на главную страницу

23 Сентября 2010 года

Армия и общество

Четверг

ОПЫТ УЧЕНИЙ В ЗАПАС НЕ УЙДЕТ

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



     Руководствуясь тем, что большое видится на расстоянии и что ход минувших событий объективнее всего рассматривается с позиции прошедшего времени, я вновь встретился с командиром батальона уральской отдельной мотострелковой бригады майором Алексеем Чумаковым. Теперь мой собеседник был уже не кандидатом в состав участников грядущего события, а командиром, чье подразделение успешно отработало учебные задачи в ходе состоявшегося в июне оперативно-стратегического учения «Восток-2010». Интересовал взгляд комбата на вопрос применения подразделения именно по тому алгоритму, который был осуществлен на практике. То есть путем переброски личного состава в район предстоящих маневров без техники и вооружения - лишь с носимым стрелковым оружием и отработки учебно-боевых задач на незнакомой местности в иных климатических условиях.
     - Уже сам факт переброски подразделения к месту проведения учения за несколько тысяч километров от пункта постоянной дислокации заслуживает должного внимания, - отмечает в беседе майор Чумаков. - Еще в ходе подготовки к убытию в Приморье я ничуть не сомневался в том, что дальневосточные маневры станут хорошим опытом как для солдат, так и для офицеров. Видимо, это убеждение мне в полной мере довелось донести до личного состава, потому что в этап тренировок на Свердловском полигоне батальон включился с желанием. Военнослужащих не смущало, что на протяжении месяца с небольшим учебные задачи приходилось решать не только от подъема до отбоя, но и ночью. Ритм занятий был настолько интенсивным, что в столь незначительный срок вверенный личный состав прошел путь от совершенствования одиночной подготовки до слаживания батальона в целом, выполнил боевые стрельбы отделений и взводов, принял участие в ротных тактических учениях с боевой стрельбой и затем успешно отработал задачи батальонного тактико-строевого занятия. В ходе огневой подготовки каждый из мотострелков выбрал годовую норму расхода боеприпасов. Навод механиков-водителей достиг объема за учебный период.
     Наработанный ритм в действиях проявился и в регионе маневров. Выгрузка из самолетов и посадка на ожидавшие уральцев машины заняли не более получаса. Там же батальон разделился на две колонны. Первая, с мотострелками, убыла к месту предстоящего учения. Вторая, с водителями и механиками-водителями, под руководством комбата проследовала в направлении базы хранения и ремонта техники и вооружения. Спустя лишь два часа после приземления на аэродроме специалисты батальона приступили к приему боевых машин.
     - Конечно, - замечает майор Чумаков, - если бы готовился марш бронеколонны в предвидении боевого применения, подобное деление подразделения на части было бы недопустимо. Но в условиях обучения мы лишь выиграли время: после совершения марша механики-водители привели боевые машины в указанный район уже на подготовленное место.
     Правда, делает комбат акцент в беседе, установленные графиком временные рамки уральцы могли также перекрыть и на перегоне бронеколонны. Однако проявить динамичность механикам-водителям батальона помешала все та же бронетехника. Вернее, ее состояние.
     Согласно замыслу войсковых маневров прибывший в Приморье налегке уральский батальон должен был получить колесно-гусеничную технику на месте. И такая возможность мотострелкам была предоставлена.
     - Только с той техникой, - рассказывает комбат, - нам пришлось немало помучиться. Несмотря на то что машины находились в режиме кратковременного хранения, в основе своей они не были предварительно должным образом обслужены. Это заняло у нас львиную долю отведенного времени на подготовку к маршу. Мы вынуждены были отвлекаться на регулировку работы бензоагрегатов, фильтров грубой и тонкой очистки. Меняли масло и даже топливо в системе питания. Устраняли выявленные недостатки в средствах связи. Регулировали степень натяжения гусениц на БМП, хотя в некоторых моментах подобные работы были бесполезны из-за сильной сточенности серег на траках. Уже позже в ходе марша изношенные гусеницы просто слетали с БМП. Некоторые загнанные когда-то в процессе прежней эксплуатации двигатели машин перегревались, сдерживая скорость движения колонны.
     Ко всему прочему батальону, базирующемуся в пункте постоянной дислокации на «Уралах» в качестве транспортной базы, были предоставлены ЗИЛы и ГАЗ-66. Возможно, с позиции стороннего наблюдателя это не столь принципиально, но только не для молодых водителей. В итоге, по словам комбата, незнакомыми транспортными средствами солдаты-срочники управляли как могли.
     В аналогичной, не предсказуемой по финальному результату ситуации могли оказаться и экипажи боевых машин пехоты, если бы на их долю в процессе учения выпала отработка огневых задач. «Этап боевой стрельбы мы бы, конечно, выполнили, - комментирует произошедшую нестыковку майор Чумаков. - Но процент поражения учебных целей вряд ли бы кого обрадовал».
     Все потому, размышляет комбат, что в условиях ограниченного срока службы обучить специалиста, который владел бы смежными специальностями, не представляется возможным. Из-за отсутствия достаточного времени на обучение нынешние мотострелки все больше становятся «узкопрофильными» бойцами.
     Хотя надо отдать должное тому, что в складывающейся ситуации они все же стремятся постигать новое для себя. Подобных примеров в период дальневосточного учения комбат подметил немало. В частности, в вопросе освоения техники, по ориентированию на незнакомой территории, маскировке и даже передвижению по местности. Вот тому яркий пример. В Приморье территория отработки учебно-боевых задач для уральских «горцев» оказалась в новинку - сплошь сильно заболоченные участки. Они об этом знали, но, как ни старались, свести к нулю влияние болотцев на скорость перемещения батальона так и не смогли.
     - Однажды в ходе марша, как и положено на незнакомой местности, выдвинулись в поле привычной батальонной колонной - колея в колею, - вспоминает майор Чумаков. - Но переувлажненная почва не выдержала веса боевых машин. Несколько БМП увязли в жиже по самую корму. Еле вытянули их на твердые участки. Зато наученные опытом обратно в пункт временной дислокации батальон возвращался развернутым чуть ли не в боевую линию. Это был для нас хороший опыт.
     - Опыт с прибытием в пункт постоянной дислокации теперь, видимо, будет передаваться, - замечаю я.
     - Я бы так не сказал. Из состава участников «Востока-2010» в батальоне остался лишь незначительный процент военнослужащих. Но и они в ближайшее время уволятся. Так что делиться опытом с новым поколением призывников солдатам прежнего состава не доведется. Нет перехлеста по срокам службы - нет процесса передачи солдатского опыта.
     И все же, несмотря на сложившуюся ситуацию в отношении переменного личного состава, комбат Чумаков не без гордости отмечает, что опыт, приобретенный в ходе ОСУ «Восток-2010», в запас не уйдет. В батальоне, как это было всегда, остается его костяк - офицеры.
     - Командиры рот и взводов в полной мере попрактиковались в таких вопросах, как снятие различных типов автобронетехники с режима хранения и подготовка их к эксплуатации (к маршу), управление подразделениями на марше и организация связи на марше и в условиях сложного рельефа, ориентирование на незнакомой местности, временное расположение подразделений батальона на открытой территории, планирование охранения, маскировка и еще в целом ряде сопутствующих учению моментов, - поясняет майор Чумаков. - Именно на плечи офицеров ляжет в ближайшей перспективе сложная задача по передаче опыта новому составу батальона. У меня нет сомнений: командиры взводного и ротного звена с этой задачей будут успешно справляться.
     На снимке: «спасибо» комбату. Слева - майор Алексей ЧУМАКОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex