на главную страницу

22 Сентября 2010 года

Алые погоны

Среда

Все новое: командование, планы, перспективы

Сергей КНЯЗЬКОВ.
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



В Московском суворовском военном училище произошли значительные кадровые изменения. Накануне нового учебного года приказом министра обороны РФ от 7 июля 2010 года начальником училища назначен полковник запаса Томашов Александр Сергеевич, а его заместителем по учебной работе стала Еремина Ирина Александровна.


     Можно с полным основанием утверждать, что речь идет не просто об очередных кадровых переменах. С приходом в училище вновь назначенных руководителей дополнительный импульс получает вся система подготовки и воспитания суворовцев, трансформированная в соответствии с коренными преобразованиями в Российских Вооруженных Силах и в военном образовании.
     Начальник МсСВУ Томашов Александр Сергеевич - 1956 года рождения, окончил Минское СВУ в 1973 году, Ленинградское общевойсковое командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Долгое время работал в Главном командовании Сухопутных войск, обладает хорошими организаторскими способностями.
     По его мнению, система суворовских военных училищ не может не эволюционировать. И как любая эволюция, она должна выразиться в переходе на новую, более высокую ступень развития. «Реформирование в нашем случае, - считает он, - имеет особенность. Мы стремимся к тому, чтобы изменить присущую суворовским военным училищам форму, оставив содержание. Наша задача - воспитание грамотных специалистов, лидеров, не боящихся взять на себя ответственность, обладающих высоким моральным потенциалом, отличной физической подготовкой и светской эрудицией».
     Заместитель начальника училища по учебной работе Ирина Еремина имеет опыт работы в средней и высшей школе. В
     90-х годах трудилась в Военной академии Генерального штаба в отделе автоматизированных средств управления. До назначения в МсСВУ работала на кафедре английского языка в Российском государственном торгово-экономическом университете. Кандидат экономических наук.
     Она из семьи военнослужащего. Ее отец, полковник Никоненко Александр Петрович, долгое время работал в Военной академии бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. По словам Ирины Александровны, она уже в 6 лет каталась на танке и плавала на бронетранспортере с папой по реке. Так что о военной службе знает не понаслышке. И тем не менее для Ереминой предложение перейти на работу в Московское суворовское военное училище оказалось неожиданным.
     - Наверное, люди, которые оказали мне такое доверие, полагают, что я могу принести в суворовское училище, что-то свое, новое. И я приложу все усилия, чтобы оправдать надежды и ожидания, - говорит Ирина Александровна.
     В беседе она подчеркнула, что, принимая предложение о работе в училище, хорошо представляла, чем придется заниматься:
     - Говоря языком документов, это создание экспериментально-инновационного пространства на своей площадке и обеспечение опережающего характера образования по отношению к быстро меняющимся социальным и экономическим условиям жизни и системным изменениям в образовательной среде...
     - Что под этим подразумевают? В зону эксперимента подпадает практически весь учебный процесс? Начиная с корректировки учебных планов и вплоть до распорядка дня?
     - Именно так, - соглашается Еремина и рассказывает о деталях.
     Сейчас для суворовцев, как в институтах, вводятся парные занятия. То есть два сдвоенных урока по 40 минут каждый с небольшой переменой. Одновременно педагоги решают задачу по изменению технологии урока, форм доведения материала до учащихся и отработки элементов домашнего задания. У ребят большая спортивная, общественная нагрузка. Поэтому часть самоподготовки по крайней мере в начальных классах, которые не сдают ЕГЭ и не готовятся к государственным экзаменам, будет осуществляться в ходе классных уроков. Что, разумеется, не отменяет регулярную самоподготовку детей при участии воспитателей в вечернее время.
     Более того, изменен распорядок дня суворовцев. Учебные пары занятий разбиты динамическими паузами в масштабе училища. То есть занятиями спортом, командными играми или посещением бассейна. На территории училища организован ряд площадок для заполнения динамической паузы. Все воспитанники будут посещать бассейн по расписанию два раза в неделю, а для любителей этого вида спорта открывается дополнительно секция плавания. Для реализации этой программы в течение дня на базе бассейна ФГУ «Яуза» суворовцам выделено три сеанса, позволяющие тренировать 150 человек.
     На очереди дальнейшее развитие секций самбо, дзюдо, карате и других видов спорта, пользующихся популярностью у подростков.
     Кроме изменения технологии занятий, внедряется такая форма работы, как уроки в музеях, когда преподаватель истории, физики или биологии готовит соответствующую тему с использованием музейных фондов.
     Планируется в будущем система тъюторства, то есть система адресного сопровождения выпускника училища вплоть до момента его поступления в высшее учебное заведение. С чем это связано? Раньше те родители, которые хотели, чтобы их дети поступили в конкретные высшее учебное заведение, нанимали репетиторов, забирали ребенка из СВУ для посещения курсов подготовки к поступлению в этот вуз. Теперь это будет осуществляться внутри суворовского училища в рамках плановой учебной нагрузки, в чем заинтересованы как преподаватели, так и учащиеся выпускных классов.
     Кроме того, с 2010 года расширится спектр образовательных услуг, предоставляемых Московским суворовским военным училищем. Если ранее все выпускники были нацелены на поступление в военные вузы Министерства обороны, то теперь ребятам предоставляется возможность самим определиться с будущей карьерой. Поскольку, скажем, в 5-м классе еще мало кто знает, кем желает стать, планируются ознакомительные экскурсии или беседы с представителями высших учебных заведений Москвы и других городов, чтобы подростки уяснили особенности различных профессий.
     На новый учебный год в рамках системы дополнительного образования запланированы элективные курсы, пробы, исследовательские проекты. Открыты новые кружки детского творчества, литературная гостиная, художественная и вокальная студии. На этом направлении преуспевает старший методист учебного отдела, специалист по общей педагогике Светлана Николаевна Мальцева, раньше работавшая в Екатеринбургском СВУ.
     Если говорить об учебном процессе, то предстоит ввести в действие электронные и IT-технологии. Училище, как ни одна школа в Москве, оснащено интерактивными досками. Ими оборудованы все учебные классы, организовано обучение преподавателей работе с электронными досками.
     Нововведения воспринимаются педагогами как веление времени. Мультимедийные, интерактивные комплексы открывают перед преподавателем и учеником новые возможности для творчества и познания.
     В училище ценят старые опытные кадры, но, как ни печально, тем, кто не готов перестраиваться и привык работать по старинке, видимо, придется с суворовцами проститься. Хотя согласно новым штатам педагогов становится больше. Например, училищу только для преподавания иностранного языка требуется 34 педагога. А пока их имеется только 9.
     С 2010 года в новом учебном плане - 5 часов в неделю основного иностранного языка и 2 часа дополнительного, второго. То есть 7 часов иностранного языка в неделю!
     - Учебный класс делится на 3 группы по 6-7 человек, что гарантирует индивидуальный подход к каждому суворовцу, - поясняет методист учебного отдела, в недавнем прошлом старший преподаватель иностранного языка МсСВУ майор Руслан Губайдуллин. - Основной иностранный язык у нас английский, а дополнительными могут быть по выбору учащихся немецкий, французский, итальянский и испанский. В качестве факультатива намечается преподавание арабского и организация кружка китайского языка.
     Вся ответственность за воспитание суворовцев, передачу им традиций суворовской военной школы ныне ложится на воспитателей. И тут есть проблемы. Прежние офицеры-воспитатели либо уволились в запас, либо изъявили желание продолжить военную службу в кадровых частях Вооруженных Сил. Таким образом, корпус воспитателей только формируется. Люди приходят разные. Теперь уже не столь важно их армейское прошлое, не обязательно ношение воспитателями военной формы, и тем не менее далеко не все кандидаты получают право на работу с детьми. Впрочем, главное уже достигнуто: укомплектованы все должности старших воспитателей, у которых имеется по три помощника - воспитателя.
     Одним словом, в новый учебный год Московское суворовское военное училище вступило в новом облике и с далеко идущими планами.
     

     

     На снимках: начальник Московского СВУ полковник запаса Александр ТОМАШОВ; вся тяжесть изменения учебного процесса в СВУ легла на плечи заместителя начальника училища по учебной работе Ирины ЕРЕМИНОЙ; будни суворовцев.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex