Тихое и спокойное, по современным меркам небольшое село Белый Раст. Все, что его отличает от таких же, как бы отрешенных от бурной жизни мегаполиса, подмосковных уголков, - это установленный в 1942 году по решению правительства первый скорбный памятник на месте одного из самых массовых военных захоронений - Братской могилы погибших в декабре 1941 года при штурме села краснофлотцев 64-й морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота.
В декабре 1941 года это село стало местом упорных кровопролитных боев. Как говорилось в представлении морской бригады к ордену Красного Знамени, штурм его был одним из решающих факторов в развитии нашего контрнаступления под Москвой. Ведь с колокольни высокой церкви расположенного на возвышенности села немцы корректировали огонь своих батарей и контролировали Ленинградское, Дмитровское и Рогачевское шоссе, Октябрьскую и Савеловскую железные дороги, канал имени Москвы. Взятие села лишило немцев возможности контролировать обстановку и обеспечило разгром их передовых порядков. На этом участке фронта немцы ближе всего продвинулись к Москве. От самого передового немецкого рубежа в Красной Поляне по прямой до Москвы было всего 17 километров, а до Кремля - 23.
Разве можно с чем-либо сравнить их подвиг 30 ноября 1941 года, когда 6.500 краснофлотцев с 59 полевыми пушками практически прямо из вагонов по приказу начальника Генерального штаба Маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова были брошены на прикрытие
20-километровой бреши на Дмитровском направлении и с ходу вступили в бой со штурмовыми частями немцев - 7 танковыми и 5 пехотными и моторизованными дивизиями. Весь день шел бой, но ни один немецкий танк не вышел на твердое покрытие Дмитровского шоссе, а ведь по нему до Москвы всего 20-30 минут танкового хода. Моряки не только остановили немцев, но и
3 декабря сами рванулись вперед. После взятия деревни Кузяево наступление остановилось у хорошо укрепленного села Белый Раст. После безуспешных попыток взять село малыми силами было принято решение штурмовать его тремя батальонами моряков. На рассвете
8 декабря по команде: «Шинели снять! Одеть бескозырки! Штыки примкнуть! На руку! Ориентир - церковь! Марш!» - 1.700 краснофлотцев на 30-градусном морозе, имея по 2-3 патрона в магазинах винтовок, а третий батальон только с ножами и гранатами, двинулись для многих в свой последний бой.
После жестокого боя в строю на площади села стояли только 200 человек. Все предполье чернело от вывороченной разрывами мин и снарядов земли. И тела краснофлотцев, убитых и смертельно раненных, - на таком морозе любое ранение от потери крови становится смертельным...
Подвигу моряков Правительством СССР была дана высокая оценка. По распоряжению Председателя Президиума Верховного Совета М.И. Калинина все погибшие моряки были захоронены в Братской могиле, на которой по этому же распоряжению был установлен первый в годы войны памятник. Несмотря на военное время, памятник был изготовлен с соблюдением всех флотских традиций: на могильной плите - морской якорь и муляжи флотских бескозырок с надписью «Тихоокеанский флот» на металлических лентах. Со временем памятник обветшал, и в 1960-х годах его реставрировали, сохранив без изменения всю флотскую атрибутику. Последние полвека также негативно отразились на его внешнем виде.
В апреле этого года местным предпринимателем по личной инициативе была проделана большая работа по приведению в порядок места захоронения. Но, к сожалению, при всем истинно благородном начинании им, как нефлотским человеком, были допущены нарушения исторических флотских традиций. Вместо якоря и бескозырок на обновленной могильной плите появился православный крест и муляж трехцветного флага. Этим нарушена общая историческая традиция братских могил. Ведь в них захоронены люди разных вероисповеданий, объединенные единым исполнением воинского долга. На могильной плите установлена новая стела с 69 фамилиями захороненных (это число представлено местным военкоматом, как сказал реставратор). А более верным было бы завершить этот список словами: «...и еще не менее 1.500 безымянных героев» (по словам местных жителей, проводивших дозахоронения в эту могилу еще весной и летом 1942 года, в ней всего находится 1.760 останков). Снятые с могильной плиты якорь и бескозырки установлены теперь в стороне от нее - у ограничивающей место захоронения стены. Эта стена, установленная в прошлом, предназначалась для перечня погребенных (старослужащие местного флотского гарнизона говорили в свое время, что заместителем командира их части было установлено более 800 фамилий - очевидно, тогда и появилась стена).
Написать этот материал меня побудила, в первую очередь, личная просьба участника штурма Белого Раста капитана 1 ранга в отставке Виктора Ивановича Наумова. На сегодня он один остался в живых из ветеранов тихоокеанской стрелковой бригады. В мае этого года он побывал в Белом Расте на мемориальных торжествах в преддверии 65-летия Победы. Виктор Иванович выразил сожаление о том, что новый памятник, несмотря на его более богатый облик, все же потерял ту особую строгость и привычный морской облик прошлых памятников.
Надеюсь, что мемориальные организации Минобороны РФ, руководство ВМФ, администрации Московской области и Дмитровского района смогут найти возможность восстановить исторический облик флотского захоронения, а на косогоре перед церковью, где сложили головы 1.500 краснофлотцев, установят в преддверии 70-летия этого подвига в будущем, 2011 году соответствующий ему обелиск.
На снимке: воспитанники Навигацкой школы у мемориала военным морякам - защитникам Москвы.