на главную страницу

17 Сентября 2010 года

Армия и общество

Пятница

«Ограничений в плавании не имеет...»

Юрий МАЛЁКИН. Фото автора.



Когда-то служба на «белом пароходе» была голубой мечтой для многих флотских офицеров. Тут тебе и длительные загадочные экспедиции, во время которых есть шанс открыть новую неведомую землю или обнаружить впадину глубже Марианской и тем самым увековечить свое имя на географической карте. Или обосновать природное явление в океане, не поддававшееся ранее вразумительному толкованию ученых. Есть удивительная возможность ступить на берег в заморских странах, познать жизнь аборигенов не через экран телевизора...

     
Был командиром, стал капитаном

     Александр Пышкин в 1981 году с отличием окончил гидрографический факультет Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. Очень мечтал ходить в море, и ему повезло - попал служить в 6-ю Атлантическую океанографическую экспедицию. Однако с дальними походами пришлось повременить, потому что в гидрографическом отряде, куда он был определен, занимался лишь прибрежным промером.
     - В то время среди офицеров был конкурс, чтобы попасть на судно, ходившее в «загранку», - вспоминает Александр, ныне являющийся капитаном океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский» - последнего оставшегося в своем классе.
     На его мостике он с 2002 года.
     - До 2007 года был командиром, капитаном 1 ранга, а теперь являюсь капитаном и капитаном 1 ранга запаса, - улыбается мой собеседник.
     Это красивое, величавое судно было построено на Щецинской судоверфи в Польше ровно 35 лет назад. Его предназначение - выполнение комплексных океанографических работ в различных районах Мирового океана. Дальность плавания - 25.000 миль, автономность - 90 суток. Оно оснащено вертолетным комплексом: это ангар для летательного аппарата и площадка на юте для взлета и посадки. Корпус «Адмирала Владимирского» имеет ледовый пояс и уверенно преодолевает почти метровые льды, мореходные качества судна обеспечивают его безопасное плавание во всех морях и океанах.
     29 июля 1975 года на судне был поднят гидрографический флаг ВМФ СССР, и после успешного перехода оно было зачислено в состав Черноморского флота, портом приписки с сентября стал Севастополь.
     Уже через два месяца, в ноябре 1975 года, «Адмирал Владимирский» ушел в первое плавание в Индийский океан. Вернулся лишь в апреле следующего года, на пятерку выполнив все поставленные задачи.
     - До раздела Черноморского флота, который произошел в связи с развалом Советского Союза, - рассказывает Александр Пышкин, - «Адмирал Владимирский» совершил более десятка океанских походов. Его экипаж работал в самых различных районах Мирового океана. Моряки посетили порты Аден в Йемене, Карачи в Пакистане, Виктория на Сейшельских островах, Бомбей, Джибути, Лас-Пальмас, Веллингтон в Новой Зеландии, Буэнос-Айрес в Аргентине, Луанду в Анголе, Конакри в Гвинее, Коломбо в Шри-Ланке, Корк в Ирландии и многие другие. С отличной оценкой вернулись военные исследователи океана после напряженной многомесячной работы в районе Бермудского треугольника. Все победы экипажа не перечислить.
     
Южней его никто не заплывал

     Но, без сомнения, главным событием в этот период явилась кругосветная Антарктическая экспедиция. 2 декабря 1982 года два океанографических исследовательских судна «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» отправились по маршруту первооткрывателей южного материка русской Антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1819—1821 гг.), которыми командовали Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев.
     - Основной задачей экспедиции, - говорит капитан Пышкин, - являлось исследование малоизученных районов океанов, которые примыкают к Антарктиде. Нужно было также получить данные для составления новых и корректуры имеющихся морских карт, лоций, пособий для плавания. К тому же повторение маршрута плавания на шлюпах «Восток» и «Мирный» должно было напомнить всему миру о приоритете России в открытии шестого континента планеты.
     В отчетных документах экспедиции говорится, что в ходе комплексных океанологических исследований были получены новые данные о рельефе дна, о температуре и солености морской воды, течениях, грунтах и метеорологических элементах. Открыто 178 подводных гор и возвышенностей, уточнено положение 13 островов в Южном океане. Среди них острова Бофорта, Баунти, Антиподов, Бове, Франклина, Скотта, Петра I и другие. Было доказано отсутствие островов Терра-Нова. Впервые определено положение Южного магнитного полюса после перемещения его с континента в море Д’Юрвилля, что имеет важное теоретическое и практическое значение. За 147 суток было пройдено более 33 тысяч миль, из них 13 тысяч во льдах и айсбергах, при этом ОИС «Адмирал Владимирский» в проливе Мак-Мердо достиг широты 78o15 - самой южной точки, достигаемой отечественными судами.
     Завершилась Антарктическая кругосветка 27 апреля 1983 года.
     
Из Севастополя — в Кронштадт

     Во время раздела Черноморского флота между Россией и Украиной ОИС «Адмирал Владимирский» находилось в Польше, ремонтировалось на заводе, где было построено.
     9 апреля 1994 года на нем был поднят Андреевский флаг, и уже в июле судно прибыло к новому месту базирования, в Кронштадт, и с той поры вошло в состав 6-й Атлантической океанографической экспедиции.
     - Последние наши выходы в море, - рассказывает капитан «Адмирала Владимирского», - связаны в основном с обеспечением испытаний новой техники, при этом не забывается, конечно, и главное предназначение судна - выполнение комплексных океанографических работ.
     Хотя нынче в экипаже только гражданские люди, но есть у них и боевая подготовка. Это отработка действий при приготовлении судна к походу, при плавании в сложных условиях, при выходе и заходе в базу, плавании в узкости... Моряки оттачивают навыки при выполнении команд «Шлюпочная тревога», «Человек за бортом» и других. Словом, скучать в море никому не приходилось.
     
В сокращенном варианте

     Все океанографические изыскания на ОИС проводились и проводятся не ради самой науки, а прежде всего в интересах Военно-морского флота. Но в начале этого года на «Адмирале Владимирском» практически сократили всю «науку». Например, на 18 лабораторий из 19 инженеров оставили одного. Каждая лаборатория, будь то гидрографическая, аэрологическая, синоптическая, океанографическая или другая, - это прежде всего направление исследований. Их, понятное дело, должны проводить специалисты, ведь ОИС по своей сути - небольшой научно-исследовательский центр на воде. Сейчас это делать некому.
     Чтобы как-то сохранить кадры и обеспечить в сложившейся ситуации хотя бы трехсменную вахту, пять инженеров капитану пришлось перевести в матросы.
     - Стараемся сберечь также специалистов, которые давно трудятся на нашем судне, - признается Пышкин. - К счастью, не все побежали за длинным рублем, самые надежные остались. Это старший механик капитан 2 ранга запаса Василий Шармар и потомственный гидрограф заместитель капитана судна по научной части капитан 2 ранга запаса Сергей Пичкур, капитан-лейтенант запаса Евгений Курганов и боцман старший мичман запаса Алексей Иванов, второй механик Михаил Тряпочкин, третий механик Виктор Рыбаков, инженер Борис Калин, электрорадионавигатор Евгений Иванов, повар Нина Кабанова и многие другие.
     У самого капитана судна капитана 1 ранга запаса Александра Пышкина за плечами более 50 походов в составе различных экспедиций. Как-то он на досуге посчитал, что со времени выпуска из училища в общей сложности провел в море более 8 лет. В принципе для потомственного моряка, которому любовь к флотской службе привили с детства, это и неудивительно. Его дед Анатолий Яковлевич Пышкин был контр-адмиралом, участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, после войны служил в Балтийске, в Ленинграде, возглавлял Военно-морской музей. В Воениздате в 1967 году вышла книга его воспоминаний «По велению долга». Отец был штурманом, служил на кораблях, военную карьеру закончил в должности заместителя начальника ВВМУ имени М.В. Фрунзе по научной работе.
     - А я пошел в гидрографы, потому что лучший штурман - это гидрограф, - улыбаясь, привел расхожую флотскую шутку Александр.
     Но кроме училища он с отличием окончил Высшие специальные офицерские классы по специальности «командир десантного корабля», а еще получил диплом судоводителя в Ломоносовском морском колледже ВМФ.
     - Мы очень любим свое океанографическое исследовательское судно, - признается Александр, - бережем его, чтим традиции.
     Недавно морякам удалось установить связи с членами семьи прославленного адмирала Льва Владимирского, в честь которого было названо судно. Оказалось, что живут потомки флотоводца в Питере. Они теперь желанные гости на борту. Это сын адмирала Лев Львович, его дочери, внуки. Естественно, были родственники этим летом на 35-летии судна. В Книге почетных гостей Владимирские написали, что обрели в лице экипажа новую замечательную семью.
     Когда мне обо всем этом рассказывал капитан, ему поступил доклад от дежурного, что прибыли ребята из Клуба юных моряков.
     - Мы с ними давно дружим, детишки изучают морское дело, устройство корабля, знакомятся с основными флотскими специальностями, - пояснил Александр и весело добавил, - готовим себе замену. Надеемся, что у «Адмирала Владимирского» впереди большая и интересная океанская жизнь.
     Два года назад судно прошло доковый ремонт на заводе, после которого судоремонтники заверили, что «Адмирал Владимирский» находится в полной боевой готовности. Диагноз ему поставлен: ограничений в плавании не имеет.
     На снимке: капитан судна Александр ПЫШКИН и 4-й помощник капитана Олег БАЧУРИН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex