на главную страницу

21 Сентября 2010 года

Армия и общество

Вторник

ИСПЫТАННЫЕ НЕБОМ И ВОЙНОЙ

Александр БАКУНОВ, начальник службы информационного обеспечения ГЛИЦ. Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда». Фотографии предоставлены командованием Государственного летно-испытательного центра.



В эти сентябрьские дни исполняется 90 лет со дня образования Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) им. В.П. Чкалова в г. Ахтубинске. Об истории и сегодняшнем дне ГЛИЦ рассказал в своем интервью «Красной звезде» его начальник заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России полковник Радик БАРИЕВ.

     - Радик Абрарович, Государственный летно-испытательный центр поставил своеобразный рекорд по количеству летчиков-испытателей, удостоенных звания Героя Советского Союза, России за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники.
     - За 90 лет в ГЛИЦ им. В.П. Чкалова проходили службу многие известные летчики-испытатели, штурманы-испытатели, ученые и инженеры-испытатели. Золотыми буквами в историю ГЛИЦ и отечественной авиации вписаны имена пяти дважды Героев Советского Союза, 92 Героев Советского Союза и 21 Героя Российской Федерации.
     В довоенный период здесь служили выдающиеся летчики-испытатели страны, такие как Герои Советского Союза комбриг В. П. Чкалов, генерал-лейтенант М.М. Громов, генерал-полковник Г.Ф. Байдуков, дважды Герои Советского Союза генерал-майор В.К. Коккинаки и подполковник С.П. Супрун и другие.
     При прохождении службы в частях ГЛИЦ им. В.П.Чкалова хорошую школу летного мастерства в качестве испытателей получили и летчики-космонавты дважды Герои Советского Союза полковник В.М. Комаров, генерал-лейтенант Г.Т. Береговой, Герои Советского Союза А.А. Волков, полковник В.М. Афанасьев, полковник Г.М. Манаков, полковник А.П. Арцебарский, первый космонавт и Герой Украины генерал-майор Л. Каденюк.
     В мирное время за мужество, проявленное при испытании новейшей авиационной техники, боевых наград были удостоены более 3.000 военнослужащих центра.
     Особая строка в славной истории Научно-испытательного института ВВС – участие в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны. Уже летом 1941 года из испытателей НИИ ВВС были сформированы для действующей армии 3 истребительных авиационных полка, 2 авиационных полка пикирующих бомбардировщиков, 2 тяжелых бомбардировочных авиационных полка, 1 штурмовой авиационный полк, 1 разведывательная авиационная эскадрилья, 3 батальона аэродромного обслуживания. Эти полки провоевали всю войну от звонка до звонка. У каждого из них своя героическая история, заслуживающая отдельного рассказа.
     - Но ведь даже и во время войны испытательная работа не прекращалась?
     - Действительно, летные испытания боевых самолетов проводились непосредственно на фронтах до самого окончания войны. С накопленным боевым опытом, с учетом совершенствования способов и методов применения боевой авиации в условиях вооруженных конфликтов в Испании, Китае, на Халхин-Голе, в финскую кампанию, на фронтах Великой Отечественной войны была сопряжена и вся испытательная деятельность нашего института в предвоенные и военные годы. Ведь известно, что ни одна новая боевая машина не поступит в строевые авиационные части, не пройдя летных испытаний в ГЛИЦ. В этот период широко развернулась научно-испытательная, исследовательская работа по всем направлениям развития авиационной техники.
     В период с 1940 по 1945 год летчиками-испытателями НИИ были испытаны многие известные типы самолетов. Кроме того, они занимались испытанием и той авиационной техники, которая поступала на вооружение Советской Армии по ленд-лизу от наших союзников. Приходилось проверять в воздухе и трофейные боевые машины, построенные в Германии. Всего за указываемый выше период институтом было проведено более 15.600 испытаний. Что во многом способствовало установлению на завершающем этапе войны полного господства советской авиации в воздухе.
     - Уже на завершающем этапе Великой Отечественной у Советского Союза имелись свои отечественные реактивные самолеты. Участвовал ли ваш институт в апробации в воздухе новой реактивной авиационной техники?
     – Вопрос, что называется, в точку. Часть подразделений института была эвакуирована в тыл на аэродром Кольцово, что под Свердловском, где и проводились испытания авиационной техники до апреля 1943 года. Вот там коллектив института внес большой вклад в развитие реактивной авиации. Можно считать, что 15 мая 1942 года, то есть в день успешного испытательного полета летчика НИИ ВВС Г.Я. Бахчиванджи на первом в мире самолете-истребителе Би-1 с жидкостно-реактивным двигателем, и началась эра реактивной авиации.
     - С какими проблемами пришлось столкнуться испытателям в послевоенный период?
     - После окончания Великой Отечественной войны институт включился в выполнение важнейшей задачи по созданию реактивной авиации, которую перед отечественной «оборонкой», поставило руководство страны. Применение реактивных двигателей создавало реальные возможности для полетов со скоростями, превышающими скорость звука. Для этого потребовалось решение технических задач по преодолению так называемого «звукового барьера», по решению многих других проблем сверхзвуковой аэродинамики, динамики полета, прочности, жизнеобеспечения и других.
     Летные испытания первых отечественных реактивных истребителей, созданных в конце 1940-х – начале 1950-х годов в ОКБ А.И. Микояна, П.О. Сухого, С.А. Лавочкина и А.С. Яковлева, проводились в НИИ ВВС в тесном взаимодействии с представителями этих прославленных КБ.
     - Сегодня в процессе формирования нового облика Вооруженных Сил руководство страны приняло программу переоснащения ВВС новыми образцами авиационной техники и вооружения. Как у вас происходит процесс совершенствования имеющихся типов самолетов и создание новых?
     - В центре ежегодно проводится более 200 самостоятельных испытаний с выполнением не менее 1.500 полетов в год. Кроме того, ежегодно проводится более 50 научно-исследовательских работ, в том числе в воздухе, направленных на совершенствование методического обеспечения испытаний перспективной авиационной техники и вооружения. В настоящее время из проводимых работ необходимо выделить наиболее важные испытания таких комплексов, как истребитель-бомбардировщик Су-34, истребители МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ, учебно-боевой самолет Як-130, вертолет Ка-52 и вертолет группового прикрытия на базе Ми-8. Одновременно в ГЛИЦ проводятся работы по модернизации и испытаниям истребителя-перехватчика МиГ-31, штурмовика Су-25, бомбардировщиков Ту-22, Ту-95 и Ту-160, военно-транспортного самолета Ил-76МД-90.
     Помимо работ по оценке новой и модернизированной авиационной техники в ГЛИЦ проводятся испытания авиационных ракетных комплексов класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», различного бомбового вооружения, неуправляемых ракет, стрелково-пушечного вооружения. В рамках оснащения ВВС России перспективными образцами авиационной техники с самого начального этапа центр принимает участие в создании самолетов пятого поколения. В перспективе центр планирует продолжение работ по предназначению. Одним из важнейших направлений деятельности ГЛИЦ является подготовка нормативной и материальной базы для проведения испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения, а также продолжение испытаний авиационной техники и вооружения в интересах ВВС России в соответствии с государственным оборонным заказом.
     Новый мощный импульс в совершенствовании организационной структуры Центра, решении вопросов проведения испытаний, а также строительстве жилья для военнослужащих Ахтубинского гарнизона был придан министром обороны РФ Анатолием Сердюковым, в ходе недавнего визита в Ахтубинск.
     На снимках: начальник Государственного летно-испытательного центра Герой России полковник Р. БАРИЕВ; в испытательном полете.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex