Боевая учеба
В этом учении был задействован личный состав части, предназначенной для строительства и восстановления прерванного железнодорожного сообщения. Поэтому тема ТСУ предполагала проведение работ по наводке наплавного железнодорожного моста через водную преграду. В данном случае - «разрушенную вражеским диверсионно-разведывательным подразделением». В свое время военнослужащие частей и подразделений волгоградского территориального командования Железнодорожных войск участвовали в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе. Поэтому условная война их не смутила. Они оперативно прибыли в заданный район и приступили к работе. Мост длиной 344 метра должен был возведен в трехдневный срок.
Сборка моста НЖМ-56, предназначенного для устройства мостовых переходов и паромных переправ через широкие и глубокие водные преграды и состоящего из семи паромов, осуществлялась «под непрерывным огнем противника», который пытался всячески помешать проведению операции по восстановлению прерванного железнодорожного и автомобильного сообщения на разрушенном участке. Многочисленные вводные со стороны штаба руководства учения приближали работу подчиненных подполковника Ивана Филиппова к реалиям боевых действий. Даже когда плавучий мост связал два берега одной реки и все было готово к пропуску железнодорожных составов, условный противник «нанес ракетно-бомбовый удар». В результате был поврежден выводной паром моста. Для исправления ситуации военнослужащие батальона из резервного имущества начали собирать 37-метровый паром, который предназначался для поврежденного. В установленные сроки все было подготовлено к вводу парома в линию моста.
Установка выводного парома - дело непростое. Задействованный в монтаже расчет паромной команды должен доставить паром к месту стыковки, поперечно закрепить его с помощью якорей и соединить стыки железнодорожного и автомобильного проездов. Что и было с успехом проделано. После чего на восстановленный мост въехал железнодорожный состав с военной техникой и имуществом. А вслед за поездом по новой магистрали прошла колонна автомобилей. Впрочем, конструкция собранного моста позволяет пропускать даже гусеничную технику массой до 50 тонн.
Как показывает опыт боевых действий, в том числе в Ираке и Югославии, одними из первых выводятся из строя транспортные магистрали, особенно мосты через крупные водные преграды. При этом наиболее полно требованиям скоростного восстановления отвечает инвентарное наплавное имущество. Применение наплавных мостов сокращает сроки открытия движения в 5—6 раз.
В настоящее время в состав Железнодорожных войск России входят несколько понтонно-мостовых батальонов с комплектами НЖМ-56. Эти мосты, конечно, еще рано списывать в утиль. Но время не стоит на месте, и поэтому активно ведутся исследовательские работы по совершенствованию конструкции наплавных мостов в связи с возросшими к ним требованиями грузоподъемности, разработка и поставка в войска нового оборудования. К примеру, наплавной железнодорожный мост-лента МЛЖ, который по своим характеристикам превосходит НЖМ-56 и позволяет осуществлять пропуск более тяжеловесных железнодорожных составов.
Руководитель учения полковник Анатолий Знова отметил, что личный состав понтонно-мостового батальона успешно справился с поставленными задачами. И не мудрено. Приобретенный в ходе интенсивной боевой подготовки опыт позволяет воинам-железнодорожникам решать задачи по строительству и восстановлению различных объектов народного хозяйства. Личный состав понтонно-мостового батальона внес существенный вклад в развитие инфраструктуры Волгоградской области. Начиная с 1996 года, военнослужащими названной части построено 10 автодорожных мостов в Даниловском, Урюпинском, Нехаевском, Жирновском и других районах области. Батальон принимал непосредственное участие в тушении пожара на прудах-отстойниках Красноармейского района города Волгограда, а также лесных пожаров в Иловлинском районе Волгоградской области.