальнем Востоке через 2-3 месяца после капитуляции Германии. К тому времени Япония сохранила еще достаточно сил, чтобы продолжить борьбу против США и Великобритании. Оценивая соотношение вооруженных сил на Дальнем Востоке летом 1945 года, американская разведка докладывала, что для обеспечения успешного вторжения в Японию крайне желательны операции против нее советских войск, так как ни блокадой, ни бомбардировкой нельзя добиться капитуляции японцев.
С конца апреля 1945 года руководство СССР начало готовить масштабную операцию против японских войск, оккупировавших северо-восточную часть Китая. Практически весь железнодорожный транспорт Востока СССР был задействован на переброску войск с западного направления на Дальний Восток и Забайкалье, в сжатые сроки было переброшено полмиллиона человек, более 7 тыс. орудий и свыше 2 тыс. танков.
8 августа 1945 года СССР заявил, что со следующего дня считает себя в состоянии войны с Японией. Прорвав приграничные укрепрайоны, одновременно с запада и востока начали 9 августа 1945 года наступление войска Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронта. В то же время главные силы форсировали Амур и Уссури, главные силы авиации фронтов наносили удары по железнодорожным узлам, аэродромам и колоннам войск. Японская ставка, ошеломленная внезапными ударами Красной армии, поспешно отводила войска в глубь территории.
Японские солдаты и офицеры, надо признать, оказались достойными противниками, даже окруженные со всех сторон, они продолжали обороняться и бились нередко до последнего патрона. Но это не смогло остановить наши войска.
Мощные удары по Квантунской армии, нанесенные советскими войсками в первые же дни, поставили Японию перед катастрофой. 14 августа совместное совещание Высшего военного совета и правительства в присутствии императора приняло решение о капитуляции. Военные действия, однако, не прекращались.
Советские войска продолжали выполнять поставленную им боевую задачу. 17 августа командующий Квантунской армией был вынужден обратиться к советскому командованию с просьбой прекратить боевые действия. Однако он не сообщил о готовности сложить оружие и сдаться в плен. Лишь на отдельных участках началась сдача в плен. В связи с этим Ставка Верховного Главнокомандования приказала: «На тех участках фронта, где японские войска складывают оружие и сдаются в плен, боевые действия прекратить».
К 25 августа советские войска полностью очистили от противника всю южную часть Сахалина. К 1 сентября они завершили разгром противника на Курильских островах. Всего в течение почти месячных непрерывных боев враг потерял около 700 тысяч солдат и офицеров, из них свыше 83 тыс. человек убитыми. «Окончание войны на Дальнем Востоке, - писал маршал Василевский, - спасло от гибели сотни тысяч американских и английских солдат, избавило миллионы японских граждан от неисчислимых жертв и страданий и предотвратило дальнейшее истребление и ограбление японскими оккупантами народов Восточной и Юго-Восточной Азии».
Разгром Квантунской армии - главной сухопутной ударной группировки - ускорил поражение и безоговорочную капитуляцию Японии. Генерал Ченнолт, командовавший тогда военно-воздушными силами США в Китае, заявил корреспонденту «Нью-Йорк таймс» 15 августа: «Вступление Советского Союза в войну против Японии стало решающим фактором, ускорившим окончание войны на Тихом океане, что произошло бы даже в том случае, если бы не были применены атомные бомбы. Быстрый удар, нанесенный Красной Армией по Японии, завершил окружение, приведшее к тому, что Япония оказалась поставленной на колени».
Жаль, что в те далекие дни солдаты разных стран, вместе победившие страшную угрозу миру, не знали, что мир, который они завоевывали, не будет долгим. Впереди была «холодная война» и нескончаемая череда «малых войн», где бывшие союзники оказались по разные стороны баррикад...
Сегодня мы должны помнить, что в этот день победу во Второй мировой войне одержали прежде всего солдаты, не важно из какой союзной армии они были. Главное, что они сделали это вместе. Вечная им память!