на главную страницу

15 Сентября 2010 года

Армия России: новый облик

Среда

Танки по-прежнему сила

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал начальник штаба 4-й отдельной гвардейской танковой бригады гвардии подполковник Андрей КОЛЕСНИКОВ.


     - Андрей Борисович, наша встреча проходит накануне Дня танкиста. А с чем связан этот праздник? Как вы отмечаете его в бригаде?
     - 12 сентября в стране и в Вооруженных Силах отмечается профессиональный праздник танкистов – День танкиста. Указом Президиума Верховного совета СССР от 11 сентября 1946 года было установлено отмечать его каждое второе воскресенье сентября. У нас в бригаде в этот день проходит праздничное мероприятие в Доме офицеров. Зачитываются праздничные приказы министра обороны, главнокомандующего Сухопутными войсками, командующего войсками округа. Поощряются особо отличившиеся в боевой подготовке, особенно те, кто проявил себя на тактических учениях. После этого традиционный праздничный стол, где мы с ветеранами еще раз вспоминаем пройденный танковыми войсками боевой путь, говорим о традициях и перспективах.
     - Расскажите немного о себе. Как вы стали танкистом? Как шли к нынешнему служебному посту?
     - После окончания средней школы я решил поступить в Казанское высшее танковое командное училище. Окончив его, прошел должности от командира взвода до командира батальона. Затем была учеба в общевойсковой академии. Ее, как и училище, я окончил с отличием, старался. После выпуска был назначен начальником штаба полка. В связи с реформированием Вооруженных Сил и переходом их на новый облик мне предложили должность начальника штаба бригады. Не скрою, согласился с радостью и в настоящее время эту хлопотную и ответственную должность осваиваю.
     - Как вы считаете, целесообразно ли сегодня иметь на вооружении большое количество танков? И вообще, скажем так, не изживает ли себя танк на поле боя? Не чувствуете ли вы себя уходящими в историю?
     - С изменением и военной доктрины, и принципов ведения боевых действий массированное применение танков, можно сказать, нецелесообразно. Однако танки, как это было и прежде, остаются главной ударной силой Сухопутных войск. Без их применения бой по-прежнему немыслим. Способы применения танковых войск в новых условиях совершенствуются. Танки не могут уйти в историю: для поддержки пехоты, для прорыва подготовленной обороны, для блокирования населенных пунктов, везде, где необходимо применение средств крупного калибра, они незаменимы. Не зря танк порой называют мощной снайперской винтовкой, с помощью которой на большой дальности можно поразить практически любую цель. Без танков, повторюсь, боевые действия невозможны. Принято считать, что танкам трудно наступать без пехоты, пехоте же без поддержки танков наступать практически невозможно.
     - То есть говорить о том, что время танков уходит, рановато?
     - Именно так. Сегодня развитию танков, их переоснащению уделяется самое пристальное внимание и особенно обеспечению живучести экипажа.
     -А за счет чего можно обеспечить эту живучесть?
     - За счет способности боевой машины противостоять современным средствам поражения. Важно, при каком количестве попаданий экипаж способен продолжать боевые действия. Можно сказать также, что большое значение имеет комфортность пребывания в танке, как экипаж себя чувствует на марше, в атаках, способен ли длительное время сражаться, не покидая машину. Очень многое зависит от того, удобно ли, легко ли осуществлять на танке маневры, вести машину по пересеченной местности, через препятствия, форсировать реки, метко стрелять в движении... Надо быть спокойным и не опасаться, что при попадании в танк снаряда, и не одного, броня защитит экипаж, а машина сохранит боеспособность.
     - А какое место у танка самое уязвимое?
     - Борт. Если его пробить, попадаешь в боекомплект. А детонирование боекомплекта означает гибель.
     - Какой техникой вооружена бригада?
     - Танками Т-80 с газотурбинным двигателем. Боекомплект у машины такой же, как у других современных танков. В советские времена Т-80 считали основным танком прорыва. Скорость развивает стремительно, цели поражает точным огнем как днем, так и ночью. В настоящее время это один из самых применяемых и эксплуатируемых танков. На вооружении также имеем Т-90А. Это новый образец, которым сейчас переоснащаются все Вооруженные Силы, в том числе и наша бригада. У Т-90 двигатель не газотурбинный, а дизельный.
     В танковых войсках сегодня применяются такие средства защиты, как, например, «Шторм». Есть и другие системы, позволяющие отвести от танка даже управляемые ракеты. Т-90А внешне более защищен. А ходовые качества, средства поражения остаются прежними. Та же пушка, тот же по составу экипаж. На Т-90 применяются тепловизоры, позволяющие в ночное время стрелять более метко и эффективно.
     - А тепловизоры нашего производства? А то некоторые слушатели сомневаются: не во Франции ли мы их закупаем?
     - Да, производства нашего. Раньше, не будем этого стыдиться, применялись зарубежные образцы. Теперь на вооружение поступают тепловизоры только российского производства.
     - Трудно ли обслуживать танки? Нет ли осложнений из-за того, что на вооружении стоят танки разных конструкций?
     - Сейчас в танковых войсках все унифицировано. На вооружении стоят Т-80 одного типа, которые в настоящее время обслуживаются представителями завода. Представители предприятия приезжают и проводят регламентные работы. Если иметь в виду, например, танки выпуска 1978 года или 1989-го и 1990-х годов, то в них имеются технические особенности. Танки выпуска 1989 и 1990 годов тоже чем-то один от другого отличались. Такое было. И получалось так, что в дивизии танки одного образца, внешне похожие, а за броней разные. Отличаются панелью приборов у механика-водителя, системой управления огнем, прицелом. В настоящее время все приведено к единому стандарту. В том числе и при обучении личного состава. Все танки у нас сейчас исправны, обслуживаются и боеготовы. Мы отбирали их для себя сами. Проблем с техникой в настоящее время в бригаде, как и в Вооруженных Силах в целом, нет, в том числе с новой.
     - В связи с праздником есть сообщения, скажем так, личного характера, встречаются ностальгические. Например, Сергей из Твери пишет: «Служил в 1964–1967 гг. командиром танка в Советске (Тильзите) Калининградской области в 40-й танковой дивизии. Очень хочется туда съездить»...
     - В настоящее время там формируется бригада, в которой, естественно, имеется танковый батальон. Все отличия, регалии боевого прошлого, это уже традиция, будут за батальоном сохранены. В танковых войсках, как мне кажется, особенно дорожат своей историей. Не забывают о прошлом.
     - А вот мнение одного из наших слушателей: «Танки нашей армии уже не нужны – их даже в лесу бросают бесхозными». А что действительно ждет технику, необходимость в которой отпадает?
     - Организованы заводы, базы по приему такой техники. Здесь, в Московской области, такая база есть. На нее и свозят технику, сдают. Ее ставят на хранение. Ведь машины учебно-боевой группы постоянно эксплуатируются, экипажи регулярно участвуют в учениях, стрельбах. Техника изнашивается и, когда возникает необходимость в ее замене, обновляется. Танки, которые сдаются на базы, могут быть использованы в случае каких-то непредвиденных событий.
     - То есть на черный день вы все-таки консервируете технику?
     - Конечно. Если будут какие-то потери, базы помогут их восполнить.
     - Не секрет, что значительная часть агрегатов, узлов раньше производилась на Украине. Вы сейчас чувствуете какую-то зависимость от украинских поставщиков?
     - В Вооруженных Силах сейчас вообще нет проблем ни с боеприпасами, ни с запчастями. К примеру, наша бригада автомобили «Урал» получила два года назад. И сейчас абсолютно новые «Уралы» получаем. Их полностью завод обслуживает. Выстраиваем колонну, перегоняем машины маршем, так скажем, на сервисное обслуживание и его получаем.
     Все идет к тому, что военнослужащие уже не будут заниматься ремонтом как танков, так и автомобилей, менять какие-либо агрегаты. Это прерогатива завода. Наше дело – стрелять, водить, не допускать ошибок при эксплуатации, строго соблюдать все предписания.
     - То есть, по сути, Минобороны отказывается от собственных ремонтных подразделений или же значительно их сокращает?
     - Мы не можем, конечно, отказаться от ремонтных подразделений полностью. Потому что на учениях, в боевых условиях, без них не обойтись. Ведь их задача не только ремонт, но и эвакуация машин с поля боя. Функций у них много.
     Просто сейчас уже нет такого: «Снял, сам отремонтировал и вернул на место». Теперь: «Снял, новый затребовал, его доставили и поставили». Двигатель уже практически никто не ремонтирует: приехали с завода, старый забрали, новый поставили. 3—4 дня – и машина выходит из ремонта.
     - Не секрет, что ключевой фактор победы, успеха в бою – это полевая выучка личного состава. А какова у вас система подготовки, слаживания экипажей? Как вы готовите личный состав к современному бою?
     - В настоящее время в связи с переходом на один год службы в Вооруженных Силах времени на подготовку стало меньше. Это требует большего профессионализма, особого методического мастерства от офицеров. Когда прибывает молодое пополнение, мы стараемся тех, кто имел до службы какое-либо отношение к технике, готовить на механика. Наводчик – то же самое. Командир проводит отбор. Если пришли, к примеру, два друга, стараемся их направить в один экипаж. И если их зачислили в один экипаж, так они и увольняются из этого экипажа.
     Командир танка, естественно, требуется более опытный. Полгода прослужил танкист наводчиком, выдвигаем на командира танка, чтобы он успел свой опыт передать наводчику молодому...
     - Современный танк – сложное устройство. Не думаете ли вы комплектовать бригаду в основном контрактниками? Или способны подготовить за год надежного механика-водителя, наводчика, командира экипажа?
     - За год можно добиться многого. И нам ничто не мешает подготовить качественно как наводчика с командиром, так и механика-водителя. Но контрактник с большим опытом вождения танка, эксплуатации боевой машины, разумеется, способен более эффективно применять машину на поле боя, обеспечить ее безаварийное применение, длительную службу. Контрактником нужно дорожить.
     - А каково соотношение в бригаде срочников и контрактников?
     - В настоящее время военнослужащих по контракту в бригаде порядка 15–20 процентов. Мы пытаемся должности командиров взводов, где по штату допускается контрактник, комплектовать военнослужащими по контракту. То же самое с техниками рот – ставим военнослужащих по контракту. На все должности, связанные с обеспечением боеспособности соединения, также желательно ставить контрактников с опытом. При эксплуатации МАЗа, когда за спиной 46 тонн, ответственность и опыт крайне важны. Контрактника стараемся ставить и на должность водителя для перевозки личного состава. И не стоит объяснять, почему.
     - Каким вам видится танк нового поколения?
     - Это танк Т-90. Считаю, что нам другого на поле боя и не надо. На дальности в несколько километров нашу машину практически не видно. Единственное, что хотелось бы, так это боекомплект, который находится под тобой, переместить куда-нибудь подальше... Да еще бы изобрести что-то такое, чтобы вертолетам, самолетам противника обнаружить нашу машину было труднее.
     - А разве нет комплексов, которые защищают вас именно от средств радиоэлектронной разведки противника?
     - Комплексы есть. Но я имею в виду другое. Видят нас. Понимаете? Видят. Как и лучи обнаруживают. Неуправляемой ракетой с вертолета танк не поразить. Но современная ракета чувствует танк, видит. И в ночное время в тепловизор полностью контур машины виден. То есть сегодня нужны новые средства радиоэлектронной борьбы, а еще надежные и безотказные средства связи. В танковых войсках связь играет особую роль, это главное средство управления. Прошли времена, когда управляли флажками.
     - А вот вопрос от Николая: «Как думаете, в бою сильнее Т-90 или американский «Абрамс»?»
     - Во время «Бури в пустыне» на вооружении иракцев стояли Т-72, правда, ранних выпусков. Было видно, что по огневым возможностям Т-72 нисколько не уступал «Абрамсу». И я уверен, что Т-90, если он будет оборудован теми средствами защиты, которые завод готов нам поставить, эффективнее «Абрамса», и намного. По габаритам он меньше, чем «Абрамс», маневреннее, и скорострельность у него гораздо выше.
     - Даже по фильмам о Великой Отечественной видно, что танкистам без пехоты воевать трудно. Лучше, когда пехота рядом, прикрывает. У нее свои противотанковые средства.
     - Боевые машины поддержки танков выручают в тех случаях, когда танковым соединениям приходится действовать самостоятельно, без поддержки пехоты, решать какие-то специфические задачи. Танкам без пехоты действовать сложно. Она защищает их в ближнем бою. Но и пехоте без танков туго.
     - А вы анализировали опыт применения танков в Чечне?
     - Конечно. И сейчас стараемся тактику действий обогащать приемами, испытанными на Северном Кавказе. Совершенствуется тактика применения танков в населенных пунктах.
     - Это самое сложное для танкистов?
     - Да, самое сложное. Сейчас с участием военных ученых разрабатывается тактика действий в городе. Мы ее уже применяем при обучении военнослужащих.
     - Какова у вас ситуация в социальной сфере? Обеспечены ли офицеры жильем?
     - Что касается военнослужащих, которые увольняются и находятся сейчас в распоряжении, то с обеспечением их жильем проблем практически нет. Вопросы только в сроках. Жилье всем распределили, все увольняемые воспользовались правом выбора места жительства в населенных пунктах, где соединению предоставили квартиры. Сейчас идет сдача домов, оформляются документы. Военнослужащие нашей бригады обеспечены жильем полностью. Проблема остроту потеряла.
     Кроме того, все дети военнослужащих бригады получили места в детских садиках. Мы это на контроле держим. Приехал молодой лейтенант с женой – для него уже готова комната. Заселился, а ему тут же выплачивается беспроцентная ссуда. Это приличные деньги, можно и комнату обставить, и какую-то мебель приобрести. Бессемейные офицеры по 2–3 человека живут. С жильем сейчас лучше, чем было в прошлом, и это, как и увеличение денежного довольствия, привлекает людей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex