на главную страницу

17 Сентября 2010 года

Армия и общество

Пятница

Киргизский кризис вносит коррективы

Беседу вел Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Недавние события в Бишкеке и на юге Киргизии продемонстрировали, что события в Центральной Азии, как, впрочем, и в любом другом регионе зоны ответственности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), могут развиваться самым непредсказуемым и жестким образом.
  Все произошедшее также отчетливо показало, что любое вмешательство извне в процессы, происходящие внутри государства, требует взвешенного подхода, обязывает к четкому пониманию всех рисков, связанных с этим, заставляет просчитать все возможные варианты дальнейшего развития событий.
  В связи с этим «Красная звезда» попросила генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжу рассказать, как события в Киргизии отразились на деятельности организации.

     - Николай Николаевич, на недавнем саммите ОДКБ киргизский вопрос был одним из центральных...
     - Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что саммит оказался результативным. Первоначально главы государств-участников планировали рассмотреть два вопроса - состояние дел в Киргизии и оценка действий руководства организации по стабилизации ситуации в этой центральноазиатской республике, а также обсудить меры по совершенствованию системы кризисного реагирования ОДКБ. Однако в дальнейшем спектр тем для общения был несколько расширен. Президенты подробно проанализировали не только то, что произошло в Киргизской Республике, но и сегодняшнюю ситуацию как во всем Центрально-Азиатском регионе, так в других регионах коллективной безопасности ОДКБ. Поставили перед организацией ряд вопросов и задач.
     Отмечу, что для нас эти вопросы являются принципиально важными. События в Киргизии отчетливо продемонстрировали ряд недостатков в вопросах оперативного реагирования ОДКБ на кризисные ситуации в странах-участницах. Необходимость их устранения продиктовала сама жизнь.
     Вместе с тем это достаточно сложный процесс. Как вам известно, ОДКБ ориентирована прежде всего на предупреждение и ликвидацию внешних угроз государствам-участникам. Поэтому какими-либо дополнительными полицейскими функциями, призванными стабилизировать внутренние конфликты, отягощать организацию нам не хотелось бы. На наш взгляд, это было бы неверным. Ведь между внешними угрозами и внутренними конфликтами очень тонкая грань, переход за которую чреват необратимыми последствиями. Об этом необходимо помнить всегда.
     Подчеркну также, что в распоряжении ОДКБ уже есть целый набор механизмов для урегулирования подобных чрезвычайных и кризисных ситуаций. Необходимо только отладить их работу, скорректировать правовую составляющую применения.
     - Очевидно, что вы как генеральный секретарь озвучили на неформальном саммите в Ереване конкретные предложения по совершенствованию механизма кризисного реагирования организации...
     - Да. Предусмотрен целый комплекс мер. По ним президентами даны конкретные и жесткие поручения. К декабрю, к очередному саммиту ОДКБ, мы должны представить на утверждение главам государств подготовленные изменения в Договор о коллективной безопасности, в Устав организации, в положения о рабочих и уставных органах, с тем чтобы при необходимости оперативно среагировать на возникновение кризисной ситуации и локализовать ее.
     В частности, мы предлагаем создать в рамках организации институт спецпредставителя по кризисным ситуациям. Решение о реагировании на кризисную ситуацию считаем необходимым принимать опросным порядком. Также предполагаем создание организационно-технических возможностей для проведения экстренных видеоконференций и т. д. Еще раз повторюсь - это целый комплекс мер широкого спектра. Над их уточнением и проработкой вопросов применения мы сейчас и работаем.
     - Во время событий на юге Киргизии много говорилось о том, что ОДКБ не слишком активна в предоставлении помощи Бишкеку. Почему-то многие считают, что помощь - это непременно войска, оружие и т. д.
     - С первых дней развития кризисной ситуации не только на юге страны, но и в столице ОДКБ была активно вовлечена в процесс стабилизации обстановки. Это выражалось и в проведении консультаций, и в поездках в Киргизию рабочих групп Секретариата и Объединенного штаба ОДКБ, и в создании оперативной рабочей группы на юге республики, которая сыграла значительную роль в недопущении повторного возобновления массовых беспорядков.
     Здесь же можно перечислить поездки в республику заместителей министров иностранных дел России и Казахстана, продолжительную работу в стране спецпредставителей Москвы и Астаны.
     Отмечу также активную работу органов безопасности по выявлению зачинщиков беспорядков, оказание специалистами помощи Киргизии в проведении ДНК-эспертиз в Москве. Доставлено 190 проб, экспертиза проводится безвозмездно. Я не говорю уже о содействии Бишкеку в финансовой и экономической сферах. Страны ОДКБ выделили десятки миллионов долларов, тысячи тонн горючего, продовольствия, семена...
     - Много рассуждалось как о силовом, так и о миротворческом потенциале ОДКБ...
     - Организация действительно располагает необходимым потенциалом для пресечения подобного рода беспорядков. В Центрально-Азиатском регионе ответственности ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого реагирования (КСБР), предназначенные для пресечения деятельности бандформирований и имеющие мандат на проведение антитеррористических операций - это 4,5 тысячи человек. В 2009 году созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), насчитывающие 20 тысяч человек из состава вооруженных сил и сил специального назначения государств-участников и имеющие мандат на пресечение действий оргпреступности, наркомафии, на защиту населения от террористических атак. Туда вошли лучшие дивизии ВДВ, бригады специального назначения подразделения по антитеррору. И конечно же это миротворческие силы ОДКБ.
     - Что же сегодня представляют собой «голубые каски» ОДКБ?
     - Сегодня это 3,5 тысячи человек. Основная часть - военнослужащие миротворческих бригад, сил государств-участников. Около пятисот человек - представители правоохранительных органов.
     Работа по окончательному формированию миротворческого потенциала была завершена буквально несколько месяцев назад. В декабре на саммите ОДКБ в Москве главы государств - участников организации сделают соответствующее политическое заявление о наличии у ОДКБ миротворческих сил и о их готовности к участию в специализированных операциях.
     В октябре в России начнутся первые тренировки с командным составом миротворческих подразделений от всех государств, входящих в организацию. Далее они будут проводиться на регулярной основе, как соответственно и КШТ, и КШУ.
     - Однако решения на их ввод в Киргизию так и не было, как не было и решения на применение КСБР и КСОР.
     - Данная мера секретарями советов безопасности государств - членов ОДКБ была признана нецелесообразной. И они были поддержаны в этом президентами на неформальном саммите организации в Ереване.
     Когда мы анализировали ситуацию, складывающуюся в Киргизии, и рассматривали возможность применения миротворческого потенциала, то столкнулись с большим числом факторов, способных отрицательно повлиять на развитие обстановки. Более того, ввод этих сил при определенных условиях мог бы способствовать обострению ситуации и разрастанию конфликта. Что, естественно, для нас было неприемлемым.
     - Очевидно, что совершенствование силовой составляющей ОДКБ продолжится?
     - Да. Первые учения КСОР были проведены в прошлом году. В этом году они пройдут в рамках ведомственной принадлежности. В частности, в Чебаркуле в октябре состоится учение войсковой компоненты Коллективных сил оперативного реагирования. В июне этого года под Ростовом-на-Дону было проведено учение «Кобальт 2010» спецподразделений МВД государств, входящих в ОДКБ. В ходе этого учения спецназовцы продемонстрировали высочайший профессионализм и мастерство. В ближайшее время будут проведены учения по линии МЧС и ФСБ.
     В следующем году будет проведено комплексное учение с привлечением всех компонентов КСОР. Скорее всего, оно пройдет в Армении. Окончательное решение по этому поводу будет принято на саммите в декабре в Москве.
     - В свое время, когда создавались КСОР, бытовало мнение, что они придут на замену КСБР в ЦАР ОДКБ. Изменилась ли позиция по этому вопросу?
     - Такое мнение действительно существовало. Однако сегодня в этом вопросе торопиться нет необходимости. Анализ ситуации в Центрально-Азиатском регионе показывает, что для него необходимы собственные силы быстрого реагирования. Нельзя скидывать со счетов и близость Афганистана. Так что КСОР на сегодняшний момент - это общее крупное формирование для всех участников ОДКБ, а КСБР - для решения локальных задач в Центрально-Азиатском регионе.
     - Николай Николаевич, операции «Канал», «Нелегал» также получат свое продолжение?
     - Эта работа ведется нами на постоянной плановой основе. Недавно был завершен очередной этап операции «Нелегал-2010». В ближайшее время будем проводить соответствующее мероприятие по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
     Кстати, в рамках содействия нормализации обстановки в Киргизии нами проводилась и проводится операция «Прокси» (противодействие криминалу в информационной сфере). Ее результаты впечатляющие - мы выявили огромное число попыток дестабилизировать ситуацию на юге Киргизии, спровоцировать новые волнения путем распространения соответствующих материалов через Интернет и другие информационные ресурсы. Мы выявили и пресекли такие попытки.
     - ОДКБ успешно сотрудничает с ООН. Какие направления этого взаимодействия развиваются наиболее активно?
     - Это действительно так. Нашими организациями подписан соответствующий меморандум о взаимодействии. Развиваться оно будет по целому ряду направлений. В частности, мы заинтересованы в совместной работе по линии чрезвычайных ситуаций, миротворческих операций, контртеррористической деятельности, противодействию незаконному обороту наркотиков. По всем этим направлениям у нас есть конкретные предложения.
     - А с НАТО?
     - Здесь все на прежнем уровне. Несмотря на сложную обстановку в Афганистане, активное развитие наркотрафика из этой страны в государства - члены альянса, контактов с Брюсселем у нас, к сожалению, нет. Такие контакты должны быть. У ОДКБ есть потенциал для оказания помощи в решении проблем, активно волнующих сегодня НАТО.
     В свою очередь, и страны Североатлантического альянса могли бы поделиться с нами имеющимся у них опытом в вопросах обеспечения безопасности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex