на главную страницу

9 Сентября 2010 года

Армия и общество

Четверг

Им сверху видно все

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».
Фото автора.



Северный Кавказ - регион неспокойный. Неоднократно здесь вспыхивали очаги боевых действий, вылазки боевиков не прекращаются и в последние годы. Локальный характер боестолкновений, скоротечность и маневренность боя требуют хирургической точности при нанесении удара по разрозненным группам бандитов. В таких условиях для выполнения тактических задач оперативные данные авиационных разведчиков могут решить, а порой и предопределить исход самого боя.

     АСЫ РАЗВЕДКИ


     Авиационной разведывательной эскадрилье подполковника Андрея Уварова, дислоцирующейся в Северо-Кавказском военном округе, не раз приходилось в деле доказывать необходимость своего предназначения. Прописка тактических самолетов-разведчиков Су-24МР во многом предопределила современный боевой путь отдельного разведывательного авиационного Витебского Краснознаменного, ордена Кутузова полка. Сегодня авиаэскадрилья, в которую была преобразована прославленная авиационная часть, включена в состав Морозовской авиабазы.
     Впрочем, пилоты отнюдь не забыли, что они продолжатели традиций столь прославленной части. Военнослужащие полка, сформированного летом 1942-го, участвовали в Ржевско-Вяземской, Великолукской, Духовщинско-Демидовской и Смоленско-Рославльской наступательных операциях. Во всех выпавших на долю Северо-Кавказского региона вооруженных конфликтах авиационные разведчики принимали самое активное участие. Авиаторы работали и на спецназовцев, и на десантников, и на артиллеристов.
     К сожалению, не обошлось и без потерь. Весной 1999 года из полета не вернулись командир авиаэскадрильи подполковник Анатолий Коваленко и помощник штурмана эскадрильи майор Андрей Малкеров. В октябре этого же года ракетой ПЗРК была сбита машина командира звена майора Константина Стукало - летчик погиб. А в следующем году не вернулся с боевого задания еще один экипаж - командир звена майор Юрий Казаков и штурман звена капитан Евгений Курдюков погибли при выполнении полета на разведку в горах Чечни - в районе селения Беной-Ведено. Еще один военнослужащий полка, старший прапорщик Сергей Перченко, погиб в 2002 году, когда при выполнении поисково-спасательных работ в районе Ханкалы разбился вертолет Ми-8 со спасательной парашютно-десантной группой на борту.
     Активно задействовались тактические разведчики Су-24МР и во время операции по принуждению Грузии к миру. На этот раз, прежде чем приступить к отслеживанию сверху действий неприятеля, авиаразведчикам пришлось вскрыть их систему ПВО. Риск, несомненно, огромный. Но, к счастью, удача была на стороне наших пилотов.
     - Мы конечно же учли опыт двух кавказских кампаний. Когда, к примеру, выходили на необходимый объект, то выполняли все задачи с первого захода, - объясняет «везение» своих сослуживцев начальник разведки эскадрильи капитан Алексей Быков.
     Есть еще одна немаловажная причина того, что при выполнении задач по восстановлению мира и стабильности в зоне грузино-осетинского конфликта авиаразведчики не потеряли ни одного самолета и ни одного военнослужащего. В так называемой пятидневной войне Су-24МР были вооружены более современным комплексом разведки.
     Еще несколько лет назад наиболее часто в небо поднимались самые опытные экипажи. Теперь же появилась возможность много летать и молодым офицерам.
     - Упор сегодня делается на боевую подготовку. Топливо для полетов выделяется в необходимых объемах, - говорит комэска подполковник Андрей Уваров.
     Общий налет в эскадрилье по сравнению с прошлым годом вырос более чем в два раза. Совсем недавно пришедшие в подразделение пилоты уже имеют классность: пять пилотов сдали на 3-й класс, столько же готовы сдавать на 2-й класс и четверо будут сдавать на 1-й. Как отмечают опытные пилоты, совсем недавно столь солидными показателями налетов могли похвастать единицы - как правило, летчики-инструкторы. Теперь же это общая норма. Сегодня 14—15 летных смен в месяц стало привычным делом.
     Подготовка пилотов идет традиционно: от простого к сложному. Молодежь уже успешно освоила полеты днем в простых метеоусловиях - теперь предстоит отрабатывать задачи боевого применения в ночное время. В середине лета в эскадрилье прошло летно-тактическое учение, в котором были задействованы все самолеты и 80 процентов экипажей. Показательно, что на выполнение учебно-боевых задач вылетали не только «старики». Экипаж лейтенантов Игоря Королева и Артема Пахомова наряду с более зрелыми тандемами успешно справился с обнаружением и фотосъемкой малоразмерной цели, причем пройдя по ранее неизвестному маршруту.
     - Активизировалась и подготовка летчиков-инструкторов. Весь командный состав эскадрильи имеет допуск к инструкторской работе, - подчеркивает замкомэска подполковник Шумкарали Гапаров.
     На летчиков-инструкторов майоров Вячеслава Подчасова, Игоря Кукарцева и Сергея Филя ложится основная нагрузка по совершенствованию летных навыков пилотов авиационной разведывательной эскадрильи.
     Впрочем, не меньше работы и у инженерно-технического состава: майоров Рауфа Мамедова, Юрия Бабки, Сергей Грицука, капитанов Александра Усова и Руслана Мазниченко, старшего прапорщика Сергея Шумилова и сержанта Андрея Пинкина. Чтобы самолеты благополучно поднимались в небо, нужно немало потрудиться на земле.
     Ряд должностей аэродромно-технического обеспечения с недавних пор укомплектовывается военнослужащими по призыву, вот только необходимых специалистов с «гражданки» пока в должном количестве нет. Даже на должности водителей подчас направляются призывники, не имеющие не только опыта вождения, но и прав на управление автомобилем. Поэтому некоторым специалистам приходится работать за двоих. Как, например, водителю роты АТО Виктору Шаболкину. Схожие ситуации и в других службах. Сразу несколько нештатных должностей возложено на начальника службы РЭБ старшего лейтенанта Андрея Федотова и командира взвода охраны старшего лейтенанта Владислава Годляускаса. Впрочем, они не единственные из числа военнослужащих и гражданского персонала, кто добросовестно относится к своим обязанностям: Алексей Васильев, Павел Кидяев, Виктор Привалов, Евгений Иванов, Михаил Перфильев, Игорь Пронив, Наталья Тужилкина, Наталья Бортникова и многие другие. Заместитель командира эскадрильи по воспитательной работе подполковник Игорь Ерхин называет новые и новые фамилии. Его сослуживцы любят и ценят свою профессию, по-настоящему преданы своему делу, хотят и впредь им заниматься. В авиации по-прежнему служат безгранично влюбленные в небо люди.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex