на главную страницу

3 Сентября 2010 года

Страна и мир

Пятница

МЫ - ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО

Беседу вела Валерия БИЧУРИНА, «Красная звезда». Кишинев – Москва.



3 сентября 1991 года вышел указ президента Молдавии «Об образовании вооруженных сил». И именно этот день стал Днем национальной армии, который с тех пор торжественно отмечается в республике. О том, чем живет сегодня молдавская армия, о перспективах ее развития «Красной звезде» рассказал министр обороны Республики Молдова Виталие МАРИНУЦА.

     ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
     Виталие Маринуца родился 16 июня 1970 года в селе Холеркань, район Дубэсарь. В 1992 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Службу начал командиром взвода. Затем стал командиром роты, начальником штаба, заместителем командира батальона специального назначения, командиром 22-го миротворческого батальона министерства обороны РМ. Был главным специалистом отдела планирования и программ оперативного управления генерального штаба, офицером по военно-политическому стратегическому планированию центрального командования Соединенных Штатов, начальником отдела международного сотрудничества и евроатлантической интеграции управления военной политики и внешних связей министерства обороны РМ.
     В 2009 году назначен на должность министра обороны Республики Молдова.


     - Господин министр, вы кадровый военный. После окончания Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища и вплоть до 2007 года занимали различные командные и штабные должности в национальных вооруженных силах, проходили обучение в военно-учебных заведениях США. Чем были вызваны ваш уход из вооруженных сил и соответственно возвращение в них уже в качестве главы оборонного ведомства в 2009 году?
     - После окончания училища я остался в рядах национальной армии. Как и многие молодые офицеры того времени, я желал принимать участие в строительстве современных вооруженных сил, отвечающих требованиям времени. И поэтому на протяжении всей военной карьеры учился, воплощая в жизнь главный свой принцип: «Учиться и постигать неизведанное».
     Окончил штабной колледж в США, защитил кандидатскую в области военно-гражданских отношений и международной безопасности. Далее была учеба в Институте международных отношений в Кишиневе. Кроме того, принимал участие в разных курсах в области реформирования вооруженных сил, борьбы с терроризмом и т.д.
     К сожалению, в 2007–2008 годах многие офицеры, которые могли бы принести огромную пользу национальной армии, ушли в резерв. У каждого на это были свои причины. На мой взгляд, к этому времени у большинства офицеров уже не было возможности самоутвердиться в рядах вооруженных сил, а политика, проводившаяся тогда, не давала возможности внедрить в жизнь те знания и опыт, которые были собраны на протяжении всей карьеры. Я тоже принял решение уйти в резерв. Тем более что к тому времени у меня истек срок контракта: возраст и закон позволяли выйти на пенсию.
     Приняв это решение, я дал себе слово обязательно вернуться. Вернуться уже в ином качестве, начав другую карьеру - политическую или военно-политическую, дабы была возможность непосредственно влиять на те процессы, которые смогли бы возродить интерес молодых офицеров к армейской службе. И я рад возможности вернуться в вооруженные силы.
     Отмечу также, что рост доверия населения к национальной армии возрастает. Последние опросы общественного мнения показывают, что с мая по август доверие к ней выросло на 13 процентов. То есть сегодня мы являемся государственным институтом, которому больше всего доверяет народ: 62,5 процента. Считаю, что наша команда работает надлежащим образом.
     - В должности министра обороны вы около года. Вероятно, уже полностью оценили положение дел в вооруженных силах, ознакомились с их проблемами, наметили первоочередные мероприятия, призванные придать армии современный облик. На что направлены основные усилия министерства обороны?
     - Главные усилия направлены на то, чтобы мы были способны выполнять все задачи, поставленные перед нами руководством страны. Повышение боевой готовности армии - первоочередная из них. Второе - это повышение готовности вооруженных сил принимать участие в миротворческих миссиях под эгидой ООН. Мы, как нейтральное государство, не можем участвовать в боевых операциях, в коалициях, но в то же время, как член ООН, мы должны способствовать поддержанию мира во всем мире.
     Следующее - это реформа учебно-образовательного процесса. Подготовка офицера - основополагающий фактор в развитии национальной армии. Поэтому наш Военный институт должен стать научно-исследовательским центром, вместилищем военно-технических наук.
     Еще одна задача - оснащение вооруженных сил, но здесь мы находимся в непосредственной зависимости от государственного бюджета.
     Один из главных моментов на сегодняшний день - поддержание и последующее расширение социального пакета для военнослужащих всех категорий. Солдаты и офицеры, выполняя свой служебный долг, должны знать, что тыл у них обеспечен. Для меня это первоочередная задача, и я постараюсь на своем посту вместе с моей командой сделать все, чтобы этот социальный пакет поддерживался и рос.
     - Как вам удается совмещать выполнение этих задач с финансовыми возможностями республики?
     - Если хочешь быть эффективным, ты должен жестко контролировать финансы. Необходим жесткий контроль со стороны министерства обороны. Второе - программное распределение финансов, которое, в свою очередь, помогает контролировать развитие армии. Например, программа «22-й миротворческий батальон» - это наша цель, и под нее мы выделяем деньги. Третье - повышение ответственности в распределении финансовых средств. Это три основополагающих фактора в работе с финансами.
     - Известно, что в выполнении поставленных задач вы рассчитываете и на поддержку извне. В чем она должна выражаться: в виде экспертиз, обучения военнослужащих и оснащения национальной армии современной техникой и вооружением?
     - В основном это военно-образовательные программы. Насчет сил и средств, а также боевой техники разговоры не ведутся. Для нас наиболее важно перенять имеющийся у наших стратегических партнеров миротворческий опыт. В дальнейшем необходимость заключения военно-технических соглашений будет определяться руководством страны и министерства обороны.
     - Ранее вы заявляли, что в военной политике республики ставка делается на амбициозный проект формирования устойчивых партнерских отношений со странами евроатлантического пространства. Конечная его цель, я так полагаю, вступление в НАТО?
     - Национальная армия в своих планах руководствуется исключительно конституцией Республики Молдова и нормативными актами президента, правительства, парламента. На данный момент мы является нейтральным государством, и вхождение в какие-либо военные блоки, включая НАТО, противоречит конституции и законам. С другой стороны, мы являемся членом ООН. В соответствии с Хартией ООН каждая страна должна способствовать поддержанию мира во всем мире, как я уже ранее говорил. То есть мы должны быть готовыми к взаимодействию с другими армиями.
     Одна из основополагающих задач нашей страны - это интеграция в Евросоюз, многие страны которого являются и членами НАТО. Мы не можем интегрироваться только экономическими или правовыми способами, необходимо интегрироваться также и в сфере безопасности и обороны. Поэтому программа «Партнерство ради мира», которую мы приняли еще в 1994 году, используется Республикой Молдова для достижения данных целей.
     К тому же мы не должны забывать, что НАТО - это не сугубо военная организация. Это прежде всего политическая, а уже после этого - военная организация. Как политическая организация, она имеет еще и другую сторону - научно-исследовательскую. В данной области мы с НАТО разработали проект по уничтожению пестицидов в Республике Молдова. Один проект уже завершен, он стоил более 2 миллионов евро. Сегодня в разработке проект на сумму около 4 миллионов евро. В партнерстве с НАТО мы уничтожили запасы токсичного «меланжа».
     Считаю, что сотрудничество с НАТО должно развиваться, и об этом мы должны информировать население Республики Молдова. Соответствующие программы у нас уже утверждены.
     - Господин министр, в январе вы побывали с визитом в США и обсудили с рядом должностных лиц американского оборонного ведомства вопросы двустороннего военного сотрудничества. США становятся основным военно-политическим партнером Молдовы?
     - Так же как Румыния, Россия и Евросоюз. Все это наши стратегические партнеры. В январе делегация, возглавляемая мною, была в Вашингтоне, где проходили двусторонние консультации в области обороны. Они являются ежегодными на протяжении уже десяти лет, и это не новшество, которое ввел министр Маринуца. Таков порядок: один год у них, один - у нас.
     - По итогам визита Пентагон намерен увеличить финансирование образовательных программ для молдавских военных...
     - Действительно, с нового бюджетного года будет увеличено финансирование получения образования нашими офицерами и контрактниками в США. Также возрастет финансирование программ, обеспечивающих приезд к нам экспертов из США. Причем специалистов в самых разных сферах, в том числе в области реформирования вооруженных сил.
     Вместе с тем это не означает, что мы закрыты для сотрудничества с другими нашими стратегическими партнерами. Мы взаимодействуем и с Великобританией в области реформирования вооруженных сил. На данный момент проводятся частные консультации в области стратегического военного анализа.
     Наша национальная армия проводит политику сотрудничества со всеми стратегическими партнерами, которые поддерживают наш курс на европейскую интеграцию, и, конечно, это происходит в рамках равноправного партнерства.
     - А каким вам видится военное, а возможно, и военно-техническое сотрудничество с Москвой?
     - Республика Молдова постоянно считала Россию одним из наиболее важных стратегических партнеров. На данный момент военное сотрудничество с Москвой основывается на базе двух договоров - это договор о сотрудничестве в военной области и договор о военно-техническом сотрудничестве, которые были подписаны в 1997 году. К сожалению, за последние пять лет это сотрудничество было минимальным и выражалось в подготовке военных кадров. А финансовое положение Молдовы не всегда позволяет оплачивать учебу курсантов и офицеров в российских военно-учебных заведениях.
     Надеюсь, что в будущем мы найдем пути для того, чтобы это сотрудничество стало оптимальным, на взаимовыгодных условиях и в рамках равноправного партнерства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex