Перед выходом в море, то есть в начале августа с.г., штатный командир МАК «Астрахань» капитан-лейтенант Владимир Чероков был отправлен в очередной отпуск с последующим убытием на Высшие специальные офицерские классы ВМФ (г. Санкт-Петербург). Командование флотилией проявило ответственность и деликатность при подборе кандидатуры на временное замещение должности командира этого малого артиллерийского корабля, что в данной ситуации оправданно. Ведь МАК «Астрахань» - не просто головной корабль серии малых артиллерийских кораблей проекта «Буян», но еще и экспериментальный опытный образец, проходящий апробацию в условиях Волги и Каспийского моря. Например, на контроле у промышленности водометный движитель, позволяющий почти полностью обезопасить корабль в навигационном отношении. На нем мощное вооружение, состоящее из 100-мм пушки, системы залпового огня, автономного модуля самообороны, современных средств ПВО. Имеется новейший навигационный корабельный комплекс «Аляска» с электронной картой, с помощью которого можно с высокой точностью установить собственное местонахождение. Словом, это дорогостоящий объект образца XXI века, управление которым можно доверить только тому офицеру, который во всех тонкостях изучил особенности этого «продвинутого» корабля и уже доказал свою способность успешно командовать им.
Поскольку МАК «Астрахань» единственный в своем роде, то и таких офицеров во всем ВМФ - единицы. И таковым является капитан-лейтенант Алексей Гордеев, командир ракетного катера «Буденновск», который годами раньше хорошо зарекомендовал себя в качестве штатного помощника командира «Астрахани». К тому же, командуя «Буденновском», относящимся к соединению, базирующемуся в Махачкале, Гордеев хорошо освоил район плавания в центральной части Каспия. То есть того района, где экипажу «Астрахани» и предстояло выполнение задач боевой службы. Гордееву и было доверено право временно исполнять обязанности командира МАК «Астрахань».
Капитан-лейтенанту повезло: выходить в море ему довелось со своим хорошим другом - старшим лейтенантом Дмитрием Гридневым, штатным помощником командира корабля «Астрахань». А знакомы они еще по совместной службе на том же «Буденновске», где Гриднев одно время являлся помощником командира катера, то есть подчиненным Гордеева. Уже тогда их совместная морская служба перешла в крепкую дружбу. Они, как говорят военные моряки, «сплавались». Причем дружить стали семьями. Потом вынуждены были расстаться, так как в конце прошлого учебного года ракетные катера были переподчинены соединению, базирующемуся в Махачкале. И вот старые товарищи встретились вновь уже на борту МАК «Астрахань». И снова, как и прежде, Гриднев оказался у Гордеева помощником. Что вполне устраивало обоих офицеров, и в первую очередь самого Гордеева.
Недавно закончившееся более чем 40-дневное выполнение задачи у берегов Дагестана только укрепило межличностные отношения между временным командиром и его помощником. И, что очень важно, дружба и взаимопонимание между этими двумя ключевыми фигурами в экипаже способствовали созданию того делового настроя у их подчиненных, который и позволил успешно выполнить в морском походе все задачи. В этой связке особую роль сыграл старший лейтенант Гриднев...
Справка. С начала августа до 11 сентября МАК Астрахань осуществлял конвоирование судов, а также нес боевое дежурство по охране и обороне пункта базирования Махачкала. Экипаж успешно провел зенитные артиллерийские стрельбы по воздушной цели. Корабль справился со всеми задачами, показав при этом высокую морскую и специальную выучку. Особенно нелегкие 6-7 часов выдались во время несения ходовой вахты при прохождении кораблем Волго-Каспийского канала, мелкого участка Волги в районе села Федоровка, то есть сплошной 180-километровой узкости вплоть до самой Астрахани, когда экипажу пришлось функционировать в режиме повышенной боевой готовности. Но все узкости, все мелкие и опасные для судоходства места малый артиллерийский корабль «Астрахань» преодолел без единой царапины на днище благодаря филигранному мастерству судовождения командира, его помощника, а также специалистов БЧ-1- штурману лейтенанту А. Бабась, сигнальщикам военнослужащим по контракту главному старшине В. Федорову и старшему матросу Г. Мулдагалиеву. Они образцово несли двухсменку, меняясь через каждые 4 часа...
Не секрет, что для любого командира корабля толковый старпом (на кораблях 3 ранга помощник) - находка. Именно такой «находкой» для Гордеева и стал Дмитрий Гриднев. Что еще раз указывает на то, что подбор командных кадров на такую боевую «единицу», как «Астрахань», среди офицеров флотилии - задача особенная.
...Сейчас модно писать об офицерских династиях, о том, что благодаря передаче по наследству от отца к сыну профессии «Родину защищать» не убывают талантливые кадры командиров. Накануне Дня Военно-морского флота в «Красной звезде» был опубликован мой очерк «Военморы Чероковы», где как раз и рассказывается о капитан-лейтенанте Владимире Черокове, который достойно продолжает династию флотских офицеров Чероковых.
Но не только из флотских династий пополняются ряды плавсостава ВМФ России. Взять старшего лейтенанта Д. Гриднева, уроженца села Енотаевка Астраханской области. В родословной скромной семьи Гридневых никогда не было военных моряков. Его родители, люди сугубо гражданские, не видевшие моря, не думали, что в лице их Димы в семье растет будущий мореплаватель. А дорога Дмитрия на флот началась с талантливых книг писателей-маринистов, таких как Леонид Соболев, Валентин Пикуль. Романтика дальних морских походов увлекла его с детских лет. После получения аттестата зрелости Дмитрий пробовал поступить в Балтийский военно-морской институт (БВМИ) в г. Калининграде. Но юношу подстерегала неудача: при медицинском освидетельствовании в военном комиссариате он был признан непригодным для поступления в избранный институт по состоянию здоровья. Только Гридневу упорства было не занимать. Он подает документы в Каспийскою мореходку...
Спустя 3 года та же медицинская комиссия военкомата дала единогласное «годен» для поступления Гриднева в БВМИ в Калининграде. Только теперь на вступительные экзамены в военно-морской институт ехал не тот бледный, болезненный выпускник школы, каким был Дмитрий тремя годами раньше. Теперь это был специалист с дипломом техника-электромеханика «по эксплуатации электрооборудования и автоматики на водном транспорте», настоящий моряк, закаленный многомесячной работой на рыболовецких судах на просторах бурного Каспия. Кандидата с такой закалкой охотно приняли на 1-й курс военно-морского института. А спустя 5 лет лейтенант Гриднев прибыл по распределению на Каспийскую флотилию и вступил в первичную офицерскую должность помощника командира ракетного катера, в положенный срок уверенно сдал все положенные зачеты на допуск к самостоятельному управлению кораблем...
Сейчас старшему лейтенанту Гридневу 28 лет. Больше года он на должности помощника командира МАК «Астрахань». Он семейный человек, в июне нынешнего года родился сын. Молодая семья снимает квартиру в городе. Наверное, нелегко приходится его супруге, потому что Дмитрий, как истинный моряк, в море - дома, а на берегу - в гостях. К тому же и должность у него горячая - помощник! А в Корабельном уставе ВМФ есть такая статья, в которой специально в отношении старпомов и помощников оговорено, что «частое оставление корабля старшим помощником командира корабля несовместимо с должным исполнением им своих служебных обязанностей». Помимо этого Гридневу приходится также совмещать и обязанности заместителя командира корабля по воспитательной работе, должность которого сократили в прошлом году. А работу по воспитанию подчиненных никто ведь не отменял.
Супруга об этом всем знает и относится к мужу с большим пониманием. Скажите, много ли найдется на «гражданке» людей, способных выдержать такие нагрузки и испытания морской службой, какие выпадают на долю представителей нашего плавсостава? Но удивительная вещь, в Гридневе не иссякает любовь к флоту, к своему «продвинутому» кораблю. И никогда не иссякнет. Потому что для таких людей, как он, служба не в тягость, а в удовольствие. Это главное его жизненное увлечение.
Я видел, как он проводит развод людей на корабельные работы. Это минимум слов с его стороны и максимум понимания помощника командира со стороны личного состава. При общении с Дмитрием бросается в глаза его владение сложными флотскими категориями, умение просто и лаконично разрубать «гордиев узел» многих корабельных проблем, которые, как я понял, для него самого даже не существуют.
На снимках: помощник командира корабля старший лейтенант Дмитрий ГРИДНЕВ; МАК «Астрахань» на боевом дежурстве.