на главную страницу

28 Сентября 2010 года

Страна и мир

Вторник

ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ

Виталий МАКАРЧЕВ, корреспондент ИТАР-ТАСС в Лондоне.



     Международные отношения переживают сейчас сложный период изменения глобального соотношения сил, когда быстро усиливаются позиции государств с новыми рынками, включая группу БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), а традиционные лидеры - индустриальные страны Запада - пытаются не допустить дальнейшей эрозии своего статуса. Таков основной вывод представленного в сентябре в Лондоне доклада Международного института стратегических исследований (IISS) «Стратегический обзор 2010».
     «Международное сотрудничество по крупным стратегическим проектам начинает пробуксовывать, и многие государства при решении региональных и глобальных проблем склоняются к пронационалистическим подходам», - говорится в докладе. В качестве примера приведены действия Бразилии и Турции, которые «нарушили единую линию в отношении Ирана, разработав собственные подходы к Тегерану и его ядерной энергетической программе». Одной из «жертв» этой новой тенденции грозит стать операция международных сил во главе с НАТО в Афганистане, отметил, представляя документ, глава института профессор Джон Чипмэн.
     В числе государств, которые стали в текущем году более активно действовать в региональной и международной политике, аналитики IISS называют Китай, Индию и образующуюся в Азии новую влиятельную «тройку» - Австралию, Южную Корею, Индонезию, а также Турцию.
     Что касается стран Запада, то, согласно докладу, нынешний тяжелый финансовый и экономический кризис продолжает ограничивать их возможности, в том числе и политические. «Подорванная экономика, национализм во внешней политике сокращают их коллективную волю к достижению крупных и важных внешнеполитических целей», - говорится в документе.
     В результате, считают его авторы, сегодняшний мир стал более непредсказуемым и мозаичным, в нем возникают самые неожиданные и неустойчивые союзы между различными странами, направленные на решение совершенно определенных, в первую очередь региональных, задач.
     В нынешнем году значительное внимание в докладе уделено Афганистану. Указывается, что перед США и НАТО стоит насущная задача выработать и принять новую стратегию в Афганистане, так как сейчас ситуация в этой стране оказалась в стратегическом тупике. Начавшаяся с целью разгрома и рассеивания отрядов «Аль-Каиды» операция в Афганистане постепенно превратилась в попытку создать там современное демократическое государство. Сейчас стало ясно, что подобная задача невыполнима в обозримом будущем и не должна стоять в повестке дня.
     «Сегодняшняя стратегия НАТО по противодействию повстанческому движению в Афганистане излишне амбициозна, слишком далеко отошла от главных задач, которые должны быть решены в этой части мира, при этом она ослабляет дипломатический и оборонный потенциал Запада, требующийся как в данном регионе, так и за его пределами», - отмечается в докладе.
     В этих условиях, по мнению специалистов IISS, в ведущих столицах мира должны пройти широкие дебаты относительно того, как следует дальше действовать в Афганистане. Одна из целей дискуссии - определить, каким образом следует провести перестройку структуры находящихся в Афганистане вооруженных сил, с тем чтобы не допустить восстановления организованной террористической угрозы из этой страны. В документе отмечается, что Западу следует изменить нынешний курс и перейти к политике «сдерживания и возмездия» в отношении террористов.
     Боевые части НАТО и США должны уйти на север Афганистана и наблюдать оттуда за развитием событий, вмешиваясь в них лишь в случае необходимости - на основе специального соглашения с правительством в Кабуле. Усилия следует сконцентрировать на создании внутри Афганистана сил быстрого реагирования, с тем чтобы не допустить возобновления взаимодействия между талибами и «Аль-Каидой» на территории страны.
     Одновременно необходимо противостоять возможным попыткам талибов взять под свой контроль территории, где большинство населения составляют этнические таджики, узбеки и хазарейцы, а также Кабул. Еще одно направление действий вооруженных сил - пресекать любые попытки афганских талибов поддержать антиправительственные силы в Пакистане.
     По мнению экспертов, следует превратить Афганистан в федеративное государство, обеспечив, с одной стороны, признание провинциями формального главенства центра, а с другой - предоставление Кабулом провинциям «регионального суверенитета». Парадокс ситуации состоит в том, что ослабление вертикали власти единого государства будет способствовать увеличению стабильности Афганистана. Согласно новой стратегии, отмечается в докладе, национальные вооруженные силы Афганистана также следует децентрализовать. Вооруженные формирования, составленные из местных жителей, имеют шанс стать более эффективными в обеспечении безопасности в каждой из провинций.
     Поиски компромисса между стратегическими целями Индии и Пакистана в Афганистане также должны стать важнейшим приоритетом. В этом смысле следует добиваться начала трехстороннего диалога - Афганистан, Индия и Пакистан. Следует принять во внимание и наличие законной обеспокоенности России, государств Центральной Азии и Ирана в отношении Афганистана.
     В отношении Ирана в докладе отмечается, что страна по-прежнему противостояла международному сообществу, продолжая вести работы в рамках своей национальной ядерной программы. Однако, указывают аналитики, в последние месяцы в Иране нарастают экономические трудности по причине ужесточения санкций. Так, безработица достигла 20 процентов, а возможно, и более высокого уровня, государство не может справиться с увеличивающимся дефицитом, на внутреннем рынке ощущается нехватка газа и электроэнергии, наиболее образованные кадры продолжают эмигрировать из страны.
     Согласно подсчетам, ежегодно из Ирана выезжают до 150 тыс. человек, с тем чтобы жить за рубежом. Сохраняются и усиливаются трудности в нефтяной промышленности страны. По подсчетам Международного энергетического агентства, производство нефти в Иране упадет к 2015 году на 18 процентов по сравнению с нынешним уровнем.
     В докладе отмечается, что ни санкции, ни попытки вовлечь Тегеран в переговорный процесс не смогли убедить Иран прекратить работы и делать шаги в сторону создания потенциала для возможного производства ядерного оружия.
     Согласно выводам аналитиков института, Запад, и в первую очередь США, начинает задумываться над альтернативным курсом в отношении Ирана, а именно о политике сдерживания ядерного Ирана. «Фактически сейчас Иран является ядерной державой в том смысле, что обладает технологией производства расщепляющихся материалов, - отмечают в докладе. - Однако лидерам страны придется хорошенько поразмыслить над тем, следует ли создавать ядерное оружие и стать объектом военной атаки».
     В отношении Китая в докладе говорится, что он быстрее других стран выходит из нынешнего экономического и финансового кризиса. При этом Пекин сохраняет свое положение главного внешнего кредитора Соединенных Штатов. Вместе с тем усиливается и главный парадокс современного Китая: с увеличением своей экономической мощи и влияния Пекин стремится избежать превращения в ведущую политическую державу, чтобы не взять на себя более значительную роль в решении современных глобальных проблем.
     Но в ближайшее время в этом отношении могут произойти значительные изменения. Так, в ряде стран усиливается обеспокоенность тем, что Китай приобретает все большую уверенность в собственной экономической и политической модели. В результате они не исключают вероятности повышения внимания КНР защите своих национальных интересов за пределами собственных границ.
     Характеризуя развитие событий в сотрудничестве между Китаем и США, авторы доклада отмечают, что хотя в этом партнерстве имеют место немалые достижения, его результаты не отвечает ожиданиям Вашингтона.
     В отношении США эксперты IISS отмечают, что повышенное внимание Вашингтона к задаче выхода из тяжелого экономического кризиса не привело к потере интереса администрации президента Барака Обамы к внешней политике. В минувшие 12 месяцев она отличалась активностью. Однако нынешний международный курс Вашингтона отличается тем, что США осознают пределы своих возможностей. В результате они сейчас исповедуют прагматичный и выборочный подход, который призван не допустить снижения международного влияния державы.
     Рассматривая ситуацию, складывающуюся на Ближнем Востоке, аналитики IISS отмечают, что в 2009—2010 годах произошли два качественных сдвига: усилились расхождения между США и Израилем по ряду ключевых вопросов, а сам израильско-палестинский конфликт претерпел процесс интернационализации, когда к нему подключилась Турция.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex