...Шел 1942 год. Кровопролитные бои на Воронежском фронте. Понимая значение предстоящей боевой операции, политрук Павел Бреев пишет жене Марии:
«Во мне с каждым днем возрастает ненависть к фашистам. Буду драться с ними до последнего вздоха!»
...Павел Иванович Бреев родился в 1913 году в красивом городке Крапивне Тульской области, который ныне называют жемчужиной русской провинции. До войны он окончил лесотехнический техникум, стал лесником. Затем была работа в Наркомлесе СССР инженером-диспетчером, специалистом по Дальнему Востоку. Когда началась Великая Отечественная война, в семье было уже трое детей: два сына и дочь, и самому младшему было всего несколько месяцев. Павел рвется на фронт, и в июле 1941 года его направляют в Арзамасское военное училище, оттуда – в Сибирь, где он участвует в формировании сибирских дивизий, и с одной из них – 232-й стрелковой дивизией едет на фронт.
Из письма жене:
«Большое спасибо, моя родная, за письма. Я все время отдаю обучению бойцов. Сколотил дружный и боевой коллектив – будущих гвардейцев и орденоносцев. Отношение ко мне, комиссару, со стороны командования и красноармейцев самое хорошее...» Стоит отметить, что рядом с П. Бреевым, младшим политруком, секретарем парторганизации 712-го стрелкового полка 232-й стрелковой дивизии воюют бойцы 27 национальностей! И каждый из них чувствует свою личную ответственность за судьбу своей любимой Родины.
На фронте, в минуты затишья, Павел Иванович часто вспоминает свое детство, проведенное среди зелени Московской Слободы, на берегу бурной Плавы, своих пятерых братьев и сестру. Недавно сестра Полина в своем письме сообщила ему страшную весть: «Старший брат Алексей погиб в битве под Москвой...» А три брата Бреевых в то время сражаются с фашистами на разных фронтах.
Павел пишет жене:
«Вам, мои родные, видимо, известно о жестоких боях за Воронеж. С июля 1942 года нахожусь на наиболее опасных участках боя...Ожидаем новое наступление, уже слышится артиллерийская канонада...»
Как пишет Маршал Советского Союза А.М. Василевский: «Ко 2 июля обстановка на Воронежском фронте резко ухудшилась. Создавалась угроза прорыва ударной группировки противника к Дону и захвата им Воронежа». В 7 километрах от города при поддержке авиации была сосредоточена сильная танковая группировка противника. Героическая оборона 232-й дивизии не позволила противнику с ходу захватить город, задержала переправу немецких танков на восточный берег почти на сутки. Наши бойцы дрались отчаянно, но превосходство противника в танках, авиации было очевидным, а подкрепления все не было...
Из последнего письма П. Бреева:
«Снова слышится перестрелка. Завтра снова в бой. Буду сражаться за вас, мои близкие, и за нашу прекрасную Родину...»
Дочь политрука Павла Бреева – Алла – не раз бывала в местах тех страшных боев июля – августа 1942 года, где погиб ее отец. Он ушел на фронт в 1941-м, когда ей еще не исполнилось и пяти лет, – и не вернулся. Но, видно, с генами ей и брату Вадиму передались черты его характера: ответственность, преданность своему делу. Вадим Павлович окончил МГУ им. Ломоносова. Алла Павловна пошла по стопам отца, окончив Московский лесотехнический институт, многие годы работала в Минлесхозе. Вадиму Павловичу в 1941 году было шесть лет, и он до мельчайших подробностей помнит тот жаркий июльский день, когда провожал отца на фронт. Сестра же знает отца только по довоенным фотокарточкам и воспоминаниям родных и бережно хранит пожелтевшие от времени письма с фронта, аккуратно переписанные ею в школьную тетрадку.
А на живописном берегу реки Воронеж, в селе Чертовицкое стоит высокий обелиск. Там, в братской могиле похоронены 294 воина 232-й стрелковой дивизии, которые защищали г. Воронеж в августе 1942 года. Среди них – Павел Бреев, младший политрук, уроженец города Крапивны Тульской области.