на главную страницу

18 Сентября 2010 года

Страна и мир

Суббота

ВИКТОР БУТ НЕ ТЕРЯЕТ НАДЕЖДЫ

Александра УРУСОВА, корреспондент ИТАР-ТАСС в Бангкоке.



Дело россиянина Виктора Бута уже несколько недель занимает первые места в рейтингах новостей как в России, так и на Западе. Если говорить о Таиланде, который как раз способствовал аресту бизнесмена, то, пожалуй, именно он оказался в связи с «громоподобным процессом» в самом неудобном положении, а сам процесс буквально лихорадит общественность.

     В фабуле ареста и содержания под стражей - несколько ключевых моментов: 6 марта 2008 года агенты американских спецслужб, выдававшие себя за колумбийских повстанцев, задержали в Бангкоке российского бизнесмена Виктора Бута. По версии американцев, Бут намеревался продать ракеты класса «земля-воздух» колумбийской группировке Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК), которую США считают террористической. Два месяца спустя американские власти выдвинули обвинения в незаконной торговле оружием, заговоре с целью убийства американских граждан и оказании материальной помощи террористам и направили в Таиланд официальный запрос на его экстрадицию.
     В промежутке, то есть в апреле 2008 года, Таиланд снял все обвинения с россиянина и освободил его, однако тут же бизнесмен был снова взят под стражу. 26 июля 2008 года с просьбой выдать арестованного к правительству Таиланда обратились 35 членов конгресса США, а 19 сентября Госдума РФ приняла заявление в защиту Бута как гражданина России, отметив, что в его деле присутствуют «политические мотивы».
     22 сентября того же года в суде Таиланда начались первые слушания по делу об экстрадиции, в октябре защита Виктора Бута подала встречный иск, оспаривавший законность его задержания, суд объединил дела.
     11 августа 2009 года суд отказал США в экстрадиции Виктора Бута, подчеркнув, что дело россиянина является политическим, доказательной базы нет, а группировку РВСК Таиланд террористической не признает. Буквально через две недели США подали апелляционную жалобу, ответом на которую стало решение суда экстрадировать россиянина в Штаты.
     В начале 2010 года под нажимом одного из адвокатов россиянин соглашается с прекращением рассмотрения дела о «незаконном аресте», остается узнать ответ апелляционного суда. Вердикт был озвучен 20 августа 2010 года. Суд удовлетворил запрос американцев на экстрадицию, мотивировав тем, что дело Бута «не имеет отношения к политике, а доказательная база не обязательна к представлению, так как, по заверению истца, они находятся в США».
     Между тем США явно не ожидали услышать подобный вердикт и ранним утром 20 августа подали в Уголовный суд новые обвинения против россиянина, озвученные еще в феврале 2010 года, в отмывании денег и мошенничестве. Эксперты уверены, что «этот шаг американской стороны был стопроцентной страховкой на случай отказа, в котором они практически не сомневались». Защита россиянина в день вердикта еще раз подчеркнула, что нет никаких юридических оснований для переписывания вердикта. Однако высшая инстанция постановила иначе.
     Решение суда вызвало жесткую критику со стороны Москвы. «В Москве с крайним недоумением и разочарованием воспринято оглашенное 20 августа апелляционным судом Таиланда решение об экстрадиции в США россиянина Виктора Бута по обвинению в якобы имевшем место участии в незаконной торговле оружием, - подчеркнули в МИД РФ. - Этот вердикт выглядит весьма сомнительным на фоне того, что в августе 2009 года уголовный суд Таиланда отказал в экстрадиции Бута в США в связи с недостаточностью представленных американской стороной доказательств виновности россиянина».
     По сути, в высшем судебном эшелоне Таиланда «не только уклонились от подтверждения обоснованного решения таиландского же суда более низкой инстанции, досконально разобравшегося в деле и опиравшегося на веские правовые аргументы, но и попросту его проигнорировали», указали в МИД России.
     «Такое поведение таиландской Фемиды свидетельствует о том, что дело Виктора Бута переведено из правовой плоскости в сугубо политическую, - обратили внимание на Смоленской площади. - На протяжении всего разбирательства по «делу Бута» постоянно ощущались предпринимавшиеся извне попытки искусственной политизации судебного процесса, а фактически - оказания давления на таиландское правосудие. Причем происходило такое беспардонное вмешательство несмотря на то, что Бут, как известно, не совершал на территории Таиланда никаких противоправных действий, таиландские правоохранительные органы сняли с него все обвинения, а правоохранительные органы России также не имели претензий к россиянину».
     «Вскрылась истинная цена неоднократно звучавших по ходу процесса с таиландской стороны заверений о том, что к «делу Бута» будет проявлен объективный и беспристрастный подход», - констатировали в министерстве. Россия, напомнили в МИД, неоднократно на всех уровнях добивалась именно непредвзятого рассмотрения «дела Бута» и соответственно «справедливого, а значит, оправдательного решения, которое позволило бы нашему гражданину вернуться на Родину». «Намерены и теперь, в новой ситуации, продолжать оказывать Виктору Буту всю возможную помощь и поддержку в восстановлении его прав и справедливости по отношению к нему с конечной целью обеспечить его освобождение и возвращение на Родину», - заверили в МИД.
     Буквально в день вердикта Бута перевели в старейшую тюрьму Бангкока «Банг куан» и, по информации защиты, начали готовить к экстрадиции. Днем 24 августа в Бангкок на военный аэродром Дон Мыанг за россиянином прибыл спецборт из США. В ночь на 25 августа десятки журналистов ожидали выдачи бизнесмена, и, что характерно, охрана тюрьмы действительно несколько раз выстраивалась перед воротами, однако затем наступило затишье.
     Ранним утром премьер Ветчачива заявил, что «экстрадиция не состоится, пока все законные процедуры не будут завершены». Кроме того, Ветчачива порекомендовал Штатам «не давить и не торопить Таиланд в данном вопросе».
     Бут успел заявить, что «даже в случае экстрадиции в США - самого страшного, что может произойти», - он «полностью полагается на поддержку России». «Без представителей российского посольства разговаривать с американцами не буду», - подчеркнул Виктор Бут. «Американцев давно пора поставить на место, и это касается не только меня, а тысяч судеб», - подчеркнул Бут. «Все это стало возможным только благодаря подкупу, экономическому и политическому давлению», - добавил он.
     Тем не менее новые обвинения США сыграли на руку Буту, вплоть до 4 октября, то есть до первого заседания Уголовного суда, он останется в Таиланде. Пока суд не даст согласия на отзыв обвинений, бизнесмен не может быть передан какой-либо из сторон, так как находится под следствием.
     В окружении Бута полагают, что суд, скорее всего, на первом заседании не станет закрывать дело. В то же время в прокуратуре заявляют, что по истечении 90 дней с момента вердикта апелляционного суда Бут должен быть освобожден. Комментируя данное положение, представитель суда отметил, что «процедура экстрадиции решением суда может быть отложена до завершения нового судебного процесса».
     Между тем Таиланд, оказавшись между двух огней и в свете открывшихся обстоятельств, сделал резкий шаг назад, отстранившись от процесса. Премьер Абхисит Ветчачива прямо заявил о переходе всех полномочий по данному вопросу к МИД страны, а кроме того, что теперь насчет дальнейшей судьбы Бута должны договориться непосредственно Россия и США. То есть при определенном раскладе дело может затягиваться сколько угодно долго, но в то же время это не означает, что бизнесмен все-таки окажется на свободе.
     Сам бизнесмен увязывает решение в пользу Штатов, в частности с тем, что он отказался беседовать на «деликатные темы» с представителем правящей Демократической партии Сиричоком Сопху. Сначала факт встречи Бута и Сопху в апреле текущего года скрывался, однако ближе к развязке Бут упомянул данное событие в контексте того, что, вероятно, его отказ «фантазировать» и привел к удовлетворению просьбы США.
     Многие журналисты, особенно таиландские, просто не поверили даже в сам факт того, что соратник премьера посетил бизнесмена. Эта история вылилась в грандиозный внутриполитический скандал. Сопху изначально отрицал факт встречи, затем сообщил, что действительно был у Бута и общался на тему его причастности к самолету с оружием из Северной Кореи, задержанным в Бангкоке в декабре 2009 года. Стоит сказать, что к апрелю данная история исчерпала себя, так как казахстанский экипаж уже был экстрадирован, а самолет арестован.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex