на главную страницу

3 Сентября 2010 года

Страна и мир

Пятница

УЧИЛИСЬ БЫ, НА СТАРШИХ ГЛЯДЯ...

Вадим МАРКУШИН



В среду Россия отправилась в школу. В начальную, среднюю, высшую. День знаний привел в движение целую страну. Такое знакомое первосентябрьское приподнятое настроение!

     Речи на торжественных линейках эхом пронеслись по соседним дворам и кварталам. Кто-то обходился испытанным штампом, вспоминая вождя, но не называя его имени. Кто-то говорил от души, заражая собравшихся своим эмоциональным порывом. А у кого-то наружу вырывалось нечто хорошо продуманное, критически взвешенное и потому лаконично сложенное и побуждающее к размышлениям других.
     В такие минуты в голове почему-то начинают роиться мысли о прошлом опыте, вспоминается бессмертная классика. Павел Афанасьевич Фамусов, помнится, призывал свое окружение учиться, на старших глядя. Да и других достойных суждений с его языка слетало немало. В былую пору мы к ним относились с надменной революционной критичностью. Но вот сейчас прислушались, вникли и раскусили, что молодой, но страшно талантливый Грибоедов как будто издалека разглядывал нашу действительность, «загружая» грядущую картотеку мудрости своими остроумными перлами. Понадобилось прожить целых два века, чтобы согласиться с гением и завязать крепенький узелок на долгую память: опытом прежних поколений разбрасываться никак нельзя.
     После того как в стране прошуровала очередная реформа образования, общественность вдруг спохватилась и зароптала: чегой-то наши умненькие и талантливые детишки ни хрена не знают из того, что для нас было как дважды два! Путаются в какой-то невообразимой методике, а внятно связать слова во фразу не могут. Вместо работы над адаптированным английским текстом играют в поддавки и угадалки. Познания в географии безнадежно повисли на уровне представлений Митрофанушки. И ведь были защищены десятки (если не сотни) диссертаций, выводы из которых теперь внедряются в школьные программы. Зачем, спрашивается, выбрасывать то, что уже испытано и дало хорошие результаты?
     В прошлом году, когда выпускники средних школ, поступившие в университеты с помощью ЕГЭ, стали осваивать новые знания, оказалось, что многие к этому просто не готовы. То есть их к этому не подвели, не научив работать самостоятельно над материалом, над текстом, над конспектом. Реагируя на образовавшуюся прореху в знаниях сотен тысяч выпускников средних учебных заведений, наше доблестное образовательное ведомство хором заговорило о том, что страна в таком количестве граждан с высшим образованием вовсе и не нуждается. Что государству нужны хорошие рабочие руки, а не юристы и экономисты. И что государственному телевидению давно было пора создать на голубом экране положительный образ молодого рабочего, а не жевать жвачку о сказочных банкирах, предоставляющих приют красавицам из провинциальных закоулков. Простите, уважаемые господа, но об этом толковые журналисты писали еще лет десять назад. Почему не прислушались к ним?
     Не захотели прислушаться. В итоге приходится констатировать факты, с одной стороны, провального положения в профессионально-техническом образовании. А с другой - уродливого перевоплощения высшего образования. Увы, наличие университетского или институтского диплома еще не означает, что перед вами стоит специалист высшей квалификации. К великому сожалению, всемогущий рынок цепко ухватился за сферу образования, отчего она понесла серьезные потери. И потому в жизни нередко встречаются такие «интеллигенты», которые не способны без ошибок написать простенькое заявление, не говоря уж о том, чтобы при случае худо-бедно объясниться на иностранном языке.
     Свои гримасы показывает платное обучение. Посадят недоросля на студенческую скамью, заплатят за его обучение большие деньги, а он ни в какую не желает шевелить мозгами. Однако перетаскивают с курса на курс, дотягивают до выпуска, потому как вузу денежки ой как нужны! Вот вам и мораль, и нравственность, и справедливость. Доберется сверстник такого вот лодыря откуда-нибудь из-под Архангельска (как молодой Ломоносов), а для него места в университете не найдется. Пропадет будущий ученый.
     На недавно состоявшемся заседании Государственного совета основное внимание было уделено качеству и направленности профессионального образования. Дмитрий Медведев говорил о перекосе, который образовался в данной сфере в 1990-е годы. «Система профессионального образования в России должна стать четко ориентированной на заказ государства и предпринимательского сообщества. То есть нужен четкий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны», - сказал глава государства.
     Президент уверен, что ответы на эти вопросы необходимо сформулировать вместе с бизнес-сообществом: «Нужно набирать пул из местных представителей малого и среднего бизнеса, которые ориентированы на те или иные профессии. Например, те же самые строительные ПТУ. В каждом регионе есть десятки подрядчиков, которые нуждаются в квалифицированных кадрах. Надо, чтобы они принимали на частичное финансирование образовательную сеть».
     В канун начала учебного года «Левада-Центр» опубликовал результаты очередного опроса, из которого следует, что почти половина жителей России (47 процентов) полагают, что получить хорошее образование сейчас вообще невозможно. Лишь 19 процентов опрошенных выразили удовлетворение нынешней системой образования. При этом более половины опрошенных (52 процента) убеждены, что школьная программа необоснованно перегружена.
     Советскую школу нынче ругают. Не без причины. Однако ей не откажешь в бесспорных достоинствах. В частности, в том, что она сумела взять немало ценного из школы дореволюционной России. К сожалению, современным реформаторам не удалось отделить ценное от безнадежно устаревшего и они выбросили на «совковую» свалку все без разбора. А ведь советская школа давала внушительный объем полезной информации, учила многим вещам, которые необходимы в обыденной жизни, уделяла большое внимание физическому и нравственному воспитанию, в силу имеющихся возможностей готовила школьников к службе в армии.
     В западной школе тоже есть свои сильные стороны. Например, там учат самостоятельности, анализу, умению трудиться в команде. Вывод очевиден: нам следовало бы взять хорошее из опыта обеих школ и воплотить его в новой российской школе. Пока не удалось. Но лучше поздно, чем никогда.
     Аналогичный подход надо использовать и в вузе. Почему бы, например, не поучиться у американцев готовить узких специалистов в разных областях науки и техники? Ведь это дает неоспоримый эффект. Однако и такой опыт надо перенимать с умом, понимая, что даже высочайший специалист в своем деле должен быть гражданином своей страны, а не мира.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex