12 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ТАНКИСТА
- Мне, выпускнику Челябинского высшего танкового командного училища, конечно же повезло, – рассказывает Сергей Николаевич, – в том плане, что все офицерские должности, за исключением одной промежуточной, довелось пройти именно танкистом. Командовал взводом, ротой, батальоном, полком. Теперь руковожу бригадой. Я, если можно так сказать, чистокровный танкист. Потому дело, которому служу, знаю всесторонне.
Но даже с позиции опыта на этапе формирования бригады, признаюсь, у меня, принявшего дела и должность, все же были сомнения: насколько велик запас прочности у такой структуры, как танковая бригада? Кто знает, поймет мои былые тревоги. Бригада немногим больше, чем полк, но меньше дивизии. При этом полковое звено отсутствует, а подчиненных подразделений по-прежнему немало. Для слаженности, согласованности в действиях требуется отлично выстроенная система управления. Причем последнее напрямую зависит не столько от развитой системы средств связи, сколько от обученности личного состава, его взаимопонимания с командиром.
Вы сами только что наблюдали за ходом финального полевого мероприятия боевой подготовки подразделений перед итоговой проверкой – насколько все было эффектно, какие «выкрутасы», в хорошем смысле слова, выполняли в поле батальоны. Одновременно с ними работала артиллерия, подразделения различных родов войск и служб, подразделения обеспечения, выполнявшие возложенные на них задачи в контексте данного учения, что называется, в реальных условиях и согласно текущему времени. В итоге все задачи были решены, правда, буду откровенен, с некоторой погрешностью: одна из рот допустила промашку в отходном маневре. Но это – рабочий, поправимый момент. Всему, если можно так выразиться, виной нетипичный подход к вопросу отработки способа и форм ведения боевых действий применительно к данному полигону.
- Расскажите чуть подробнее об этом...
- Долгое время мы учили личный состав линейной тактике боя. Теперь попытались прежний подход несколько видоизменить, перейдя на этапе конкретного учения к маневренной обороне. Дело в том, что в новом облике войск при отсутствии полкового звена зона ответственности батальона заметно расширилась. Теперь мы учимся воевать на широком фронте и при большей глубине отработки тактических задач. Например, сегодня батальон, согласно замыслу маневров, на протяжении 15 километров вел и наседал на условного противника до тех пор, пока тот, уже малыми силами, не вышел к конечному рубежу, где и был уничтожен.
Были, конечно, сомнения насчет того, удастся ли задуманное реализовать в условиях и границах данного полигона. Как видим, удалось.
- Выходит, подобный механизм продуктивнее прежней линейной тактики ведения боя?
- Повторюсь: применительно к сегодняшним условиям – несомненно продуктивнее. Ведь мы всегда моделируем предстоящий бой, просчитываем соотношение сил при различных обстоятельствах. Предварительные расчеты показали, что при подобной тактике действий бригада с меньшими потерями для себя и большим уроном для противника сможет уверенно решить поставленную перед ней задачу. Что, собственно, и подтвердилось на практике.
Однако и в данном случае вновь важно существенное дополнение: при достаточной обученности личного состава. Взять, к примеру, тех же артиллеристов, работавших в ходе учения в интересах танковых батальонов. Раньше артиллерийский дивизион у нас занимал лишь одну огневую позицию или, в зависимости от обстановки разыгрываемого сценария, – две. Теперь артиллерийский дивизион меняет место привязки с каждой отработанной огневой задачей. То есть после стрельбы в сжатые сроки передислоцируется в другой район. Сегодня, скажем, на счету артиллеристов пять перемещений, что существенно сказалось на динамике и исходе учебного боя.
При этом не стоит забывать, что любая подготовка на новом месте к выполнению задачи по предназначению – это серьезный труд специалистов: от выполнения нормативов по топопривязке, ориентированию орудий до финала огневой задачи. Поэтому артиллеристы у нас сегодня, если можно так сказать, вымотались до предела. Хотя к сегодняшнему этапу учения мы готовили их на протяжении всего периода обучения. И я как командир результатом доволен.
- Как вы расцениваете вывод из состава соединения такого промежуточного звена, как полк?
- В дивизионную бытность наличие полков имело свои плюсы. В частности, дивизия располагала серьезными средствами поддержки мотострелковых подразделений. Нынешние батальоны учатся бою, ни на кого не надеясь. Что в свою очередь заставляет командиров серьезно обдумывать, тщательнее взвешивать принимаемые решения, качественнее планировать любое предстоящее боевое мероприятие. Вот почему мы и выбрали форму постоянного перемещения подразделений на местности. А мне как командиру на опыте становления бригады видится, что в формируемых условиях общевойскового боя лишние звенья управления также ни к чему.
- Пришлось ли вам корректировать личные действия, работу руководящего звена бригады, в том числе комбатов?
- В складывающейся ситуации дело скорее не столько в должностных лицах штаба бригады и комбриге в частности, сколько в личной выучке, знаниях, мастерстве командиров батальонов. Не стоит забывать, что комбаты – это пока не прежние командиры полков – опытные, что называется, натасканные в командно-управленческом отношении люди. Сегодняшние комбаты зачастую даже без академического образования. И вот так, в одночасье, научить их мыслить «с полкового уровня» достаточно сложно... Однако, судя по итогам двустороннего тактического учения танковых батальонов бригады, нам и тут многое уже удается.
- Обострилась ли проблема обучения танковым специальностям военнослужащих переменного состава с переходом на один год службы?
- Не стану отрицать: зачастую командирам приходится усиленно натаскивать личный состав в теоретическом и еще больше практическом отношении. Сейчас, например, в период подготовки к грядущей инспекции Минобороны России, мы за два месяца вложили в солдат то, что в иные годы давалось им на протяжении всего периода обучения. Скажем, в том же учебном подразделении механик-водитель танка «выбирает» 250 положенных километров практического навода в течение всего периода пребывания в «учебке». Этот же километраж наши батальонные танкисты прошли в течение июля-августа.
Или другой пример. Недавно бригада успешно отработала упражнение по погрузке боевой техники на железнодорожные платформы. Командиры беспокоились: сами уже забыли, когда в последний раз выполняли на практике эту задачу, а уж нынешнему личному составу этот процесс вообще не знаком. Однако говорят: глаза боятся – руки делают. К концу занятия батальонные танкисты достаточно уверенно заводили технику на платформы. Кстати, именно этот элемент я рассчитываю показать представителям инспекции Минобороны. В летнем периоде обучения мы провели в том числе занятия по подводному вождению танков, вождению на плаву. Венцом же подготовки механиков-водителей, считаю, является как раз погрузка боевых машин на железнодорожный транспорт – на платформы, стоящие на путях реальной станции погрузки. Отмечу: процесс заслуживает внимания. Когда рота, выйдя из района ожидания погрузки, с марша заходит на платформы, затем в обратном порядке «спешивается» и уходит в заданный район, за этим стоит понаблюдать. Все происходит не по элементам – единым действием! Более того, добавлю, что у нас в экипажи танков входят солдаты разных призывов.
На этом фоне можно констатировать, что проблема года службы призывников бригаду остро не тревожит.
- И в то же время каждые полгода – после увольнения выслужившего положенные сроки личного состава, она дает о себе знать снижением боеготовности соединения.
- Действительно, каждое полугодие нам вновь приходится приводить бригаду «к бою». Это объективная реальность, и от нее никуда теперь не денешься. Но продолжительность периода «восстановления сил» не столь длительна. Усиленно тренируя личный состав, мы в течение полутора-двух месяцев вновь выходим на прежний уровень боеготовности. Конечно, для этого приходится, как выразился один из наших ротных, быть изобретательным, то есть использовать в процессе обучения попутные формы и методы работы с военнослужащими. Зато, пребывая в состоянии постоянного поиска, офицеры в свою очередь совершенствуются в индивидуальном методическом мастерстве.
Конечно, мы были вынуждены в рамках боевой подготовки относиться достаточно щепетильно к таким дисциплинам, как огневая подготовка, вождение боевых машин. Увеличили программу практических часов, потому что одного-двух занятий в месяц явно недостаточно, для того чтобы научить солдата метко стрелять. А вот в тактической подготовке корректировать расписание занятий не стали, личному составу вполне достаточно отведенного количества учебных часов.
В итоге нам удается качественно готовить батальоны.
- В ряде соединений за неимением вакантных офицерских должностей командиры вынуждены определять на сержантские должности лейтенантов-выпускников. Как у вас с этим?
- Эта проблема коснулась и нас. Но я бы отметил, что это явление временное. Опыт показывает, что на сержантских должностях молодые офицеры подолгу не задерживаются: есть плановая ротация, вакансии открываются, и возможность для карьерного роста у лейтенантов есть.
По большому счету, при подобных обстоятельствах сохранить молодой офицерский корпус можно. К тому же лейтенанты, временно оказавшиеся не в том статусе, к которому готовились, определяются, как правило, на должности, которые до недавнего времени являлись офицерскими. Так что с учетом «исторических реалий» проблема представляется формальной. Что, в свою очередь, упущенным временем в индивидуальном становлении назвать нельзя.
Сошлюсь на пример из собственной практики. Я уже упоминал, что у меня на танковой стезе была промежуточная должность, не связанная напрямую с руководством личным составом. В тот период я служил в оперативном отделе общевойсковой армии. Поработав в звене управления старшего начальника, я стал намного глубже понимать окружающую обстановку, с тех пор лучше ориентируюсь в служебных ситуациях. В последующем обретенный опыт мне пригодился в организации и планировании боевой подготовки бригады. Не сомневаюсь, что определенный опыт службы в сержантской категории в той же мере будет полезен нынешним лейтенантам в их дальнейшей карьере.
На снимках: командир южноуральской гвардейской отдельной танковой бригады полковник Сергей КОМБАРОВ; танкисты бригады отрабатывают учебно-боевые задачи.