на главную страницу

21 Сентября 2010 года

Страна и мир

Вторник

ВИКТОР БУТ НЕ ТЕРЯЕТ НАДЕЖДЫ

Александра УРУСОВА, корреспондент ИТАР-ТАСС в Бангкоке.



     Виктор Бут рассказал в деталях о встрече с Сопха, указав на то, что речь шла не только о задержанном самолете. Депутат, по информации Бута, также просил его совета в поимке экс-премьера Таксина Чинавата, а еще предлагал подискутировать о связи данного самолета с опальным политиком. В ответ на это Бут заявил, что «с Чинаватом не знаком, а фантазировать на данные темы не намерен». Своеобразный отказ идти на диалог Бут связал с вердиктом, так как близость дат, по его мнению, также указывает на некие логические цепочки.
     Россиянин полностью отрицает инкриминируемую ему США торговлю оружием и утверждает, что с 1993 по 2001 год владел легальным бизнесом в сфере международных авиаперевозок. «Многие СМИ распространяют обо мне информацию как о крупнейшем нелегальном торговце оружием в мире, не задумываясь над тем, что никаких доказательств этих утверждений не существует в природе», – заявил он.
     Бут также полностью отверг появившуюся в СМИ информацию о том, что он якобы «владеет какими-то российскими секретами и связан с высшими эшелонами власти в России». «Я не виновен в тех преступлениях, в которых меня обвиняют, и продолжаю верить, что справедливость в моем деле восторжествует», – подчеркнул он.
     Часть его заявления касалась встречи с Сопха, состоявшейся 15 апреля «в одном из административных кабинетов тюрьмы»:
     «Сопха представился мне как личный помощник премьер-министра и депутат парламента. Он показал мне статью из какой-то газеты, кажется, шри-ланкийской или малайзийской, в которой говорилось, что за неделю до задержания в Бангкоке самолета Ил-76 с оружием из Северной Кореи в Шри-Ланку прибыл бывший премьер Таиланда Таксин Чинават. В полетном плане самолета значилась посадка в Шри-Ланке после Бангкока. Статья связывала эти два события.
     Сиричока Сопха назвал меня «экспертом» и предложил сообщить ему информацию о том, мог ли самолет с оружием быть оплачен господином Чинаватом. Он сказал, что Чинават мог купить это оружие для «краснорубашечников» и через свои связи организовать посадку и разгрузку в Бангкоке. Я ответил, что ничего об этом не знаю и не хочу фантазировать.
     Господин Сопха тогда показал мне фотографию самолета с регистрационным номером 300 в модели Challenger 609 CL и сказал, что это личный самолет Таксина Чинавата. Сопха попросил у меня совета, как перехватить самолет и «поймать» Чинавата.
     Я ответил, что такого совета давать не стану, и добавил, что ему следует обратиться за советом к его друзьям и союзникам американцам, так как регистрация самолета – из американского авиационного реестра.
     Сопха сказал мне, что я как агент КГБ должен знать, как поймать бывшего премьера. Заодно он спросил, сколько в Бангкоке сотрудников КГБ и чем они здесь занимаются.
     Я ответил, что к КГБ никогда отношения не имел и не имею, что этой организации вообще уже нет 20 лет и что я не собираюсь помогать кому-либо «ловить Чинавата».
     Сопха тогда спросил меня, как себя чувствует Таксин Чинават, не болен ли он. Я ответил, что с господином Чинаватом не знаком и о состоянии его здоровья не осведомлен. Сопха спросил моего мнения по вопросу, почему страны, в которые Таиланд отправил заявки на экстрадицию Чинавата, в том числе Россия, не арестовывают его и не высылают в Таиланд.
     Я ответил, что не знаю, но могу только предположить, что, скорее всего, Чинавата, которого сверг военный переворот, считают политиком в эмиграции. Затем господин Сопха попрощался со мной и оставил мне номер своего мобильного телефона».
     Примечательно, что во всем этом запутанном деле США никогда не скрывали упорной политической заинтересованности. Так, накануне вынесения вердикта в ходе брифинга для журналистов помощник госсекретаря США по связям с общественностью и прессой Филип Кроули признался, что американская администрация «поддерживала в течение этой недели контакт с тайскими властями, чтобы продолжить подчеркивать, что данное дело имеет высочайший приоритет для Соединенных Штатов».
     «Мы находимся в курсе сообщений печати о том, что экстрадиционный процесс движется к потенциальной развязке, и ждем решения правительства и судов Таиланда. Мы считаем, что представили существенные доказательства, обосновывающие его (то есть Бута) экстрадицию в США. Мы полагаем, что убедительно изложили свои доводы и теперь ожидаем вердикта суда», – сказал начальник пресс-службы американского внешнеполитического ведомства.
     Как он уточнил, США, в частности, вызывали по этому вопросу в госдепартамент посла Таиланда в Вашингтоне. «На текущей неделе, в числе прочих контактов, мы вызвали сюда, в госдепартамент, тайского посла, чтобы подчеркнуть, сколь важно для нас предстоящее решение суда», – отметил Кроули. Кроме того, добавил он, по этому же вопросу в МИД Таиланда ходил американский посол в Бангкоке. «Мы поддерживаем усилия министерства юстиции США, направленные на то, чтобы представить необходимые свидетельства, оправдывающие экстрадицию», – констатировал официальный представитель госдепартамента.
     Эксперты считают, что сразу два момента отсрочили экстрадицию: скандал с Сиричока Сопха, а также нетерпение и давление со стороны США на Таиланд.
     Сейчас, полагают наблюдатели, королевству важно «не потерять лицо» в этой скользкой ситуации. Однако большая часть так называемой грязной работы сделана, осталось найти тех, кто станет «героями».
     И здесь, считают аналитики, есть тонкий момент. Речь идет не только о юридических белых пятнах вердикта, политике, фабрикации, но и о самом подходе США к Таиланду. Тайцы по своей сути очень гордый и независимый народ. Независимость и свобода здесь понятия первостепенной значимости. В некоторой степени любое покушение на свободу рассматривается как невероятное оскорбление.
     Тайцы очень горды тем, что никогда не были чьей-либо колонией, этот же факт в своих дневниках подчеркивал король-реформатор Чулалонгкорн Рама V. Во времена правления Чулалонгкорна сложилась и его дружба с Великим князем Николаем, а в будущем – императором Николаем II. Чулалонгкорн постарался обрести дружеские связи именно для того, чтобы сохранить ту самую заветную свободу, которой, по сути, сегодня в открытую и так беспардонно пренебрегают США.
     В настоящий момент россиянин находится в тюрьме «Банг Кван» в одиночной камере. Ему запрещены прогулки, с ним, по словам его жены, никто не общается, даже если он сам пытается вступить в разговор. В порядке исключения Буту разрешены свидания с родственниками по полчаса в день.
     При этом бизнесмен не теряет надежды обрести свободу, называя все происходящее «политикой, провокацией и местью американских спецслужб за отказ сотрудничать с ними в конце 1990-х».
     Окончание. Начало в №172.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex