на главную страницу

24 Сентября 2010 года

Армия и общество

Пятница

Все должны вернуться из полетов...

Дмитрий БАРБАШ.



Краснодарский край до сих пор хранит тайны минувшей войны. В горах и на равнинах Кубани поисковики продолжают находить фрагменты самолетов времен Великой Отечественной войны и останки советских летчиков. Кроме работ на месте падения боевых машин, где важно не упустить даже самую маленькую деталь, энтузиасты месяцами трудятся в архивах, чтобы установить имена летчиков, а ответы на запросы о судьбах экипажей они иной раз ждут годами. И делать эту работу зачастую приходится на голом энтузиазме.

     - В 2001 году мы разработали программу «Кубанское небо», которая получила грант первой степени Министерства образования РФ. Она предусматривает проведение поисковых работ на местах падения самолетов, установление имен членов экипажей и торжественное захоронение их останков, - рассказывает заместитель руководителя Краснодарского поискового объединения «Набат» Евгений Порфирьев. И тут же добавляет: - Вот только вернуть имя первому пилоту нам удалось спустя шесть лет...
     Летом 2006 года в трех километрах северо-восточнее села Молдаванское поисковики нашли обломки советского штурмовика Ил-2. Удалось установить его заводской номер - 1873750. Почти одновременно с этим к набатовцам обратился житель Вологодской области Игорь Тасиц, дед которого не вернулся из полета именно из этого района. Не его ли это Ил? Через несколько месяцев из архива пришел ответ: заводской номер самолета младшего лейтенанта Тасица - 1871148. Значит, найденный поисковиками самолет пилотировался другим летчиком... А спустя два года, в августе 2008-го, на высоте 95.0 в одном километре юго-западнее поселка Новый поисковики обнаружили очередной Ил. Когда набатовцы перевернули поднятое из раскола крыло, на нем отчетливо читался нанесенный черной краской заводской номер самолета - 1871148. Самолет младшего лейтенанта Тасица Григория Васильевича!
     Из письма Центрального архива Минобороны РФ:
     «В книге учета безвозвратных потерь 230-й штурмовой авиационной дивизии за 1943 год значится: «805-й шап: Тасиц Григорий Васильевич, младший лейтенант, летчик, 1916 года рождения, уроженец Сталинской области, кадровый военный».
     «В акте расследований причин летных боевых потерь 805-го шап (штурмовой авиаполк) 230-й шад (штурмовая авиадивизия) 4-я ва значится:
     «Самолет Ил-2 (номер не указан), мотор АМ-38, летчик мл. лейтенант Тасиц Григорий Васильевич, воздушный стрелок Годлевский Иван Иванович; ...задача - нанести штурмовой, бомбовый удар по скоплению танков, пехоты и автомашин на западной окраине хутора Новый... 27.05.1943 года 18 ч. 20 мин. Н-400 метров южнее 5 км. Хутора Новый - при выходе с цели из атаки самолет отстал от группы и был атакован двумя Ме-109. ...Группа ушла на второй заход на цель, экипаж вел оборонительный бой... самолет ушел на северо-восток со снижением».
     Как установили энтузиасты КППО «Набат», за свой недолгий боевой путь Григорий Васильевич произвел 16 боевых вылетов, участвовал в двух воздушных боях, сбил в группе один немецкий самолет и еще один подбил. Каким бы трагичным ни было это совпадение, но, по мнению военных историков, летом 1943 года средняя «продолжительность жизни» летчика-штурмовика составляла 16 боевых вылетов.
     - В апреле 2007-го вблизи поселка Виноградный Геленджикского района среди обломков советского истребителя Як-7Б мы обнаружили фрагмент фюзеляжа с выбитым на нем заводским номером самолета - 3726, - продолжает рассказ Евгений Порфирьев. - Рядом - останки пилота. Почти год работы поисковиков совместно с Главным штабом ВВС РФ - и имя летчика удалось установить.
     Из письма Центрального архива Минобороны РФ:
     «Установлено, что истребитель Як-7Б № 3726 был собран на заводе № 301 (г. Новосибирск)...
     В приказе по 274-му истребительному авиационному полку от 2.05.1943 г. № 020 значится:
     «Самолет № 3726 с мотором № 1143, пилотируемый командиром полка майором Милютиным, 19.04.1943 г. с боевого задания не вернулся».
     Милютин М.И. не вернулся с боевого задания после группового боя в районах свх. Мысхако с двумя группами истребителей противника «8 ФВ-190 и Ме-109».
     Еще год спустя набатовцы вернули имена пилотам двух истребителей американского производства Р-39 «Аэрокобра» - младшим лейтенантам 11-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ЧФ Бородавко и Горовцову.
     Из письма Центрального военно-морского архива:
     «По документам архива установлено, что 21 июня 1943 года не вернулся с боевого задания гвардии младший лейтенант 11-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота Горовцов Сергей Касьянович (самолет Р-39 «Аэрокобра» № 42-4987, мотор № 42-27013). Самолет упал в лесу в горах в районе Шапсугская, летчик и самолет сгорели.
     Младший лейтенант Горовцов Сергей Касьянович родился 17 февраля 1922 года в селе Маслаки Городецкого района Могилевской области в семье крестьян... 21 июня 1943 года погиб - сбит истребительной авиацией противника.
     Гвардии младший лейтенант Горовцов С.К. награжден орденом Красного Знамени - приказ командующего Черноморским флотом № 49 от 13 августа 1942 года».
     Останки майора Милютина и гвардии младшего лейтенанта Горовцова были торжественно захоронены с отданием воинских почестей на воинском мемориале города Геленджик, небо которого они защищали.
     - Иногда установить имя пилота нам помогают и личные вещи летчиков, - говорит Евгений Порфирьев. - Случается, правда, такое нечасто. В июне этого года мы проводили поисково-разведывательные работы в шести километрах юго-восточнее станицы Гостагаевская и обнаружили место падения советского истребителя и останки летчика. Сочетание боеприпасов от 12,7-мм пулемета БС и 20-мм авиационной пушки ШВАК указывало на то, что это был истребитель Як-7Б. Среди обломков нашли орден Красной Звезды № 164402.
     Из письма Центрального архива Минобороны РФ:
     «Орден Красной Звезды № 164402 вручен 15 мая 1943 года лейтенанту Карпизенко Алексею Васильевичу, временное удостоверение № 580163. Награжден приказом 229-й истребительной авиационной дивизии № 03/н от 15.05.1943 г.
     В наградном листе к приказу № 03/н от 15.05.1943 г., по которому Карпизенко А.В. награжден орденом Красной Звезды, записано:
     Карпизенко Алексей Васильевич, младший лейтенант, пилот старший 249-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии, 1920 года рождения. В Отечественной войне с 17 ноября 1942 года на Закавказском и Северо-Кавказском фронтах. В Красной Армии с декабря 1939 года. За период пребывания на фронте Отечественной войны в борьбе с немецкими захватчиками с ноября месяца 1942 года по настоящее время произвел 65 боевых вылетов, из них на штурмовку войск противника - 14, на бомбометание и сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 42. Участвовал в 11 воздушных боях, в результате чего сбит один самолет противника типа Ю-88...»
     По информации, которую представили набатовцам в Центральном архиве Министерства обороны, заместитель командира эскадрильи 249-го истребительно-авиационного полка 229-й истребительно-авиационной дивизии лейтенант Карпизенко А.В. погиб при выполнении боевого задания 20.09.1943 года.
     Уже спустя неделю благодаря совместным усилиям и поисковиков, и журналистов удалось разыскать родную сестру лентенанта Карпизенко. В июле останки летчика были преданы земле на воинском мемориале в г. Шилка Забайкальского края.
     Это только несколько эпизодов работы «Набата». На сегодняшний день энтузиасты обследовали более 30 мест падений самолетов, и в 90 процентах случаев вместе с обломками им удалось обнаружить останки членов экипажей. Пока установлены имена 7 пилотов, но в ближайшее время поисковики ждут ответы на запросы по личностям еще 15 летчиков. Работа продолжается.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex