на главную страницу

29 Сентября 2010 года

События. Комментарии

Среда

Кавказский гиперболоид

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
Москва - ст. Зеленчукская (Карачаево-Черкесия).
Фото автора.



Если в научно-фантастическом романе «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого русский ученый-физик создает тепловой чудо-локатор, оказавшийся грозным оружием, с помощью которого он мечтает обрести власть над всем миром, то в горах Карачаево-Черкесии создан уникальный российский лазерный оптический локатор, который контролирует космическое пространство, способствуя национальной безопасности Российской Федерации. «Красная звезда» впервые рассказывает об этом объекте Космических войск.

     4 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ КОСМИЧЕСКИХ ВОЙСК

     
Люблю я цепи
     синих гор!


     Дорога до радиооптического комплекса распознавания космических объектов «Крона» у подножия горы Чапал разноликая: от равнин до могучих гор. Миновав границу Ставропольского края, пересекаем Черкесск - столицу Карачаево-Черкесии, наполненную бесконечными ателье, парикмахерскими и бутиками местного пошиба. Сначала дорога тянулась унылой равниной. Строгими шеренгами ее сопровождали тополя. Потом она оказалась в теснинах кавказских гор, суровая мощь которых заставляла проникнуться сознанием собственной малости. В этих краях воздух поражает чистотой, а мысли обретают широту и спокойствие... Невольно вспоминаешь строки Лермонтова о Кавказе: «Воздух там чист, как молитва ребенка».
     Признаки цивилизации убывали с каждым километром. Из XXI века мы словно въезжали в XIII: старообрядческие жилища, спокойно гуляющие лошади, не обращающие внимания на редкие автомобили, гуси и утки, плескающиеся в придорожных канавах, тут же местные парни, разделывающие тушу коровы (завтра базарный день)... Но скоро остались позади и они. Мы внедрялись в пейзажи Рериха. И тут на фоне синих гор на высоте больше 2.200 метров над уровнем моря возник ажур белоснежных антенн. Это и есть лазерно-оптический локатор (ЛОЛ), входящий в радиооптический комплекс распознавания космических объектов «Крона».
     
Край,
     где летают собаки

     Это не метафора, а свидетельство очевидцев о силе ветров на Чапале. Они здесь действительно опасны, зато дни ясные и прозрачные почти круглый год. Именно особенности атмосферы и стали решающим фактором при выборе места будущего расположения «Кроны».
     Когда говорят о системе контроля космического пространства (СККП), чаще вспоминают оптико-электронный комплекс «Окно», что в Таджикистане. Тем не менее история «Кроны» и «Окна» начиналась почти одновременно - в середине 1970-х годов.
     В то время, как известно, международная обстановка была напряженной. «Холодная война» набирала силу. Космос тоже не остался в стороне. Он постепенно насыщался большим количеством космических систем военного назначения, особенно в области связи, всех видов разведки, предупреждения о ракетном нападении. Таким образом, гонка вооружений постепенно охватывала и космическое пространство. К тому времени в космическом пространстве находилось уже более 3.000 космических объектов, количество же фрагментов и осколков, находящихся за пределами чувствительности средств наблюдения, оценивалось в 10-12 тысяч. Обстановка требовала срочных мер по созданию специализированных средств контроля космического пространства. Головной организацией по совершенствованию СКПП было определено СКБ-1 Центрального научно-производственного объединения «Вымпел» Министерства радиопромышленности СССР.
     В 1975 году в 45-м СНИИ Мин-
     обороны родилась идея создания специализированного комплекса распознавания космических объектов. Вспоминает В.П. Сосульников: «В 1974 году я был назначен главным конструктором комплекса распознавания спутников «Крона». По проекту комплекс должен был состоять из радиотехнической части, основу которой составляла радиолокационная станция, и из оптической части. Эта конструкция позволяла бы получать максимум сведений о пролетающих ИСЗ: от отражательных характеристик в радиодиапазоне до фотографий в оптическом диапазоне».
     В конце 1970-х – начале 1980-х годов была закончена работа над эскизным и техническим проектами. Начались строительные работы. Ветераны вспоминают, что основная сложность строительства объекта заключалась в горной местности и в суперсекретности объекта. «Проживали мы тогда в общежитии СПТУ в станице Зеленчукской, часть - в бараках на ее окраине. Здесь же базировалась «загадочная» бригада сотрудников Государственного производственно-технического предприятия «Гранит». «Загадочная» потому, что они работали на Чапале и находились там неделями. Спускались на выходные, закупали продукты и снова исчезали на неделю». Когда началось строительство объекта, был всего один телефон, да и тот в Зеленчукской, где дежурил один из офицеров части, получая указания из Москвы. Как вспоминают старожилы, в ходе строительства и создания части было протянуто 250 км воздушных линий электроснабжения и более 102 км высоковольтных кабельных линий, уложено более 40 тысяч бетонных плит, проложено 60 км водопроводных линий... И все это в условиях сильных ветров, отдаления от цивилизованного мира и в условиях горного ландшафта.
     
Кликнул мышкой –
     засек спутник

     Контроль космического пространства начинается с наблюдения за полусферой небосвода, обнаружения космических объектов и определения их траекторных параметров. Затем производится их фотографирование, то есть получение оптических изображений, которое позволяет определять внешний вид и параметры движения вокруг центра масс. Следующий этап контроля - определение и каталогизация отражательных характеристик космического объекта в дециметровом, сантиметровом и оптическом диапазонах волн. И как итог - распознавание объекта, выявление его принадлежности, назначения и технических характеристик.
     - На вершине горы Чапал расположены оптические средства системы, а ниже, в нескольких километрах от вершины, - радиолокационные, - пояснил врио командира части полковник Александр Тягний. - Уникальность комплекса «Крона» как раз и заключается в том, что другого объекта, в котором были бы сконцентрированы возможности оптических и радиолокационных средств, в России больше нет.
     Оптические средства, естественно, расположены на вершине, где чище атмосфера и где ночей с чистым, безоблачным небом значительно больше, чем на равнине. Весь комплекс называется лазерным оптическим локатором.
     Главный его инструмент - оптический телескоп с остронаправленной блендой - расположен в одном из сооружений в башне с открывающимся на время работы белым куполом.
     Именно этот телескоп, работая в составе оптико-электронной системы, позволяет получать изображения космических объектов в отраженном солнечном свете на расстоянии
     40.000 км. Сопровождение телескопом космического объекта обеспечивает получение информации для построения его орбиты. После компьютерной обработки данные поступают в Центр контроля космического пространства (ЦККП).
     - Сооружение с телескопом было разработано и построено еще в советское время, но из-за экономических проблем в стране строительство было заморожено и завершено уже Россией. В опытной эксплуатации эта часть оптического комплекса находится с мая 2005 года. С 2007 года здесь параллельно идет модернизация: меняются аппаратура управления и программное обеспечение, реконструируется поворотное устройство. Впервые устанавливается аппаратура для спектрометрирования космических объектов, то есть появится техническая возможность для получения качественных снимков объектов. Намечено улучшение условий работы персонала - создание в комнатах управления оптимального микроклимата и многое другое, - рассказал Андрей Заярный - заместитель начальника центра по вооружению.
     С 27 июля 2010 года новое оборудование, расположенное на ЛОЛе, проходит предварительные испытания, в ходе которых представители промышленности оценивают заложенные в него характеристики. Планируется, что в зависимости от их результатов, а также от результатов госиспытаний, модернизированный локатор заступит на опытное боевое дежурство.
     А пока офицеры совместно с представителями промышленности монтируют новое оборудование, параллельно изучая его возможности. Например, мы стали свидетелями того, как Кирилл Зуев - инженер института оптики атмосферы Сибирского отделения РАН (г. Томск) рассказывал дежурному помощнику начальника центра майору Олегу Пушкарю о характеристиках аппаратуры:
     - Мы наблюдаем за оптическим состоянием атмосферы над комплексом ЛОЛ. Анализируем текущую метеоинформацию, влажность, давление, облачность, яркость и прозрачность атмосферы. Вся информация необходима для того, чтобы комплекс функционировал более эффективно. Раньше об этом докладывал специалист, теперь это происходит автоматически в режиме on-line. Подобного оборудования в стране нигде больше нет.
     Недалеко от большого телескопа находится сооружение, в котором расположена аппаратура пассивного канала автономного обнаружения (КАО) космических объектов. В отличие от телескопа, который управляется по заранее заданной программе и сопровождает предварительно выбранные в ЦККП объекты, оптические средства КАО реагируют на появление неизвестных объектов в своей области небесной сферы автоматически, определяют их характеристики и передают все это в Центр контроля космического пространства.
     Недостатком обоих оптических пассивных каналов являются ограничения по времени суток и по погоде. Работать они могут только в ночные часы и только при отсутствии облачности.
     Этого недостатка будет лишен новый, остронаправленный приемо-передающий канал, который монтируется в соседнем сооружении. В отличие от пассивных каналов, обрабатывающих отраженный от объекта солнечный свет, этот канал будет сам излучать лазерный луч в сторону космического объекта, принимать и обрабатывать отраженный сигнал.
     Когда эта часть комплекса ЛОЛ заработает и войдет в систему, то вместе с пассивным оптическим каналом обеспечит возможность получения оптической координатной и некоординатной информации об объекте со сверхвысоким разрешением.
     ...У подножия горы Чапал находятся командный пункт части, вычислительный комплекс и командно-измерительный центр, связанный непосредственно с Центром контроля космического пространства, куда передается информация для дальнейшей обработки и каталогизации. Здесь же расположена вторая - радиолокационная - часть комплекса. Радиолокационная станция работает в дециметровом (канал «А») и сантиметровом (канал «Н») диапазонах.
     В канал «Н» входит приемо-передающая система, состоящая из пяти вращающихся параболических антенн, которые работают по принципу интерферометра, благодаря чему очень точно измеряются элементы орбиты космического объекта.
     Вся система «Крона» работает при взаимодействии всех каналов: канал «А» РЛС обнаруживает объект и измеряет его орбитальные характеристики, благодаря которым канал «Н» наводится на заданную точку и выполняет свою работу. Одновременно по траекторным данным канала «А» начинает работать и оптический пассивный канал, собирая об объекте свою информацию. В результате увеличивается точность и складывается детальный портрет космического объекта во всех необходимых диапазонах. Причем пропускная способность всей системы «Крона» составляет около 30 тысяч объектов в сутки.
     Комплекса, аналогичного по задачам и возможностям «Кроне», в России не существует лишь пока. Уже создается новый радиолокационный комплекс обнаружения и распознавания низкоорбитальных космических объектов «Крона-Н» на Дальнем Востоке. И это дело ближайшего будущего.
     
Пишут историю звезды

     Офицеры радиооптического комплекса распознавания космических объектов «Крона» имеют дело с высокими технологиями, о которых Алексей Толстой и мечтать не мог. Кажется, что их уже ничем нельзя восхитить. И все же я интересуюсь:
     - Вы работаете на уникальной высокотехнологичной аппаратуре. Чем же вас вообще после этого можно удивить?
     - «Реальными» космическими аппаратами, - признался врио командира части по вооружению подполковник Сергей Идятуллин.
     - Как? - теперь удивляюсь я. - неужели вы видели эти аппараты только на экранах своих компьютеров?
     - Именно так. Мы никогда не видели ракеты-носители на старте. Никогда не видели космические аппараты на земле.
     Да, подумалось мне: возможности офицеров Космических войск все же небезграничны. Одни видят аппараты только изнутри, когда они находятся на рабочих местах в космодромовских МИКах. Другие - только управляют их орбитами в Главном испытательном центре испытаний и управления космическими средствами им. Г.С. Титова. Третьи - только по траектории полета объекта могут определить район старта и предположительный район падения, азимут и его высоту. Офицеры же Системы контроля космического пространства по контуру спутников, находящихся на высоте в тысячи километров, определяют их назначение. Может быть, именно потому, что в России есть такие уникальные специалисты, ее и называют великой космической державой? Конечно, мы открыли человечеству дорогу в космос, мы создали уникальные технологии и такие же ракеты и локаторы. Но все же главная гордость страны - это уникальные специалисты, офицеры, которые делают космос прозрачным, понятным, предсказуемым и безопасным, которые несут неусыпную вахту на горе Чапал и в сотнях других мест своего бескрайнего Отечества.
     

     

     Лазерный локатор.
     Эта антенна и есть канал «А».
     На командном пункте части.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex