на главную страницу

30 Сентября 2010 года

Юбилей

Четверг

ДОЛГ И ПРИЗВАНИЕ

К 90-летию генерал-полковника медслужбы Ф.И. Комарова

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



В Центральной научной медицинской библиотеке состоялась научно-практическая конференция, посвященная 90-летию со дня образования журнала «Клиническая медицина» и - так уж совпало - 90-летию главного редактора журнала, академика РАМН, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР генерал-полковника Федора Ивановича Комарова, в недалеком прошлом начальника Центрального военно-медицинского управления Министерства обороны.
   На конференции выступили академики Российской академии медицинских наук Валентин Покровский, Александр Палеев, Николай Мухин, Владимир Кусес, членкоры РАМН Владимир Симоненко, Евгений Гогин, Иван Чиж и другие. Говоря о заслугах журнала, его редакторов, всего коллектива за 90 лет в развитии научной мысли и внедрении передовых достижений в медицинскую практику, участники конференции особое внимание уделили деятельности нынешнего 90-летнего юбиляра, возглавляющего журнал с 1988 года по сей день.
   Кто же он, Федор Иванович Комаров?

     Могу сказать, что с Федором Ивановичем мы в течение двенадцати лет были связаны по службе, постоянно общались. Когда он был назначен главным терапевтом Вооруженных Сил, то все, кто его не знал, увидели энергичного, крепко сложенного генерал-майора, очень общительного человека, любящего в оживленной беседе острое словцо и добрую шутку.
     Правда, все уже знали, что он доктор медицинских наук, профессор, лауреат многих премий. Видимо, эти данные и организаторские качества послужили тому, что через несколько лет успешной работы он был выдвинут на самую высокую должность в военной медицине - начальником Центрального военно-медицинского управления Минобороны.
     Но что заметили окружающие - Комаров, «остепененный» доктор и высокий профессионал, став в новой должности более требовательным, соблюдающим во всем четкость и порядок начальником, сохранил при этом все свои человеческие качества, остался, как и раньше, живым в общении, отзывчивым, внимательным к людям.
     Наверное, таким он был от природы: родился в старинном русском городе Смоленске, в многодетной простой и дружной семье, где всегда был порядок и ценился труд. С такими данными окончил (уже в Подмосковье в связи с переездом отца) среднюю школу и, почувствовав в себе технические наклонности, в 1939 году поступил в Московский инженерно-строительный институт. Но через два месяца был призван в армию на действительную службу в 248-й конно-артиллерийский полк. И, видимо, с учетом грамотности и физической крепости почти сразу стал помощником командира взвода конной разведки.
     Дивизион дислоцировался в Карпатах, в поселке Турка, и в первые же дни войны принял на себя первые атаки гитлеровцев. В ожесточенном бою, длившемся несколько дней, многие фашисты нашли себе гибель. Но велики были и наши потери. Погибли командир и другие разведчики. Тяжело был ранен и Федор. В санбате диагностировали сквозное пулевое ранение с повреждением желудка.
     Начались странствия по госпиталям: Кировоград, Днепропетровск, Ростов, Дербент. Четыре месяца - три операции. Еще не было пенициллина - рана зарастала медленно. Наконец был выписан из госпиталя с переосвидетельствованием через один год. Без промедления взялся было за учебу в Московском авиационном институте. А в июне 1942 года вызвали в военкомат и по имеющейся разнарядке направили учиться в Военно-морскую медицинскую академию, эвакуированную из Ленинграда в город Киров.
     Когда огляделся и освоился в академии, понял, что вместо технической специальности, к которой стремился раньше, медицинская профессия и есть его призвание. Убеждали в этом мнении и фронтовые воспоминания, когда на его глазах на поле боя бойцы оказывались и ранеными, и контужеными, да и самого его с нестерпимыми болями в животе выхаживали в госпиталях люди в белых халатах.
     По успеваемости и дисциплине он был в числе первых на курсе, да и фронтовой опыт был при нем - его назначили старшиной роты, а со 2-го курса - командиром роты. Все успевал Комаров: и в учебе быть на высоте, и, учась у старших командиров, руководить подчиненными, проявляя необходимую требовательность и заботу.
     В 1947 году окончил академию с отличием и золотой медалью. К этому времени относится и событие в личной жизни. В Питере встретил девушку Тамару, которая стала любимой и преданной женой на всю жизнь. Первыми апартаментами молодоженов стала комнатка на Фонтанке в 10 метров. Стены ее Федор украсил своей живописью - на досуге любил рисовать...
     Еще в академии у Федора Ивановича обнаружились склонности к научной работе. Был активным участником научных кружков и конкурсов. И не случайно золотой медалист был зачислен в адъюнктуру при кафедре госпитальной терапии академии. Через два года защитил кандидатскую диссертацию, посвященную язвенным заболеваниям желудка. Довольно скоро Комаров стал одним из лучших преподавателей кафедры, а потом и ее начальником.
     Углубленная научная работа, результативная практика клинициста, организаторские способности ускорили движение по служебной лестнице. Федор Иванович, как было сказано выше, стал главным терапевтом, а затем начальником ЦВМУ Министерства обороны.
     Сказать, что все сразу далось ему в руки, было бы неправильно. Нуждалась в перестройке деятельность войскового звена, надо было укреплять мобильность медпунктов, оставляла желать лучшего и квалификация медперсонала в лазаретах и госпиталях.
     Благодаря усилиям Комарова и его помощников в воинских частях был внедрен регулярный поликлинический прием больных, повысилась профессиональная подготовка врачей, медучреждения стали более активно насыщаться диагностической и лечебной аппаратурой, медикаментами, санитарным транспортом. Для повышения уровня лечебного процесса было разрешено принимать на лечение гражданских лиц со сложной и разнообразной патологией - 10-15 процентов от всех лечащихся. Развернулась работа по строительству новых медпунктов, госпиталей, санаториев. По инициативе Федора Ивановича была создана система переподготовки кадров всех степеней. Через каждые 5 лет каждый специалист был обязан пройти обучение с отрывом от службы в течение 3-5 месяцев при клиниках и кафедрах Военно-медицинской академии, а для улучшения специальных знаний была внедрена в практику ежегодная месячная стажировка.
     За период правления военной медициной на плечи Комарова легло немало серьезных испытаний. Первым назовем Афганистан, где в медицинском обеспечении боевых действий он принимал непосредственное участие. Раненым и больным оказывалась своевременная медпомощь, начиная с поля боя и кончая размещением их в центральных и других крупных госпиталях. За время боевых действий в Афганистане были возвращены в строй 77,9 процента раненых, что превышает аналогичный показатель в Великую Отечественную войну (72,3 процента).
     Неожиданное и трагическое событие для всей страны - чернобыльская катастрофа. Уже 3 мая перед Комаровым была поставлена задача немедленно приступить к развертыванию сил и средств военной медицины в чернобыльской зоне. При личном участии Федора Ивановича, его заместителей уже в ближайшие два дня были сформированы и развернуты в 30-километровой зоне 5 отдельных медицинских батальонов, 20 медпунктов полков, 5 радиометрических лабораторий. По приказанию начальника ЦВМУ в Чернобыль были командированы 200 высококвалифицированных военных врачей Военно-медицинской академии и госпиталей центрального подчинения. К ликвидации последствий катастрофы были привлечены военно-медицинские силы ряда округов, а потом в течение нескольких лет шла кропотливая работа по диагностике поражений и лечению больных.
     Проверкой мобильности и качества медобеспечения явилось землетрясение в Армении, в ликвидации последствий которого Федор Иванович принимал непосредственное участие. Под его руководством был создан специальный отряд медицинского усиления в количестве 293 человек, в состав которого во главе с начальником ГВМУ вошли хирурги, терапевты, невропатологи, психиатры, лаборанты и микробиологи, 98 медработников среднего звена. На следующий день они уже были в Армении на месте катастрофы.
     Помощь военных медиков пришлась в самый раз. Она была оказана каждому третьему из многотысячного числа пострадавших.
     Уволился из армии генерал-полковник Комаров по собственному желанию: ему предложили должность вице-президента Академии медицинских наук СССР, которую он совмещал с обязанностями председателя Всесоюзного научного общества терапевтов.
     Федор Иванович награжден многими орденами - от Золотой Звезды Героя Соцтруда до современного ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени - и более чем тридцатью медалями (отечественными и зарубежными). В 1993 году решением биографического центра в Кембридже он был удостоен звания «Человек ХХ столетия».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex