на главную страницу

3 Сентября 2010 года

Армия и общество

Пятница

МОМЕНТЫ ИСТИНЫ ПОЛКОВНИКА НАБИЕВА

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда». Фото автора.



3 сентября - трагическая для всех россиян дата. Именно в этот день в захваченной террористами школе Беслана погибли люди, в том числе - и это самое страшное - дети. С тех пор 3 сентября - официально установленный День солидарности в борьбе с терроризмом.
   Среди тех, кто вслед за спецназом первым вошел в заминированный боевиками спортзал бесланской школы, был полковник Бахтияр Набиев. В тот период он занимал должность начальника инженерных войск 58-й армии. Этот офицер проявил себя в Дагестане, в Чечне, в 2008-м работал в Южной Осетии. И сегодня начальник штаба инженерных войск СКВО полковник Бахтияр Набиев там, где труднее всего...

     
Опережая первых

     Подобные трагические события многое обнажают в людских характерах. Опасность лучше самых хитроумных психологических тестов выявляет храбрецов и трусов, профессионалов и дилетантов...
     Так было и в Беслане, куда военнослужащие 58-й армии прибыли в числе первых. Среди них были и представители инженерных войск, которыми командовал полковник Набиев.
     Было создано 5 саперных групп (4 - от соединений и частей армии, и еще одна - офицерская - от штаба объединения). Когда в здании школы раздались взрывы и боевики открыли беспорядочную стрельбу по заложникам, наши спецподразделения были вынуждены начать штурм. В заминированный спортзал, где находилось основное число заложников, вместе со спецназовцами ворвались полковник Бахтияр Набиев и начальник группы разминирования подполковник Андрей Гаглоев, которые сразу же начали обезвреживать взрывчатку. Стоит напомнить, что в помещении были установлены десятки самодельных взрывных устройств.
     - Уже у входа на высоте висело первое взрывное устройство - двухлитровая пластиковая бутылка, начиненная взрывчатым веществом, детонатором и шариками, - рассказывает офицер.
     И такие «адские машинки» были развешаны повсюду: на баскетбольных кольцах, плафонах, потолке и стенах. Позже было подсчитано, что в общей сложности в спортзале было установлено около 50 кг взрывчатки. Рвани она - не только от школы, но и от близлежащих кварталов мало бы что осталось... К тому же все «самоделки» были нашпигованы гвоздями, стальными шариками и цилиндрами от подшипников. Это увеличивало и без того мощный поражающий фактор взрывных устройств. По сути, шансов остаться в живых у заложников не было.
     Саперы тут же, не обращая внимания на свистящие пули и осколки, принялись за работу. Бойцы спецподразделения буквально рядом вели бой с террористами. Когда у спецназовцев пошли раненые, военнослужащие групп разминирования оказывали им первую медицинскую помощь, помогали эвакуировать. Когда начался пожар - пытались потушить его собственными силами.
     Сбить огонь удалось лишь на некоторое время - сказывался недостаток сил. И лишь когда температура в зале уже не позволяла выполнять работы дальше, полковник Набиев вывел группу из боя. После команды на отход саперы подключились к спасению детей, выносили их на руках из горящего здания...
     Всего тогда было снято 10 самодельных взрывных устройств, 4 мины, разминированы 2 «пояса шахида», которые могли быть приведены в действие тремя способами. Кроме того, были обнаружены и обезврежены 24 огнемета РПО-А «Шмель», 18 выстрелов к гранатомету, 23 гранаты РГД, 110 самодельных ручных гранат, переделанных из выстрелов к гранатомету «Пламя», 2 замаскированных под радиоприемники взрывных устройства, более 10 тысяч патронов к стрелковому оружию...
     - Я почувствовал бессилие, когда понял, что эти подонки прикрываются детьми. Жаль, не было возможности лично порвать кого-то из этих негодяев, - вспоминает полковник Набиев.
     Но в той операции судьба благоволила армейским саперам: пули и осколки обошли их стороной. Бахтияр уверен, что таковым было их предназначение - спасти ни в чем не повинных детей. Это был его момент истины...
     
Время разбрасывать камни, время их собирать

     Но еще задолго до кровавого рейда террористов в Беслан Бахтияр Набиев успел повоевать с боевиками в Дагестане и Чечне. Развернутая бандитами летом 1999-го агрессия на Кавказе «отмобилизовала» и военнослужащих инженерных частей. У Набиева за плечами уже были Военно-инженерная академия и служба в управлении 58-й армии. Но в Дагестан он отправился в статусе командира батальона инженерно-саперного полка. Уже когда боевики были вышвырнуты из Дагестана, Бахтияр Набиев получил новое назначение - стал заместителем командира инженерно-саперной бригады СКВО. И тут же получил еще одну боевую задачу - вместе со своими подчиненными убыть в Чечню.
     Работы здесь было много: восстанавливать дороги и мосты, возводить переправы и фортификационные сооружения, обезвреживать установленные бандитами взрывные устройства. Именно под руководством Бахтияра Набиева была построена высокогорная дорога протяженностью почти 100 километров. Часть дороги, проложенной через высокогорный Итум-Калинский район, проходит на высоте 1.100 метров. Но есть перевалы, где серпантин поднимается на высоту и 2.600 – 2.800 метров над уровнем моря.
     Строительство шло непросто - грунт был скальным. Порой за день удавалось пройти не более полутора десятков метров. И то при помощи взрывчатки. Но свою задачу саперы выполнили.
     Отличились подчиненные Набиева и под занавес штурма Грозного в 2000 году. Получив сообщение о том, что полуторатысячный отряд Шамиля Басаева попытается прорваться через Алхан-Калу, российский офицер с несколькими сослуживцами в короткие сроки возвел непреодолимую минно-взрывную преграду. Главаря боевиков не отвело от мины даже то, что впереди него шли несколько десятков смертников. При прохождении минного поля бандиты потеряли порядка 170 человек убитыми и около 300 ранеными. Среди них был и сам Басаев, потерявший ногу. «Это Набиев Шамилю ногу оторвал», - шутили сослуживцы. Но сам Бахтияр жалел, что не голову...
     Немало боевых эпизодов было в жизни полковника Набиева. Спустя время, будучи в Итум-Кале, офицер руководил разминированием взрывных устройств. И дважды наступил на противопехотную мину. «Наверное, это тебе Басайка мстил - столько сюрпризов натыкал», - пошутил тогда кто-то из саперов. А может, это снова был тот самый пресловутый момент истины?..
     Как Бахтияр Набиев остался жив в той ситуации - неизвестно. Заряды обязательно должны были рвануть под его ногами. Но сам Бахтияр уверен, что Бог хранит его. «Видимо, я не все еще сделал на этом свете», - объясняет он свое везение. Но вместе со своими подчиненными на выполнение самых трудных задач офицер выезжает не из-за уверенности, что фортуна и впредь будет на его стороне. Просто он считает, что самое трудное и опасное должны делать наиболее подготовленные спецы.
     
Дорогами Южной Осетии...

     После учебы в Военной академии Генерального штаба полковник Набиев вновь вернулся в родной Северо-Кавказский военный округ. Он был назначен начальником штаба инженерных войск СКВО. Должность хлопотная. Армейским саперам все еще хватало работы в северокавказских регионах, прежде всего в Чечне, Дагестане, Ингушетии.
     Инженерная разведка дорог стала обязательной в этих регионах. К тому же продолжалось постоянное привлечение спецов-саперов к обезвреживанию взрывных устройств, устанавливаемых экстремистами. Нужно было учить подчиненных, руководить их действиями.
     Но в августе 2008-го полковник Набиев убыл в новую «горячую» командировку. Его опыт срочно понадобился в другом регионе. В Южную Осетию вторглись грузинские военные. И вновь работой наших саперов в боевой обстановке стало разминирование дорог, мостов, зданий, нашпигованных «смертью». Позже к этим задачам добавилась и фортификационная работа.
     Запомнилась офицеру его работа по обезвреживанию боеприпасов иностранного производства.
     - Встречались боеприпасы с маркировкой США, Швеции, Чехии, Израиля, - вспоминает полковник Набиев. - Работать с ними было непросто. Но мы справились.
     Из этой схватки со смертью представители российских инженерных войск вышли победителями.
     Страна высоко оценила заслуги боевого офицера. На парадном кителе полковника - заслуженные награды: два ордена Мужества, орден «За военные заслуги», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени с изображением мечей.
     И все же главной наградой Бахтияр Набиев считает то, что благодаря его работе в Беслане, Дагестане, Чечне, Южной Осетии, в других географических точках были спасены сотни и тысячи простых людей. И при этом ему удалось не потерять ни одного своего подчиненного!
     Своих ребят - солдат, сержантов, офицеров инженерных подразделений - он всегда учит тому, что рисковать жизнью сапер имеет право только ради жизни других людей. В этом и есть его главный момент истины...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex