Почти год назад в «Красной звезде» была помещена беседа с генеральным инспектором Министерства обороны РФ маршалом артиллерии Владимиром Михалкиным («Армия, в которой хочется служить», 14 октября 2009 года № 191). В ней маршал-фронтовик, начавший в 1941 году службу рядовым артиллерийским разведчиком в 42-й армии Ленинградского фронта, поднял проблему серьезного отставания отечественной артиллерии в вопросах разведки. Оно накопилось в течение последних десятилетий, когда большинство артиллерийских разведывательных частей содержались сокращенным составом. Сейчас в Сухопутных войсках начат непростой процесс их восстановления и превращения в полнокровные войсковые организмы. Как раз год назад приступили к возрождению одной из таких воинских частей боевого обеспечения ракетных войск и артиллерии – отдельного артиллерийского разведывательного дивизиона 2-й гвардейской армии ПУрВО.
Экзамен для армейской артразведки
В последнюю неделю прошедшего лета на Тоцком окружном общевойсковом полигоне состоялось тактическое учение со стрельбой штатными снарядами батарей реактивного артиллерийского полка 2-й гвардейской армии. По распоряжению начальника ракетных войск и артиллерии армии полковника Александра Цальцалько их контролировали и обеспечивали подразделения отдельного артиллерийского разведывательного дивизиона под командованием майора Олега Зубчика.
Так, расчеты топопривязчиков и артиллерийских гирокомпасов топогеодезической батареи майора Вадима Гилязетдинова проверили привязку к местности огневых позиций и точность ориентирования боевых машин реактивной артиллерии и обеспечили огневиков топоданными. Батарея разведки наземных целей майора Музагида Харисова с помощью радиолокационной станции наземной артиллерийской разведки СНАР-10 и двумя парами обычных артиллерийских буссолей с пунктов сопряженного наблюдения определяла отклонения разрывов от плановых и неплановых целей. А расчеты автоматизированного звукометрического комплекса АЗК-7 батареи разведки огневых позиций лейтенанта Игоря Муллагалеева учились не только оперативно определять координаты стреляющих почти стокилограммовыми фугасными реактивными снарядами «Ураганов», но и достаточно точно засекать их разрывы в районе целей на тактическом поле полигона.
Фактически артиллерийские разведчики майора Олега Зубчика на этих стрельбах штатным снарядом не только сработали как контрольная группа штаба ракетных войск и артиллерии армии, но и выдержали комплексную проверку боеготовности и боеспособности основных подразделений своего дивизиона. И делом доказали, что у армейской артиллерии 2-й гвардейской армии появились достаточно острые «глаза» и чуткие «уши» артиллерийской инструментальной разведки. Начальник отделения разведки управления ракетных войск и артиллерии ПУрВО майор Дмитрий Гогель отметил требовательность к себе и подчиненным командира отдельного артиллерийского разведывательного дивизиона и высокую ответственность за порученное дело многих офицеров части.
Из арсенала – в боевую часть
А еще полгода назад на зимнем лагерном сборе артиллерии объединения из подразделений отдельного артиллерийского разведывательного дивизиона могли выполнять поставленные задачи лишь топопривязчики да одна радиолокационная станция наземной артиллерийской разведки лейтенанта Александра Тарасевича. Артиллерийские радиолокационные и звукометрические станции за многие годы нахождения на базах и в бывшем отделе хранения вооружения и военной техники артиллерийской разведки – без постоянной эксплуатации обученными расчетами, проведения квалифицированных регламентных и заводских ремонтных работ – пришли в негодность.
Сложные и дорогостоящие технические средства артиллерийской инструментальной разведки длительное время не проверялись в деле, потому что некому было их эксплуатировать и выверять: в отделе хранения вооружения и военной техники артиллерийской разведки отсутствовали профессионально обученные специалисты, способные работать на артиллерийских радиолокационных станциях и автоматизированных звукометрических комплексах. Формально там было лишь два офицера, которые вели документальный учет всех имевшихся тогда «единиц хранения».
В таких «складских» условиях далеко не все ладно было с комплектностью этих сложных технических средств. Становится понятно, почему командир дивизиона при получении техники в отделе хранения принял лишь 8 из 35 предложенных ему единиц. Корректно, но твердо дал отказ по причине их некомплектности и несоответствия штату. В результате отделом хранения были переданы лишь одна станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 и один артиллерийский радиолокационный комплекс АРК-1. Остальные РЛС дивизион получал на базах и в арсеналах округа.
С работой полученных радиолокационных станций, которые до 20 лет и более в основном находились на складском хранении, майор Олег Зубчик смог разобраться, когда в часть прибыли первые специалисты по их эксплуатации – выпускники факультета артиллерийской разведки и АСУ Михайловской военной академии. Оказалось, что укомплектованные запасным инструментом и принадлежностью и внешне почти новые радиолокационные комплексы АРК-1 вышли из строя из-за... многолетнего бездействия своих цифровых ЭВМ.
О такой особенности советских военных «компьютеров» автор узнал больше 30 лет тому назад. На сборах заместителей командиров стартовых батарей ракетных частей Группы советских войск в Германии пришлось изучать современные тогда цифровые электронные вычислительные машины, которые тем лучше решали предусмотренные программой задачи, чем больше работали. Удивительно, что об этой особенности советских цифровых вычислительных устройств не знали, или не хотели знать, организаторы долговременного хранения обреченной на досрочный выход из строя «детренированной» сложной электронной техники. Не говоря уж об отсутствии в комплектах ЗИП РЛС магнетронов и других приборов, склонных к неисправностям.
Не только командиру ремонтного взвода дивизиона старшему лейтенанту Константину Исаку, но и всем офицерам вновь сформированной части пришлось взять в руки технические руководства и заняться обслуживанием, мелким ремонтом, регулировкой и отладкой застоявшейся на хранении техники артиллерийской разведки. Прежде всего в порядок были приведены базовые колесные и гусеничные машины, в том числе все хозяйство электропитания специального оборудования.
На ремонт всей неисправной «спецчасти» были поданы заявки в ракетно-артиллерийскую службу округа. Впрочем, приезда заводских бригад в дивизионе не стали дожидаться. Их пока заменили сводные бригады из выпускников Михайловской артиллерийской академии прошлого года. Один за другим они проверяли и дефектовали радиолокационные и звукометрические комплексы, при необходимости заменяли неисправные блоки. Грамотно поработали лейтенанты Игорь Муллагалеев, Александр Тарасевич, Андрей Данилов. В итоге часть техники восстановили, не дожидаясь заводчан из Тулы. Из «отдела хранения», а точнее, «склада» лишь частично исправных боевых и транспортных машин отдельный артиллерийский разведывательный дивизион 2-й гвардейской армии превратился в воинскую часть, способную выполнять поставленные перед ним задачи.
Настройка воинского коллектива
Прежде всего отбор и отладку командир дивизиона проводил не с техникой, а с людьми. Не обошлось без потерь: из прибывших в часть молодых офицеров через полгода двое подали рапорты и уволились в запас. Остались те, кто сознательно связал свою жизнь с армейской службой.
В дивизионе солидно поставлена учеба офицеров и сержантов. И не только в рамках командирской подготовки. По несколько человек постоянно находились в прошлом году и находятся сейчас на учебе в Михайловской артиллерийской академии. Даже некоторые ее прошлогодние выпускники успели пройти в Санкт-Петербурге офицерские курсы повышения квалификации, а лейтенант Игорь Муллагалеев наряду с майорами после этого был назначен командиром батареи.
Показательно, что в находящемся в процессе формирования дивизионе, не дожидаясь получения всей штатной техники, использовали имеющиеся оптические приборы и средства связи и организовали для разведки и обслуживания стрельбы несколько подзабытое современными артиллеристами сопряженное наблюдение. Командир батареи майор Музагид Харисов обучил ему солдат срочной службы. И отделения оптической разведки под руководством хорошего математика – выпускника Оренбургского аграрного университета младшего сержанта срочной службы Алексея Галянова начали быстро выдавать очень точные полярные и прямоугольные координаты целей и снарядных разрывов. Не уступающие данным с современных лазерных приборов разведки ЛПР-2, наряды на получение которых в дивизион пришли лишь накануне сентября. При этом в дивизионе ведут «живые» расчеты – учат не надеяться на калькуляторы, а счетные приборы используют только для контроля, поскольку в боевых условиях они могут подвести.
Офицеры отдельного артиллерийского разведывательного дивизиона нацелены на развитие своей воинской части, получение и освоение в ближайшей перспективе самой современной техники и средств разведки, в частности, радиолокационного комплекса разведки огневых позиций стреляющих средств «Зоопарк-1», беспилотных воздушных средств разведки, метеокомплекса «Улыбка»... Это хлопотно, сопряжено с большой работой по изучению новых средств разведки и обеспечению с их помощью дальнего и точного артиллерийского огня.
Однако майор Олег Зубчик и его товарищи готовы к этому, потому как, оказывается, именно такими были традиции боевого предшественника их части. Недавно от одного из ветеранов – артиллеристов Тоцкого гарнизона офицеры этого отдельного артиллерийского разведывательного дивизиона узнали, что являются преемниками существовавшего до средины 1970-х годов 581-го разведывательного артиллерийского полка Группы советских войск в Германии. Артиллерийские разведчики 2-й гвардейской армии надеются получить официальную архивную справку, дающую право дивизиону наследовать боевую историю и традиции этой ставшей достоянием истории боевой разведывательной артиллерийской части.
На снимках: командир дивизиона майор Олег ЗУБЧИК уточняет задачу командиру взвода РЛС СНАР-10 лейтенанту Александру ТАРАСЕВИЧУ; младший сержант Алексей ГАЛЯНОВ ориентирует подчиненных рядовых Айнура ГИНИЯТУЛЛИНА и Олега ЕРШОВА при развертывании пункта сопряженного наблюдения.