Курсанту Калининградского высшего военно-морского училища Сергею Бору в 1994 году и в голову не могло прийти, что через каких-то шестнадцать лет он поднимется на борт учебного корабля «Перекоп» уже не как курсант-практикант, а как командир этого известного на Российском флоте и во многих портах мира корабля.
Уроки своего «оморячивания» Сергей запомнил накрепко. Именно на «Перекопе» легли на морскую карту первые линии его самостоятельной прокладки курса корабля, здесь испытал первые трудности, связанные с морской стихией, и окончательно убедился, что правильно выбрал свой жизненный путь.
«Перекоп» на днях вернулся в родной Кронштадт. На его борту проходили штурманскую и корабельную практику курсанты Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института. Хотя и недолго на этот раз они бороздили просторы Балтики, но для капитана 2 ранга Бора поход был важным: он впервые был в должности командира учебного корабля. Офицер получил ее сразу после окончания этим летом Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова. До учебы в ВМА Сергей Владимирович несколько лет служил на кораблях Черноморского флота, потом судьба забросила его на Тихоокеанский флот, на Камчатку, где Бор командовал малым противолодочным кораблем...
На кораблях нет нянек
- В море я убедился, что экипаж «Перекопа» в целом хорошо подготовлен, - делится впечатлениями командир, - у офицеров, мичманов большой опыт дальних походов. Личный состав хотя и перешел на годичный срок службы, но на учебно-боевых задачах это не сказалось: они были успешно выполнены. Чувствуется, что в основе успеха экипажа - основательная подготовка к каждому выходу в море, поддержание в исправном состоянии технических средств и оружия, добрый психологический настрой.
Оценку «хорошо» дал действиям команды учебного корабля в разговоре со мной по телефону и командир завершившегося похода заместитель начальника Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского высшего военно-морского института капитан 1 ранга Тагир Каяев.
- А как складывались отношения курсантов с членами экипажа? - интересуюсь у Сергея Владимировича.
- Нормально. Они быстро нашли общий язык. Вообще должен заметить, что море сближает людей. А на таком корабле, как наш, где в силу его специфики находится так много молодых людей, это особенно бросается в глаза. Однако должен отметить, что у некоторых питомцев Морского корпуса наблюдаются своего рода иждивенческие настроения. Мол, мы здесь проходим лишь практику, а все остальное нас не особо касается. Речь идет о соблюдении распорядка дня, о приборках, о самообслуживании, о выполнении корабельных правил.
По мнению капитана 2 ранга Бора, причиной является то, что некоторые нынешние командиры курсантских рот не имеют опыта корабельной службы: окончили военно-морской институт и предпочли родной вуз флоту. Поэтому в своей воспитательной работе с будущими офицерами они как бы упускают то, что нянек на кораблях не бывает.
- Будем впредь восполнять этот пробел, - улыбаясь, подытожил командир «Перекопа».
У берега французского бросали якоря...
Жаль, что на учебном корабле не ведется статистики и можно только приблизительно сказать, сколько тысяч молодых ребят здесь по-настоящему обручились с морем. По «Книге почетных гостей» нетрудно проследить, в каких странах, на каких континентах побывал за более чем тридцать лет существования учебный корабль, обеспечивая практику курсантов разных военно-морских учебных заведений. Это немецкий Росток и очаровательная колумбийская Картахена, древнегреческий Пилос и польский Гданьск, экзотический мексиканский Веракрус и тунисская Бизерта, жаркая алжирская Аннаба и кубинская Гавана ...
«Уверен, что пребывание корабля в Испании будет вкладом в укрепление российско-испанской дружбы» - записал в книге посол России в Испании А. Кузнецов. Подобные отзывы оставили в разные годы во время посещения «Перекопа» генеральный консул России в Италии, посол России в Амстердаме и другие. Посол Российской Федерации во Франции Ю. Рыжов поставил экипажу учебного корабля и находившимся на нем курсантам оценку «отлично» за визит в эту страну. Высший балл был получен моряками и от посла СССР в Мексике Сергеева...
- Нынешний поход был не столь дальним и продолжительным, - говорит капитан 2 ранга Бор, - но надеемся, что традиция дальних походов на учебных кораблях вокруг Европы, на американский континент с обязательным заходом в порт какой-либо державы, а то и не одной, возобновится. «Перекоп» к этому готов.
«Корабельный ликбез»
В походе экипаж и практиканты подчинены общему распорядку дня. Вместе с тем задачи решают разные. Моряки несут вахты на своих боевых постах, обслуживают технику, оружие, различные механизмы и аппаратуру, а курсанты основное время проводят на занятиях, у них своя вахта - штурманская.
Для этого здесь оборудованы два класса на 80 рабочих мест. Каждое - это своеобразный штурманский боевой пост, где дублируются практически все навигационные системы. Курсанты ведут реально прокладку курса корабля, определяют его местонахождение. Если идут вдоль берега - по береговым ориентирам, вдали - по светилам: солнцу или звездам, делают записи в навигационном журнале. Многие в ходе практики убеждаются, что имеющиеся на нынешних судах, кораблях электронные навигационные системы не заменят простых и надежных штурманских инструментов - циркуля, параллельной линейки, транспортира, секстана... Действия будущих офицеров контролируют преподаватели военно-морского института. Итогом является зачет в конце похода.
- Кроме штурманской практики, - рассказывает заместитель командира корабля по воспитательной работе капитан 3 ранга Андрей Краснобаев, - курсанты изучают устройство корабля, организацию службы, знакомятся непосредственно с боевыми постами. Эти занятия проводят с ними лично командиры боевых частей.
- Каждый из нас стремится дать курсантам как можно больше знаний, ведь мы сами не так давно окончили военно-морские училища и понимаем, насколько важен этот «корабельный ликбез», - поясняет командир БЧ-7 капитан-лейтенант Сергей Гармаш.
- Важной формой обучения курсантов являются показные занятия, - присоединяется к разговору командир БЧ-2 капитан-лейтенант Александр Харин. - Например, в завершившемся походе мы проводили учения «Человек за бортом», «Противодиверсионная оборона корабля на незащищенном рейде». Курсанты неоднократно наблюдали также за действиями личного состава в ходе учений и тренировок по борьбе за живучесть.
Наш разговор прервал вошедший в каюту офицер. Это был нештатный психолог соединения лейтенант Антон Атюшев. Он проводил на корабле тестирование молодых матросов и пришел доложить, что завершил работу. Я поинтересовался итогами, но лейтенант с профессиональной уверенностью заметил, что данные необходимо обработать и только потом можно сделать заключение.
- Каково впечатление от общения? - интересуюсь у психолога.
- Благоприятное. Могу уверенно сказать, что настрой у новичков на добросовестную службу.
Весной на «Перекоп» пришло более 30 человек новобранцев. Из них пятеро с высшим образованием. С троими мне удалось познакомиться. Матросы Максим Макаров и Айк Геворгян - дипломированные юристы, матрос Александр Шевцов окончил физико-математический факультет. Понятно, что таких специальностей нет на корабле и ребята осваивают новые профессии.
- Я - гидроакустик, дело мне это нравится, - говорит Шевцов, - надеюсь, что в море при несении вахт не подкачаю.
Самый рок-н-ролльный
На одном из сайтов в Интернете я прочел, что учебный корабль «Перекоп» считается самым... рок-н-ролльным кораблем в ВМФ. На его борту выступали Юрий Шевчук, Олег Гаркуша, многие молодые петербургские рок-коллективы. В День Военно-морского флота здесь был «Мумий Тролль», над палубой звучали песни в исполнении Ильи Лагутенко, кстати, бывшего матроса Тихоокеанского флота. Ходят слухи, что скоро будет творческий вечер Вячеслава Бутусова.
А еще на «Перекопе» есть классная футбольная команда. Ее капитаном и тренером является фанат замечательной игры старшина 2-й статьи контрактной службы Дмитрий Халюкин.
Накануне похода
...Стоять у причала кораблю осталось недолго. В двадцатых числах сентября «Перекоп» вновь уйдет в море с курсантами. Подготовка к походу идет полным ходом.
- Нагрузка на экипаж нынче значительно возросла, - говорит в заключение командир капитан
2 ранга Бор. - Наш собрат учебный корабль «Смольный» ушел в Болгарию на ремонт, поэтому все проблемы обеспечения курсантской практики ложатся на наши плечи. Но, не сомневаюсь, справимся.
На снимках: учебный корабль «Перекоп» в походе; кто сильнее?