12 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ТАНКИСТА
Сквозь дебри кризиса
Изначально создание интегрированной структуры НПК УВЗ было вызвано необходимостью концентрации технологических, конструкторских, научно-производственных разработок, задействованных в создании бронетанкового и артиллерийского вооружений и техники. В составе корпорации известные разработчики продукции оборонного назначения, десятилетиями работающие в области исследования металлов, материалов, техники и технологий. Высокие технологии, присущие оборонной промышленности, позволяют мобильно перестраивать производство под вызовы рынка, создавать новую, перспективную продукцию, в том числе гражданского назначения. Объединение в вертикально-интегрированную структуру многократно расширило возможности корпорации в решении производственных задач. УВЗ отведена роль локомотива по выводу на новый уровень развития предприятий, вошедших в корпорацию. Для решения этой задачи завод имеет необходимый потенциал.
По данным американского издания Defence News, Уралвагонзавод входит в сотню крупнейших военно-промышленных комплексов мира. В 2009 году он занимал 80-е место по объемам выпуска продукции военного назначения и был третьим по этому показателю среди российских производителей.
Вместе с тем финансовые возможности УВЗ не безграничны. Лидер корпорации, вкладывая всю прибыль в развитие производственных мощностей и реализацию различных программ, имеющих приоритетное значение для всего НПК, практически не имел финансовых резервов.
По оценке экспертов, прошлый год стал для УВЗ самым тяжелым за все время существования завода. Предприятие балансировало на грани дефолта. Виной тому в какой-то мере мировой финансово-экономический кризис, но главный нокаутирующий удар нанесло ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Компания, владеющая инфраструктурой российской сети железных дорог, - главный покупатель гражданской продукции Уралвагонзавода. Скорректировав свои планы, РЖД поставило завод на грань развала. Производство УВЗ в большей мере опирается на выпуск не военной, а гражданской продукции, доля которой в портфеле заказов составляет более 80 процентов. Для удовлетворения потребностей РЖД мощности УВЗ позволяют ежегодно производить более 20.000 (!) комплектов подвижного состава. В начале 2009 года РЖД отказалось от крупносерийной закупки продукции Уралвагонзавода. В том году нижнетагильское предприятие по заказу железнодорожников произвело менее 4.500 полувагонов и цистерн.
При таком мизерном заказе некоторые эксперты без зазрения совести уверяли, что все проблемы якобы кроются в организационной структуре предприятия и неправильно выстроенной финансовой политике, проводимой тогдашним руководителем УВЗ Николаем Малых.
Однако нынешний гендиректор корпорации Олег Сиенко, назначенный на этот пост в апреле 2009 года, разобрался в сложившейся ситуации и фактически придерживается прежнего курса развития крупнейшего в стране машиностроительного холдинга страны. Реализованный под его управлением пакет антикризисных мер оценивается специалистами как успешный.
Не осталось в стороне и государство. Оно оказало предприятию финансовую помощь. В сентябре 2009 г. правительство выделило Уралвагонзаводу 4,4 млрд. рублей на увеличение уставного капитала. В декабре 2009 г. было решено увеличить уставный капитал еще на 10 млрд. рублей. При поддержке правительства сформирован портфель заказов, позволяющий вывести предприятие из финансово-экономического кризиса.
Говорить о том, что холдинг функционирует как отлаженный механизм еще рано, но тем не менее специалисты предприятия уверены, что реализация ряда проектов позволит предложить потребителям принципиально новую продукцию, расширить возможности корпорации и придать ее работе большую стабильность. Успешно реализуются 42 инвестиционных проекта. Несколько из них финишировали в этом году и получили высокую оценку на государственном уровне.
Бронетанковый вектор
Следующим шагом после стабилизации ситуации на НПК УВЗ должна стать реализация военных программ. Российская школа танкостроения по праву считается мировым лидером. По этой тематике в НПК УВЗ ведущая роль отведена ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения». В настоящее время корпорация проводит работы по модернизации танка Т-90А, который по критерию «эффективность - стоимость» превосходит все современные зарубежные танки в 2—3 раза.
Реорганизация и переоснащение танкового парка российской армии сегодня считаются одним из главных военных приоритетов. Одновременно с сокращением численности танковых войск проводится модернизация танков прежних моделей, которые останутся в боевом строю.
Вместе с тем Минобороны, планируя обновление танкового парка, стремится приобрести технику, в которой реализованы новейшие разработки отечественных танкостроителей. При сокращении количественного состава танковых подразделений и частей в Российской армии нового облика настоятельно требуется существенное повышение тактико-технических характеристик отечественных танков.
Нельзя не отметить, что все образцы вооружения и военной техники разрабатываются под строгим контролем, по планам, техническим заданиям Минобороны России и с поэтапной оплатой работ. Важно своевременно принять взвешенное решение о целесообразности продолжения тех или иных разработок, по их корректировке или отказу от выполнения.
В связи с этим заморожено финансирование ряда проектов в танковой тематике. Минобороны проводит ревизию имеющихся программ по различным темам в плане их перспективности и необходимости при создании армии нового облика.
Некоторая задержка по реализации ранее намеченных планов, а также нежелание Минобороны раньше времени оглашать перспективы в области танковой тематики порой рождают в экспертном сообществе преждевременные выводы, базирующиеся на различных предположениях, далеких от реального положения дел.
Летом этого года в Нижнем Тагиле на VI Международной выставки технических средств обороны и защиты «Оборона и защита-2010» министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, говоря о перспективах развития НПК УВЗ, заявил, что 2011 год станет определяющим для предприятия. Для него формируется долгосрочная программа по линии Министерства обороны России.
Унификация
и модернизация
В рамках прошедшего в подмосковном Жуковском Международного форума «Технологии в машиностроении-2010», на заседании делового совета при Международной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ начальник 46-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны РФ доктор технических наук, профессор генерал-майор Василий Буренок рассказал об основных направлениях модернизации вооружения и военной техники стран - участниц договора.
По оценке института, при модернизации танков Т-72Б, Т-72Б1, Т-80Б их обобщенный боевой потенциал повышается в 1,23 раза.
С докладом о перспективах развития бронетанковой техники в целях оснащения сил и средств системы коллективной безопасности государств - членов ОДКБ выступил генеральный директор - главный конструктор ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» Владимир Домнин. Он рассказал о предлагаемой модернизации танков типа Т-72, стоящих на вооружении стран ОДКБ. Ее выполнение в полном объеме позволит увеличить срок эксплуатации, повысить боевые и технические характеристики Т-72 до уровня современных танков третьего поколения, а по ряду параметров и превзойти их.
Кроме того, УКБТМ предлагает переделку Т-72 в бронированную машину огневой поддержки. Это реализуется за счет установки модуля вооружения боевой машины поддержки танков и оснащения ее модульной динамической защитой танков третьего поколения.
Здесь необходимо пояснить, что созданная в УКБТМ боевая машина огневой поддержки не имеет аналогов в мире. Мировые эксперты весьма активно обсуждают перспективы ее использования в современной войне. Все это связано с тем, что при создании машины использована совершенно новая концепция ее применения. Вначале она позиционировалась для поддержки танков с целью уничтожения противотанковых средств противника. В настоящее время ее задачей называется огневая поддержка мотострелковых подразделений, частей в наступлении или обороне. Однако до настоящего времени до конца продуманной концепции ее использования в боевых порядках войск не существует.
В качестве другого варианта предложена переделка Т-72 в бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-72 с характеристиками серийно выпускаемой БРЭМ-1.
Главный акцент в своем выступлении В. Домнин сделал на возможность осуществления модернизации на производственных мощностях заказчиков. Этот аспект сотрудничества вызвал большой интерес у участников мероприятия, как и обсуждение вопроса о необходимости межгосударственной кооперации в квалифицированном сервисном обслуживании, поставке запасных частей, технологической документации и ремонте военной техники, которая сложилась в странах ОДКБ.
Так рождаются танки.
Заводская проходная.
Для поддержки танков в бою...
Парад на Красной площади.
На учениях.
Нам бездорожье нипочем.
Танки тоже умеют летать.
В едином строю.
Т-90: основной танк Сухопутных войск РФ.