на главную страницу

8 Сентября 2010 года

Культура

Среда

«Шрамы на сердце»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото Алексея ВЕРПЕКИ.




     На 23-й Московской международной книжной выставке-ярмарке состоялась презентация сборника стихов «Шрамы на сердце», выпущенного в свет благодаря инициативе Издательского дома «Красная звезда» и Союза писателей России при активной поддержке Министерства обороны. Этот проект совсем не коммерческий, просто изданию книги помогли неравнодушные люди. Особые слова благодарности в связи с этим Юрию Васильеву - генеральному директору консалтинговой группы «АЮДАР». Редакционная группа, в состав которой вошли начальник управления информационно-пропагандистской и культурно-досуговой работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ Николай Акбердин, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, поэтесса, лауреат премии имени К. Симонова Наталья Лайдинен, генеральный директор ИД «Красная звезда» Валерий Мурин и председатель Комиссии по военно-художественной литературе Союза писателей России Владимир Силкин, рассмотрела более 8 тысяч стихов 96 авторов, чтобы отобрать лучшие. Координировал проект Марк Лернер.
     100 экземпляров сборника решено подарить библиотекам суворовских военных училищ и кадетских корпусов. Рассматривается вопрос об укомплектовании этой книгой всех воинских библиотек.
     В книге собраны стихотворения 91 поэта из 8 государств - США, Германии, Израиля и стран СНГ. Издание приурочено к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, но в нем представлены стихи не только о тех «свинцовых-пороховых» годах. Но и о жизни, подвиге защитников Отечества, об их службе в современных «горячих точках». Под одной обложкой встретились строки участников Великой Отечественной войны и известных поэтов - Александра Городницкого, Юлии Друниной, Константина Ваншенкина, Василия Субботина и всех, кого на ратных дорогах вдохновляет и поддерживает поэтическая строка. Кто-то из них продолжает службу в Вооруженных Силах страны, кто-то уже вышел в запас или в отставку, но их тоже не оставляет память об Афганистане и Чечне, «о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах». Но эта ратная связь поколений, эта память о Подвиге может быть утеряна. И это не напрасные опасения. Судя по тому, что книги, которые оставлены нам авторами, казалось бы, на века, пусть с боем, но отступают под цунами бульварной, сиюминутной литературы. Литературы, в которой рассказывается все больше о гламурной жизни «телок с Рублевки», «золотых» мальчиков-яхтсменов, о кровавых финансовых разборках на самом деле пустых прожигателей жизни. И пишут их, особо не заморачиваясь таинствами литературного стиля и глубиной поиска верного слова, те же рублевские красавицы и «утомленные жизнью» мужчины в пору кризиса среднего возраста. Отсутствует крепкая жизненная основа, зато «ценности» измеряются количеством «брюликов» и «бабла» у героев и литрами пролитой крови. Полное безтемье в этих книгах. Но зато высокие рейтинги искусно моделируются услужливой рекламой. И нет ничего странного, что среди этих модных книг практически не встречаются поэтические сборники. Ведь поэзия - муза весьма жесткая, графоманов не жалует, и на вершины Парнаса допускаются только избранные.
     Насколько важно издание нынешней книги стихов особенно для молодежи, по-военному четко и по-человечески правильно определил во вступительном слове к сборнику статс-секретарь - заместитель министра обороны России Николай Панков. «Поэтический сборник «Шрамы на сердце» подкупает своей чистотой, искренностью чувств... Творчество укрепляет нравственную основу человека, рождает патриотические чувства, во многом формирует гражданскую позицию».
     Название книги, скорее всего, родилось из строчек поэта Бориса Кушнера:
     Заснешь предутренней порою,
     В поту проснешься на заре...
     Рассвет. Июнь. Двадцать второе.
     Кровавый шрам в календаре.

     Эти слова перекликаются со строками ленинградца-блокадника Юрия Воронова:
     Я не напрасно беспокоюсь,
     Чтоб не забылась та война:
     Ведь эта память - наша совесть.
     Она,
     как сила,
     нам нужна.

     А силы на самом деле требуются, ведь «горячих точек» в мире не становится меньше... И с грустью пишет об этом Кушнер в стихотворении «22 июня»:
     Время сплетает нити,
     Печаль, что сегодня, - двойна.
     Вот и уходит в забытье
     Страшная та Война.
     Шепот из прошлого штольни,
     Пульс считает года.
     А мы и во вздохах не вольны,
     Новое время - новые войны.
     Старая наша беда.

     Ценны поэтические строчки тогда, когда они точно ложатся на собственные воспоминания и потрясения. Именно об этом подумалось, когда в сборнике встретились стихи Владимира Кострова «Поезд Москва - Брянск».
     Этот путь лежит
     с войны Великой
     прямо на Берлин
     и на Потсдам.
     Женщины выходят с земляникой
     точно
     к проходящим поездам.
     Проезжаю по родному краю,
     Пахнущему елью и сосной.
     Ничего на свете я не знаю
     слаще этой ягоды лесной.
     Временем крещенный
     и пространством,
     От Москвы протопавший
     пешком,
     дядя мой лежит в земле
     под Брянском,
     здесь, под земляничным бугорком.
     Он упал,
     он задохнулся криком,
     горизонт пылающий погас.
     Женщины приходят с земляникой.
     Мертвые заботятся о нас.

     Я вспомнила, как сплавлялась на байдарках по реке Угра в Калужской области, где во время Великой Отечественной войны шли жестокие бои. По ее берегам росла вкуснейшая, крупная земляника, ее алые ягоды соперничали с ковром зеленых трав. Но сколько же в тамошних лесах ежегодно вымывается из-под земли примет той страшной войны - гильзы, каски, обрывки ботинок, ремней. И... косточек солдатских. Здесь спасибо огромное надо сказать ребятам из поисковых отрядов, которые находят и бережно перезахоранивают останки героев... А недалеко от Калуги, на берегу Угры, видела скромный обелиск со словами благодарности мужеству ополченцев Перовского района Москвы.
     Вот так строки стихотворения напомнили мне еще раз о той кроваво-красной и сладкой землянике на берегах калужской речки.
     Особенно бьют по сердцу поэтические строки фронтовиков. Каждая из них - свидетельство беспощадных реалий того времени. Вот что пишет Василий Субботин, встретивший войну на западной границе СССР, а закончивший в Берлине. Был солдатом, башенным стрелком, потом корреспондентом газеты 150-й стрелковой Идрицко-Берлинской дивизии, бравшей рейхстаг. Ныне он поэт и прозаик, лауреат пяти литературных премий.
     Громыханием в небе тугом
     начинаются войны.
     Пушек ревом стогорлым
     у смятых застав.
     Порыжевшей пшеницы застыли
     косматые волны.
     По разбитым проселкам -
     тяжелая пыль на кустах.
     От себя самого я июньские ночи гоню...
     Он опять и опять обвивает мне ноги -
     Тот неубранный хлеб, что горит на корню,
     На запруженной этой, пропахшей бензином дороге.

     В этих восьми строках - ужас и бессмысленность любой войны, любовь к родной земле, готовность отдать за нее жизнь.
     В редакцию газеты «Красная звезда» всегда приходило много писем от фронтовиков. Но уже к концу 1980-х их становилось все меньше. Но другая война словно бы перекинула мост в настоящее. Пошли «афганские» письма. Вот что пишет Александр Карпенко, который в Афганистане служил военным переводчиком и был тяжело ранен. Он - кавалер ордена Красной Звезды, автор семи поэтических сборников. Многие его стихи стали песнями.
     Из земли, изувеченной
     Язвами мин,
     Изможденные, злые, как черти,
     Ветераны боев
     Возвращаются в мир
     На правах победителей смерти.
     И не скажут вам метрики,
     Сколько нам лет:
     Так случилось -
     На высях сожженных
     Прикоснулись мы к вечному миру,
     Где нет
     Победителей и побежденных.
     Вот поднялся наш лайнер,
     Мы вышли в зенит,
     Жизнь и смерть -
     мы раздвинули грани!
     Только тело на север, на север
     Летит,
     А душа остается в Афгане.
     И, преследуя солнце,
     Мы рвемся домой, -
     Тосковавшим, -
     А над выжженной солнцем
     Афганской землей
     Наши души
     Вселяются в павших.

     События в Чечне буквально взорвали страну. В жизнь вошло такое страшное словосочетание, как «борьба с террором». С бандитами. Многие журналисты «Красной звезды» писали тогда свои репортажи буквально с передовой. Среди них был и Юрий Гладкевич. Это на его слова написана песня «По высокой траве», которую исполняет группа «Любэ». Вот одно из его стихотворений того периода.
     
«Блокпост»

     Ты чуешь, командир, как пахнет
     лето?
     Полынной горечью
     земли согретой,
     Травою пряною с некошеного луга
     И кровью нами залитого юга.
     Настоем ягод в шелковичной
     кроне,
     Прокисшей медью стреляных
     патронов,
     Соляркой горькою
     из приданного танка
     И смертью от неубранных
     останков
     .

     Жесткие, честные строки здесь перекликаются с рифмами поэтов-фронтовиков. Это тоже война. И тоже - ради спокойной жизни на земле. Терроризм - понятие интернациональное. Людей военных учат именно защищать, а не убивать. И священна смерть в бою за мир...
     В сборнике «Шрамы на сердце» есть и строчки о ратных буднях. О том, как нелегка на самом деле судьба человека в погонах. Но достойна настоящих мужчин. Строки Валентина Важенина, автора нескольких поэтических сборников, прошедшего путь от матроса-гидроакустика до контр-адмирала, участника известной операции «Анадырь» в октябре - декабре 1962 года, подчеркивают мужественность и избранность профессии военного.
     Десять ли, двадцать походов,
     Каждый - как в бездну полет.
     Этого кто не изведал,
     Мало что в службе поймет.

     Не все авторы сборника смогли присутствовать на презентации книги. Но многие прислали письма в адрес составителей. Как, например, Давид Гарбар, который ныне обитает в Германии.
     «Дорогие авторы и читатели этой книги! Мы живем в период мировых потрясений. И для нас, и для наших потомков важно сохранить правду об этом времени. Не пересказ правды, а саму правду. Какой бы горькой она ни была. Мне кажется, что составители сборника «Шрамы на сердце» совершили замечательное дело - донесли до нас голоса участников и свидетелей этой великой битвы. Битвы за жизнь и свободу Человека и Человечества. Так случается, что люди уходят, уходят и жизни. И для нас важно успеть слышать участников этого великого и трагического времени. Важно и как наш долг перед этими людьми и миллионами их современников, отдавших в бою жизнь за нашу с вами жизнь и свободу. И как наш долг перед их потомками, и как наше святое право узнать о том, какой война бывает на самом деле. Ибо кто, как не сами участники этих событий, могут донести до нас иногда горькую, но священную правду. Вечная память погибшим. Низкий поклон фронтовикам...»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex