на главную страницу

22 Сентября 2010 года

Армия России: новый облик

Среда

С максимальной отдачей

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото Павла ГЕРАСИМОВА. «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал командующий 20-й гвардейской общевойсковой армией гвардии генерал-майор Сергей ЮДИН.


     - Сергей Сергеевич, как на армии, которой вы командуете, отразилась проведенная в Вооруженных Силах реорганизация?
     - 20-я гвардейская армия наряду с другими объединениями вошла в состав Западного военного округа. Произошла соответствующая оптимизация управленческой вертикали. В ходе реорганизации были упразднены избыточные связи, направления, что позволило полнее и качественнее, с большим коэффициентом полезного действия, использовать оставшиеся органы управления. Вхождение межвидовых структур в состав Западного военного округа позволяет общевойсковому командиру полнее использовать возможности различных видов и родов Вооруженных Сил, более эффективно выполнить любую задачу как в мирное, так и в военное время.
     - А какое конкретно звено оптимизировано?
     - Оптимизировано звено стратегическое, иными словами, военный округ. Армия как была армией, так ею и осталась. Она просто включена в состав Западного военного округа.
     - Какое соотношение военнослужащих по призыву и по контракту вы считаете наиболее оптимальным?
     - У этой проблемы две составляющие. В первую очередь Генеральный штаб определил количество военнослужащих по контракту, которое полагается конкретной воинской части, конкретному объединению, исходя из характера выполняемых ими задач. И как мы знаем, создано свыше 20 учебных центров для подготовки сержантского состава. В них программа обучения рассчитана на 2 года 10 месяцев. Готовятся сержанты именно на те должности, где необходим максимально подготовленный профессионал. Это и командиры взводов, и техники, и начальники складов...
     Кроме того, возрожденный ДОСААФ, занимающийся допризывной подготовкой, набирает силу, обороты в работе. Это позволяет более качественно готовить юношей к службе еще до призыва их в армию. Это и нам позволяет уже в самое ближайшее время сократить подготовку специалистов в учебных центрах с шести месяцев до трех. Ну а конкретное соотношение военнослужащих по призыву и контракту – еще раз это подчеркну – зависит и будет зависеть от характера выполняемых воинской частью задач.
     - А как определяются потребности каждой части?
     - В ходе контрольных инспекционных проверок комиссии Генерального штаба, Министерства обороны каждую воинскую часть проверяют и оценивают по различным показателям. Эти проверки и позволяют сделать вывод, какой процент содержания военнослужащих по призыву и контракту оптимален именно для конкретной воинской части.
     - Сейчас гражданские структуры во многих воинских частях берут на себя все больше функций, несвойственных для военнослужащих...
     - Тут и организация питания, и банно-прачечное обслуживание, содержание территорий, ремонт вооружения и техники... Сейчас этот эксперимент набирает размах... Но в районах учений и на полигонах работают, конечно, военные специалисты: повара, другие представители служб тыла. В частности, так было на учении «Запад-2009».
     - Когда заходит речь о привлечении гражданских специалистов для обслуживания военнослужащих, нередко можно услышать мнение, что солдат при этом оказывается менее самостоятельным, становится зависимым...
     - Еще до училища я два года выслужил солдатом. Командиром отделения был. И считаю, что те учебные вопросы, которые отрабатываются и в учебных центрах, и просто на занятиях по боевой подготовке, не позволят солдату забыть, что никто окопа за него не отроет. Хотя, конечно, в былые времена много усилий затрачивалось на несение службы в наряде, в частности по столовой. Эти функции вполне успешно можно возложить и на гражданские лица. Солдату чистить картофель необязательно, он прежде всего должен готовиться выполнять боевую задачу. Армия существует для того, чтобы противник помнил о ее выучке, силе и опасался. Мы обязаны быть готовыми, если потребуется, защитить Родину всей мощью оружия. Считаю, что передача тех или иных хозяйственных функций сторонним организациям имеет будущее.
     - То есть это целесообразно?
     - На мой взгляд, да.
     - А для уборки казарм, внутренних помещений кого-то со стороны не привлекаете?
     - Пока у нас этого нет. Но в городке нового типа в Мулино и это предусмотрено. Такое решение принято министром обороны. Солдат в казарме-то бывает нечасто. Он в основном время проводит на занятиях по боевой подготовке. Военнослужащий должен получить положенные ему часы для сна, а все остальное время заниматься по распорядку дня, расписанию занятий.
     - Какие соединения и части входят в состав 20-й гвардейской армии? Это разнородная структура?
     - У нас налицо весь спектр разнородных войск, кроме Военно-воздушных сил и Военно-морского флота. В том числе мотострелковая и танковая бригады, части противовоздушной обороны, инженерных войск...
     - А как вы выстраиваете взаимодействие? Одно дело быть специалистом в танковой бригаде, другое – в мотострелковой, третье – в зенитной-ракетной. С какого уровня офицеры осваивают управление разнородными структурами?
     - Приведу пример из собственной службы. После академии я был назначен начальником штаба танкового полка. Мне приходилось выполнять упражнения стрельб, вождения. Практически с этого уровня и началась общевойсковая подготовка. Потом я был командиром мотострелкового полка, начальником штаба мотострелковой, затем танковой дивизии. Окончил Военную академию Генерального штаба. Офицеру постоянно необходимо совершенствоваться. Сейчас стала шире применяться практика своего рода ротации, когда офицер, побыв на штабной должности, назначается на командную.
     Вот пример органичного сочетания штабной и командной работы. Начальник штаба 22-й армии генерал-майор Андрей Валерьевич Картаполов был назначен в Генеральный штаб, где проявил себя весьма достойно. Теперь он командует 58-й общевойсковой армией.
     - А не трудно ли офицерам, которые длительное время служили в частях сокращенного состава, переходить в войска постоянной готовности?
     - Прошел уже довольно-таки большой срок с момента начала оптимизации Вооруженных Сил, и таких офицеров почти не осталось. Может, они и есть, но как исключение из правила. Сегодня в строю остались именно те, кто может, способен работать в режиме постоянной готовности. Это физически здоровые и работоспособные офицеры. Поэтому каких-либо проблем тут я не вижу.
     - Вас не настораживает то, что в ближайшие несколько лет не будет набора курсантов в военные вузы, а следовательно, и выпуска молодых лейтенантов?
     - Мы как военные люди осознаем, что любое решение тщательно просчитывается. Генеральный штаб ответственно определил время, когда набор в училища будет возобновлен. Сегодня многие молодые офицеры, которые прибыли в части на службу, до освобождения офицерских вакансий назначены на должности сержантов.
     - И действительно многие на это соглашаются?
     - Многие. Потому что офицер, который действительно выбрал военную службу профессией, судьбой, понимает обстановку. К тому же, как правило, уже через два-три месяца он назначается на штатную должность. Поэтому и тут у нас проблем нет.
     - А училища теперь будут заняты подготовкой сержантов, чтобы не терять преподавательский состав?
     - Да.
     - Вы следите за тем, как идет подготовка принципиально нового сержанта? Ведь ему предстоит стать стержнем армии, и не все подходят для этого.
     - Не каждый к этому психологически готов. Обучаясь 2 года 10 месяцев, он будет иметь среднее военное образование. И может принять для себя решение продолжать учебу. И если, испытав себя сержантом, решит стать офицером, то у него будет такая возможность. Главное, чтобы желание не угасло.
     Думаю, что если человек имеет сильную волю и ясную цель, то он способен преодолеть все трудности. А именно целеустремленные, сильные духом, высокопрофессиональные люди и нужны нашим Вооруженным Силам.
     - Некоторые наши слушатели просят рассказать об эксперименте с физической подготовкой...
     - Да, на базе нашей таманской общевойсковой бригады в 2009-2010 гг. этот эксперимент провели и признали успешным. Военнослужащие уже спустя два месяца с начала этого эксперимента настолько втягивались в него, что их невозможно было отвлечь от спортивных снарядов. Благодаря министру обороны, который вникал во все тонкости эксперимента, каждый военнослужащий был обеспечен всем необходимым для спортивных занятий, в том числе спортивной формой, обувью, лыжным инвентарем. В самое ближайшее время на территории бригады, завершившей этот эксперимент, будет закончено строительство спортивного комплекса. Тоже по личному указанию министра обороны и при его помощи. В этом комплексе смогут заниматься спортом как солдаты, офицеры воинской части, так и гражданский персонал, члены семей военнослужащих. Военнослужащие с нетерпением ждут открытия этого комплекса, ведь бригада, о которой речь, теперь самая спортивная в армии.
     Благодаря эксперименту заболеваемость снизилась практически до нуля. По уровню воинской дисциплины и правопорядка бригада на первом месте. Солдату, занимающемуся постоянной физической и боевой подготовкой, не хочется нарушать установленный порядок, ритм службы и жизни.
     - А как в целом армия обеспечена спортивной формой, снарядами для физических упражнений, площадками?
     - Согласно целевой программе по определенному графику, плану налажено снабжение спортивным инвентарем всех остальных соединений и воинских частей. Согласно этой программе планируется строительство спортивных сооружений, плавательных бассейнов. В частности, в городке нового типа в Мулино, который будет сдан в эксплуатацию уже в следующем году, предусмотрен целый спортивный модуль. В нем будет порядка 10 спортивных комплексов, которые обеспечат все потребности войск в занятиях спортом.
     - При подведении итогов эксперимента были какие-то замечания? Насколько он оказался просчитан с точки зрения физиологии, психологии?
     - Медицинский контроль ни в коем случае не допускал участия в этом эксперименте военнослужащих, имеющих какие-то ограничения по состоянию здоровья. Такие военнослужащие переводились в другие части. Для тех, кто прошел контроль, определялась оптимальная нагрузка, персональная для каждого. У каждого была своя карточка индивидуальных занятий. А в конце эксперимента все, скажем так, вытягивались в одну линию, были на одном уровне.
     - При этом и офицеры по физической подготовке обязаны соответствовать солдатам?
     - Офицеры занимались вместе с солдатами. В составе своих подразделений, ни в коем случае не отдельно. Им предоставлялась возможность дополнительно тренироваться в личное время.
     - Сергей Сергеевич, у вас за плечами несколько очень серьезных военных кампаний. С вашей точки зрения, наши Вооруженные Силы сегодня отличаются от тех, с которыми мы входили в Афганистан, или они по качеству управления, вооружению, по уровню боевой подготовки примерно такие же?
     - В Афганистан мы входили с призванными из запаса, после частичной мобилизации. Сейчас мы имеем военнослужащего – профессионала, занимающегося своим прямым делом. А тогда были призванные военными комиссариатами люди с «гражданки», переодетые в военную форму. И вооружение сегодня уже не то, и вопросы обеспечения безопасности военнослужащего теперь решаются по-другому. Ведь самое главное сегодня – выполнив боевую задачу, сохранить солдата. Скажем, применение беспилотных летательных аппаратов сейчас позволяет добывать разведданные, не рискуя жизнью и здоровьем военнослужащего. В те времена этого не было. Когда мы говорим, что армия обретает новый облик, подразумеваем очень и очень многое.
     Конечно, все военные конфликты убеждают в важности индивидуальной подготовки военнослужащих – и солдат, и офицеров. Многое зависит от умения командиров управлять, оснащения войск передовыми средствами связи, системами управления тактическим звеном...
     - А что можно сказать о новой технике, новых боевых машинах?
     - Программа перевооружения Вооруженных Сил выполняется. Если сравнивать с событиями в Афганистане, то тут изменилось многое. Возьмем танк Т-62, который защищен обычной броней, и танк Т-90, защищенный активной. Активная броня позволяет избежать потери танка как боевого средства. Если брать тот же танк Т-62, то он был защищен от выстрела из гранатомета втрое хуже, чем танк Т-90.
     Офицер, имеющий боевой опыт, конечно, более стабилен в принятии решения, более точен в его выборе, особенно в экстремальных условиях. Но офицер и должен быть профессионалом, максимально подготовленным во всех отношениях, готовым в любую минуту по приказу вышестоящего командования действовать, выполнять задачу.
     - А как решаются сегодня вопросы обеспечения жильем офицеров?
     - В 20-й армии программа обеспечения жильем увольняемых офицеров в прошлом году была выполнена полностью. Остался буквально один военнослужащий, которому нужна 5-комнатная квартира. Сейчас этот вопрос решается.
     Когда созрел замысел передислокации, были проведены подготовительные мероприятия, в том числе и по социальному направлению. Были сданы 108-квартирный дом служебного жилья в Мулино, 89-квартирное общежитие семейного типа, общежитие для холостяков – 302 койкоместа, новая школа, 3 детских сада. Все действительно настолько было просчитано и продумано, что в общем-то не создало никаких неудобств офицерам. Причем офицер, уже даже имея постоянное жилье, к примеру в Воронеже, прибыв на новое место службы, получил служебное жилье по договору социального найма, в которое перевез семью. В новом городке уже в самом ближайшем будущем будет свыше 20-25 тысяч человек. Там будет хорошая военная база. Полигон буквально в двух шагах...
     - И последний вопрос – о 400-м приказе... Как у вас реализуются его стимулирующие службу позиции?
     - Отмечу, что сейчас действует уже не 400-й, а приказ 400А. В нем устранены выявленные практикой применения недочеты. В нашей армии, занявшей первое место среди родственных объединений в 2009 году, не только офицеры управления, но и четыре соединения и три воинские части были признаны лучшими, и в них назначены дополнительные выплаты, которые довольно-таки существенно стимулируют, скажем так, офицера к службе. Командир взвода, например, получает дополнительно порядка 40.000 рублей к своему основному содержанию. Это как раз то, что и должно вдохновлять на интенсивный труд. И эта, и многие другие меры последнего времени направлены на то, чтобы каждому военнослужащему хотелось все силы отдавать повышению личной боевой выучки, боевой готовности части, укреплению обороноспособности страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex