на главную страницу

15 Сентября 2010 года

Армия и общество

Среда

Ставка на лидеров

Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда».
Новосибирск.



11 сентября сотрудники воспитательных структур Вооруженных Сил России отметили свой профессиональный праздник - День специалиста органов воспитательной работы. А накануне врид заместителя командующего войсками Центрального военного округа (ОСК «Центр») по воспитательной работе полковник Михаил Смыслов имел беседу с корреспондентом «Красной звезды». Тема была далеко не праздничной - о проблемах укрепления дисциплины, сплочения многонациональных воинских коллективов.

     ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

     

     


     Наша справка
     Михаил Смыслов родился в 1961 году в Свердловске. Окончил суворовское военное училище, Свердловское ВВПТАУ, Гуманитарную академию Вооруженных Сил, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
     Служил в Прибалтийском, Туркестанском, Северо-Кавказском военных округах на должностях, связанных с воспитанием личного состава. Прошел по «служебной лестнице» от замполита мотострелковой роты до заместителя командующего войсками СибВО по воспитательной работе.
     С августа 2010 года временно исполняет должность заместителя командующего войсками Центрального военного округа по воспитательной работе.
     Имеет опыт боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе. Награжден орденом Красной Звезды.

     

     

     - Михаил Вячеславович, недавно завершился месячник сплочения воинских коллективов и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими...
     - Необходимость такого месячника сомнений не вызывает. Казалось бы, почему именно месячник? Ведь эта работа должна вестись и ведется постоянно. В данном случае происходит лишь концентрация усилий на определенном направлении. В августе его проводят еще и потому, что в это время наступает определенная стабильность в воинских коллективах. Люди познакомились, накопили определенный опыт межличностных отношений. Можно уже целенаправленно воздействовать на достаточно сложившиеся и оформившиеся коллективы. Весной и в начале лета шел призыв. Сейчас молодое пополнение уже прошло определенный период адаптации. Для нашего округа эта адаптация была связана с участием в ОСУ «Восток-2010».
     - Дает ли это результат?
     - Убежден, что дает. Тому много примеров. Чаще в последнее время обращаются с письмами в адрес командования родители. И не с жалобами, как это было раньше. Благодарят командиров за то, что их сыновьям помогли адаптироваться к новым, непростым условиям службы, найти свое место в армейском строю. Такие письма мы публикуем в окружной газете «На боевом посту», в бригадных многотиражных газетах.
     Мы стремимся и в ходе месячника, и вне его использовать весь арсенал сил и средств морально-психологического обеспечения - это и военные учреждения культуры, и телестудия, и редакции окружной и бригадных газет, и даже стенная печать: «боевые листки» в подразделениях могут воздействовать на нерадивых достаточно эффективно.
     Активно используем возможности специалистов-психологов. Это очень серьезная сила. Та структура, которая, на мой взгляд, требует дальнейшего развития. До недавних пор психологами были в большинстве своем офицеры. Сейчас это практически везде гражданские специалисты. Не все и не сразу у них получалось. Были проблемы. Но тем не менее после определенного периода «врастания» в обстановку, осознания своего места в воинском коллективе появились неплохие результаты. Наверное, можно сказать уже, что по опыту большинства воинских частей к гражданскому психологу, а это в основном женщины, солдаты идут, доверительно с ним общаются. И эта доверительность позволяет иногда пресечь возможные конфликтные ситуации, поддержать солдата, может быть, более эффективно, чем это сделал бы офицер. Его, хочешь не хочешь, солдат воспринимает в первую очередь как начальника.
     На прошедшем учении «Восток-2010» наши психологи показали себя очень неплохо. Впервые за долгие годы пункты психологической помощи и реабилитации были развернуты в поле - на общевойсковых полигонах Цугол, Юрга, Бурдуны и длительный период работали на учениях. Обычно мы считаем, что учение - это поле исключительной деятельности командиров. Теперь с уверенностью можно говорить, что в полевые выходы очень значим вклад психологов.
     - В чем его видите?
     - Время проведения учений - конец июня - начало июля - совпало с приходом молодого пополнения, солдат, призванных весной–летом. И в это время работа психологов очень помогла людям.
     Обращений к психологам, консультаций было достаточно много. В ходе месячника и в повседневной деятельности очень неплохо показывают себя многие военные учреждения культуры: солдатские клубы, гарнизонные Дома офицеров. На прошедшем учении военные учреждения культуры работали как в пунктах дислокации, так и в полевых условиях. Причем не только использовали свой потенциал, но и активно привлекали местные творческие организации. Это тоже дает определенный результат и позволяет сплачивать воинские коллективы.
     Используем и телевизионную студию округа. Военные журналисты постоянно готовят сюжеты, посвященные сплочению воинских коллективов. Материалы о военнослужащих, которые совершили правонарушения и отбывают наказание в дисциплинарном батальоне в Чите, готовились и телестудией, и нашей окружной газетой. В ходе месячника сплочения воинских коллективов редакция газеты «На боевом посту» подготовила большой материал, посвященный судьбе тех солдат, которые в свое время нарушили воинскую дисциплину и отбывают наказание в дисциплинарном батальоне. Для тех, кто склонен к совершению правонарушений, кто находится у такой грани, не зная, скажем так, какую направленность поведения в армии выбрать - или агрессивностью завоевать лидерство, или утвердить авторитет повышением своего воинского профессионализма, наверное, такие публикации помогают определиться. Мы знаем, что в молодежной среде - хотим мы этого или не хотим - борьба за лидерство всегда имеет место. Молодой человек всегда настроен на достижение каких- то результатов. И наша задача показать, что лучший путь завоевания авторитета, ведущих позиций в коллективе - это повышение профессионализма, повышение значимости как специалиста. Но никак не стремление поднять себя за счет подавления и унижения других.
     - Понятно, что сплочение многонациональных воинских коллективов всегда будет актуальным уже в силу того, что каждый, даже мелкий случай бытового конфликта между двумя военнослужащими разных национальностей моментально получает общественный резонанс. Существует ли в принципе решение?
     - Эта проблема актуальна даже в масштабе многонациональной страны. Молодые парни, пришедшие в армию, не похожи один на другого. Единая военная форма, которую они надевают, не сглаживает их национально-культурных отличий. Должен сказать, что общение представителей разных национальностей развивает, делает жизнь воинского коллектива интереснее. А примеры боевого братства народов России пронизывают всю нашу военную историю. Конечно, могут возникать и трудности в общении. Наивно полагать, что никто из солдат не принес с собой из гражданской жизни негативные установки, стереотипы конфликтного поведения, опыт участия в различных неформальных группировках. Сегодня к нам приходит пополнение, чье детство пришлось на 1990-е годы - весьма непростые для страны.
     Наша задача не просто предотвратить или пресечь в зародыше возможный конфликт, а именно сплотить, сцементировать воинский коллектив. Создать в нем такой настрой, чтобы каждый солдат или сержант одной национальности положительно, а часто и с теплотой воспринимал своего сослуживца другой национальности. Учитывал и уважал его культурные особенности, проявлял к ним интерес.
     - Это реально?
     - Опыт свидетельствует, что достаточно эффективна такая форма налаживания контактов в подразделениях, как общие собрания военнослужащих под девизом «Представляюсь коллективу». Да, с одной стороны, это можно воспринимать как формальность. Если равнодушно отнестись к его подготовке, таким оно и получится. Если же подойти творчески, результат будет совершенно иной. Когда человек рассказывает о себе, своей семье, своей «малой родине», той земле, где он жил, учился, - все это создает условия для большего взаимопонимания.
     Еще одна из проверенных форм сплочения коллективов - тематические вечера, посвященные тем регионам, из которых прибыли военнослужащие: день Республики Бурятия, день Республики Дагестан... Понятно, для того, чтобы был ощутимый результат, необходимы не разовые акции, а продуманный комплекс мероприятий. Тут и показ лучших художественных и документальных фильмов, и включение в меню солдатской столовой национальных блюд, и книжные выставки в библиотеках, посвященные определенному региону.
     - Вы же знаете, что часть молодежи в силу ряда причин вообще отвыкла читать?
     - Разумеется, я не стану утверждать, что найдена панацея от всех бед, убеждать, что к книжной полке благодаря нашим усилиям потянутся все без исключения военнослужащие... Но не сработает один, так сработает другой элемент! Кто-то полистает книги, журналы, другой посмотрит фильм, концерт. Третьего заинтересуют национальные виды спорта. И примеры такого творческого подхода в СибВО есть. Крупные национальные диаспоры в регионах Западной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья с готовностью идут навстречу командованию. В Алейском, Шиловском, Борзинском и других гарнизонах округа проводились концерты национальных фольклорных ансамблей, танцевальных коллективов. Участникам оперативно-стратегического учения (ОСУ) «Восток-2010» запомнились яркие выступления бурятских творческих коллективов на полигонах Цугол, Бурдуны.
     - А духовенство откликается на предложения о сотрудничестве?
     - Охотно. Представители основных конфессий, которые действуют на территории СФО, настоятели православных храмов, имамы мусульманских мечетей, ламы буддийских дацанов, все готовы работать в интересах военнослужащих. Примеров таких достаточно много. Вот совсем недавний - на полигоны СибВО во время подготовки и проведения ОСУ «Восток-2010» приезжали представители разных конфессий. А ламы Цугольского дацана открыли двери своего культового учреждения специально для участников учения.
     - Предположим, что военнослужащие одной национальности попытались навязать свою волю всему подразделению. Как предотвратить возможный конфликт?
     - Решение этой проблемы не такое легкое, как может кому-то показаться. Это действительно очень серьезная, трудная работа. Знаю по собственному опыту, чтобы предотвратить конфликт, в первую очередь необходимо выявить лидеров, его зачинщиков и целенаправленно на них воздействовать. Как правило, коллективы группируются вокруг какого-то неформального лидера. И не факт, что у этого человека установки будут исключительно негативной направленности. Работая с ним, можно эффективно влиять на других.
     Да, бывают разные ситуации. Иногда военнослужащие, призванные из одного региона в большом количестве, пытаются диктовать свою волю другим. Диктовать за счет своей сплоченности, часто лучшей физической подготовленности. Именно в таком случае работа с лидерами особенно важна, и она дает результаты.
     - Вне всякого сомнения, в округе есть примеры успешной работы с многонациональными коллективами. Расскажите о них чуть подробнее.
     - Умело строит работу в гарнизоне Борзя Забайкальского края командир отдельной мотострелковой бригады полковник Мурадов. Рустам Усманович, к примеру, весьма эффективно работает с военнослужащими, которые призваны с территорий Северного Кавказа. Офицер хорошо знает традиции, обычаи, менталитет своих земляков. Грамотно и тонко это использует, достигая желаемого.
     В деле сплочения многонациональных воинских коллективов многому можно поучиться у недавнего командующего войсками СибВО, а ныне временно исполняющего должность командующего войсками Центрального военного округа генерал-лейтенанта Чиркина. Владимир Валентинович родился в Дагестане, в Хасавюрте. Служил в Закавказье, в СКВО. У него почти энциклопедические знания истории этого региона, местных обычаев и традиций. Давно известно, что далеко не каждый человек, даже имея большой опыт и знания, способен все это применить на практике. Так вот, у генерал-лейтенанта Чиркина, как отмечают специалисты, есть и опыт, и способность его использовать в реальном деле, при сплочении конкретных воинских коллективах.
     - А что делать молодым лейтенантам, у которых нет пока такого опыта?
     - Начинать всегда непросто. Многие молодые офицеры испытывают трудности в работе с людьми. В первую очередь в звене командиров взводов и рот. Для этой категории проводим целевые занятия. Подготовлены специальные методические материалы по тематике сплочения воинских коллективов.
     А еще я бы посоветовал офицерам чаще обращаться к литературе. Например, работающим в подразделениях, где служат призывники с Северного Кавказа, не помешает перечитать рассказы и повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат», «Казаки». Ведь «кавказский период» творчества этого великого русского писателя весьма поучителен. Прошло почти 150 лет, но дух народа остается. Думаю, что лучшие образцы нашей литературы, литературы многонациональной, не только интересны, но и полезны молодым офицерам.
     - Предположим, они еще раз перечитают эти книги. И что дальше?
     - Единых рецептов нет. Каждый воинский коллектив уникален по своему составу. Все равно приходится тому же командиру взвода, ротному принимать оперативное решение на месте. Исходя из того, с кем он конкретно работает. Но есть и основополагающе моменты. В первую очередь это изучение личного состава. У каждого нормального руководителя должен быть интерес к своим подчиненным. Их надо знать. Всегда ли подчиненных знают? Нет, не всегда. Есть, к сожалению, у нас офицеры, зацикленные на выполнении поставленных перед ними задач любой ценой. Без учета индивидуальных особенностей солдат и сержантов, без учета их сильных и слабых черт характера. Но есть и скрупулезно изучающие эти особенности с пользой для дела, для воспитания.
     - И что, они перевоспитывают нарушителей дисциплины?
     - Думаю, здесь должна идти речь не о перевоспитании, а о воспитании качеств, необходимых для военной службы. Изучив человека, легче развить его положительные качества и блокировать отрицательные. И опять мы возвращаемся к тому же: чтобы выявить эти качества, подчиненных надо изучать. Беседуя, наблюдая за ними, используя характеристики сослуживцев, командиров. Такое изучение дает предметный материал для последующей деятельности. Я думаю, что это основа.
     Еще один рычаг воздействия - воспитание личным примером. Мы никуда от этого не денемся. Молодой человек всегда будет оценивать своего командира. Если тот не имеет «двойных стандартов», требователен к подчиненным так же, как и к себе, это положительный пример. На него будут равняться. Но если солдат видит, что офицер-руководитель жестко и по делу требует от подчиненных, но допускает какие-то послабления по отношению к себе или по разным причинам к отдельным другим категориям военнослужащих, о каком авторитете, личном примере можно говорить?
     Такие офицеры, как комбриг полковник Рустам Мурадов, исполняющий обязанности командира десантно-штурмовой бригады подполковник Михаил Зусько (Улан-Удэ, Бурятия), заместитель командира по воспитательной работе отдельной мотострелковой бригады в Юрге (Кемеровская область) полковник Геннадий Жук, - они всегда лично могут показать, как надо стрелять, водить танк или БМП, они в равной степени требовательны и к себе, и к подчиненным.
     - Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает «оборудование общежитий, казарм, библиотек культурно-досуговых центров (Домов офицеров) абонентскими пунктами доступа в Интернет». Как планируете использовать Всемирную паутину?
     - Сейчас практически все призывники имеют навыки пользования Интернетом, определенную привычку к виртуальному общению. Интернет позволит солдату не только получить какую-то новую информацию, но и просто прикоснуться к своей семье, своим друзьям, своей прошлой жизни, зайти на сайт своего вуза, школы, предприятия, по скайпу бесплатно пообщаться с родителями, друзьями и получить определенную моральную поддержку. Мы настроены, чтобы военнослужащий имел возможность такого общения. Мы готовы и будем использовать при работе с людьми все возможности, которыми нас одарил XXI век.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex