1 октября - День Сухопутных войск
- Александр Николаевич, каково значение Сухопутных войск в обеспечении военной безопасности России в современных условиях?
- Сухопутные войска всегда играли важнейшую, а нередко и решающую роль в обеспечении военной безопасности государства и отстаивании наших национальных интересов. В современных условиях их роль и значение нисколько, на мой взгляд, не снизились. Ведь именно воинские формирования Сухопутных войск были и остаются единственным средством, способным удерживать и контролировать территорию. Особенно это важно для нашей страны, учитывая ее размеры, географическое положение и протяженность сухопутных границ.
Если внимательно проанализировать содержание изложенных в Военной доктрине задач, стоящих перед военной организацией нашего государства, то становится очевидным, что успешное решение большинства из них возможно при ведущей роли Сухопутных войск. К таковым задачам прежде всего относятся: защита суверенитета РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, поддержание способности войск к заблаговременному развертыванию группировок на потенциально опасных направлениях, а также их готовности к применению, отражение агрессии против РФ или ее союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора и принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам нашего государства и его союзников, выполнение международных обязательств РФ по коллективной обороне, подготовка и проведение мероприятий территориальной обороны, обеспечение поддержания режима военного положения, участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы мира, подавление актов агрессии и нарушения мира на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом, и многие другие задачи.
Кроме того, Сухопутные войска принимают самое непосредственное участие в выполнении и других задач, определенных Военной доктриной. Например, в осуществлении стратегического сдерживания, в том числе в предотвращении военных конфликтов, обеспечении противовоздушной обороны страны, оперативном оборудовании территории РФ, борьбе с терроризмом, в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечении режима чрезвычайного положения и др.
Сам характер перечисленных задач указывает на то, что без Сухопутных войск они не могут быть успешно и в полном объеме решены. Об этом же свидетельствует и опыт современных локальных конфликтов. Применение Сухопутных войск позволило успешно решить задачу разгрома незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе и сохранить целостность страны, а также обуздать грузинских агрессоров в августе 2008 года и не допустить геноцида народа Южной Осетии. Даже задача ликвидации последствий серьезных чрезвычайных ситуаций не всегда может быть успешно решена без участия воинских формирований Сухопутных войск, как это было нынешним летом при тушении лесных и торфяных пожаров.
Конечно, мы прекрасно осознаем, что обеспечить военную безопасность России возможно только совместными, хорошо скоординированными усилиями всех видов, родов войск Вооруженных Сил и воинских формирований других министерств и ведомств, направленными на выполнение значительного количества взаимосвязанных и сложных задач. Но при этом Сухопутные войска, сохраняя свое доминирующее положение в группировках, создаваемых для действий в региональных (локальных) войнах и вооруженных конфликтах, продолжают играть важнейшую роль в нейтрализации современных угроз, в том числе проявлений терроризма, находясь в готовности при любых сценариях осложнения военно-политической обстановки гарантировать военную безопасность России.
- Сейчас продолжается процесс создания перспективного облика Вооруженных Сил РФ. Какие изменения в связи с этим происходят в Сухопутных войсках? Завершилась ли оптимизация их структуры?
- Формирование перспективного облика Сухопутных войск предполагает проведение обширного комплекса взаимосвязанных сложных мероприятий. Цель преобразований – создание принципиально новых высокомобильных соединений, воинских частей и органов управления рациональной организационно-штатной структуры, оснащенных современными образцами вооружения, военной и специальной техники, имеющих высокую полевую выучку и способных во взаимодействии с объединениями и соединениями других видов и родов войск Вооруженных Сил РФ гарантировано выполнять задачи по обеспечению военной безопасности государства.
К настоящему моменту многое уже сделано или находится в стадии завершения, особенно в плане совершенствования структуры Сухопутных войск. Так, вместо дивизий созданы бригады постоянной готовности, оптимизирована сеть военно-учебных заведений, развернута подготовка профессиональных сержантов. К 1 декабря завершится переход на более рациональную трехзвенную систему управления: «объединенное стратегическое командование – оперативное командование – бригада».
Визитная карточка
Александр Николаевич Постников родился 23 февраля 1957 года в городе Лабинске Краснодарского края.
Окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию имени М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Офицерскую службу начинал командиром взвода боевых машин пехоты, командовал мотострелковой ротой, отдельным мотострелковым батальоном, гвардейским мотострелковым полком, занимал должности начальника штаба дивизии, армии, командующего армией. Проходил службу в Киевском военном округе, Одесском военном округе, Группе советских войск в Германии, Дальневосточном военном округе. В последние годы занимал должности начальника штаба - первого заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа, начальника штаба - первого заместителя командующего войсками Сибирского военного округа. В 2007 году был назначен командующим войсками СибВО. Указом Президента РФ от 11 января 2010 года назначен главнокомандующим Сухопутными войсками.
Наличие в боевом составе высокомобильных бригад постоянной готовности позволяет Сухопутным войскам успешно решать задачи мирного времени и в ходе вооруженных конфликтов, а в случае развязывания войны обеспечить в кратчайшие сроки создание группировки войск на одном из стратегических направлений. Целесообразность перехода на новую структуру подтвердилась в ходе прошедшего в этом году оперативно-стратегического учения «Восток-2010». Привлеченные на учение бригады показали свою способность в достаточно короткие сроки подготовиться и выполнить любую задачу в соответствии со своим предназначением, успешно ведя высокоманевренные боевые действия автономно, на изолированных направлениях, в отрыве от главных сил.
Но самое главное, они продемонстрировали высокий уровень мобильности, то есть способность перемещаться на большие расстояния любым видом транспорта и применяться в тех регионах, где в этом возникла необходимость. Например, в ходе учения подразделение одной из бригад Приволжско-Уральского военного округа в течение суток военно-транспортной авиацией было оперативно переброшено на угрожаемое направление без тяжелой техники только с легким вооружением. В кратчайшие сроки личный состав получил на одной из баз хранения вооружения боевую технику и приступил к выполнению задач по замыслу маневров в составе армии Дальневосточного военного округа.
Работа по совершенствованию организационно-штатной структуры соединений и частей будет продолжаться и в дальнейшем, в том числе с учетом проблем и недостатков, выявленных в ходе прошедших учений. Так, до конца года нам предстоит провести ряд исследовательских мероприятий в целях определения возможностей типовых общевойсковых бригад (тяжелая, средняя и легкая), в том числе оснащенных единой автоматизированной системой управления тактического звена, по поддержанию боевой готовности и выполнению задач как в ходе повседневной деятельности, так и при подготовке и ведении различных видов боевых действий. На основе результатов исследований будут приниматься конкретные решения по уточнению организационно-штатных структур соединений и оснащению их всем необходимым для успешного решения боевых задач.
Многое еще предстоит сделать и по другим направлениям формирования нового облика Сухопутных войск, связанным с оснащением соединений и частей новейшим вооружением и военной техникой, совершенствованием процессов управления войсками на основе внедрения единой автоматизированной системы управления войсками и оружием в тактическом звене, повышением эффективности и качества боевой учебы, изысканием и освоением перспективных форм и способов ведения боевых действий, подготовкой и воспитанием высокопрофессиональных офицерских кадров и сержантского состава. На это сейчас направлены основные усилия Главного командования Сухопутных войск и подчиненных органов военного управления.
- Какие плюсы и минусы новой трехзвенной системы управления Сухопутными войсками выявили проведенные в летнем периоде обучения мероприятия оперативной и боевой подготовки различного уровня?
- Данная система подверглась тщательной проверке в ходе вышеупомянутого учения «Восток-2010». Должен отметить, что каких-либо серьезных минусов в ее функционировании отмечено не было. Напротив, устранение лишнего (дивизионного) звена позволило значительно повысить оперативность управления, сократить время на принятие решений, планирование операций (боевых действий) и доведение задач до непосредственных исполнителей. Это особенно важно при возникновении военного конфликта на таком сложном стратегическом направлении, как Дальневосточное, где войска вынуждены действовать автономно, на разобщенных направлениях, нередко в отрыве от главных сил. А ведь превосходство над противником в управлении, скорости сбора, обмене информацией, доведении распоряжений и команд является важнейшим условием достижения успеха в современном бою. Так что решение о переходе на трехзвенную систему управления является, на мой взгляд, абсолютно оправданным.
Кроме того, учение показало необходимость создания единых органов управления войсками (силами) всех видов и родов войск Вооруженных Сил на стратегических направлениях. Президентом Российской Федерации издан Указ о создании четырех объединенных стратегических командований вместо шести военных округов. Их формирование должно позитивно сказаться на согласованности усилий и четкости поддержания взаимодействия при применении разновидовых и разноведомственных группировок войск (сил) при решении задач обеспечения военной безопасности государства.
Однако только устранением промежуточного звена управления превосходства в руководстве войсками не достигнешь. Здесь важна еще и техническая составляющая системы управления, включающая прежде всего автоматизированные системы управления, которые в едином информационном пространстве объединяют средства разведки, целеуказания, связи, РЭБ, навигации, управления войсками и оружием. Предстоит оснастить соединения и части современными высокоэффективными помехоустойчивыми цифровыми средствами связи, обеспечивающими бесперебойное управление войсками в любых физико-географических условиях. Отмечу, что мы видим перспективы именно этих современных автоматизированных систем управления и средств связи, которые должны стать основой сетецентрического метода управления войсками. Доступ к единому информационному полю, единому информационному пространству - это то, к чему мы стремимся.
- В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в Вооруженных Силах и созданием объединенных стратегических командований изменятся ли функции Главного командования Сухопутных войск?
- Сейчас в Министерстве обороны пересматриваются функции всех должностных лиц и органов военного управления, чтобы исключить сплошное дублирование, когда все отвечали за все, имея соответствующие органы, но получалось, что никто ни за что не нес полной ответственности. Это очень сложное мероприятие, но его планируется завершить в текущем году.
Очевидно, данные преобразования коснутся и Главного командования Сухопутных войск. Часть наших задач перейдет к объединенным стратегическим командованиям, часть - к другим центральным органам военного управления. Сейчас этот вопрос находится еще в стадии проработки. Но уже сегодня можно сказать, что за Главным командованием Сухопутных войск сохранятся такие важные функции, как планирование и организация выполнения мероприятий строительства и развития войск, организация, проведение и контроль мероприятий боевой подготовки, подготовки младших специалистов и сержантов в интересах Сухопутных войск, руководство миротворческой деятельностью, участие в разработке и реализации государственной программы вооружения в части, касающейся Сухопутных войск, и некоторые другие.
- Боевые возможности Сухопутных войск напрямую зависят от их оснащенности новыми, современными образцами вооружения и военной техники. Насколько активно идет их разработка, когда соединения и части получат новую технику?
- Наращивание боевого потенциала соединений и частей за счет их оснащения современными образцами вооружения и военной техники является одним из приоритетов строительства и развития Сухопутных войск. Мы должны выполнить указание Президента РФ и добиться, чтобы к 2020 году доля современного вооружения составляла не менее 70 процентов.
При переходе на новый облик в боевом составе Сухопутных войск предусматривается создать соединения тяжелого, среднего и легкого типа. Соответственно по инициативе Главного командования Сухопутных войск предприятия оборонно-промышленного комплекса приступили к разработке трех семейств боевых и обеспечивающих машин на базе тяжелых, средних и легких унифицированных платформ.
Первые, с уровнем защиты основного танка, предназначены для ведения боя в непосредственном соприкосновении с противником. Они будут поступать на вооружение соединений тяжелого типа.
Вторым семейством машин с уровнем защиты БМП будут оснащаться соединения, предназначенные для действий в условиях труднопроходимой местности и в районах прибрежных морских акваторий, совершения рейдов в тыл противника, а также для борьбы с малоразмерными (переносными) противотанковыми средствами противника.
Третье семейство машин предполагается создавать на базе автомобильной военной техники в бронированном исполнении с монтажом на них перспективных образцов оружия, в том числе высокоточного и на новых физических принципах, систем и средств боевого управления, связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и др.
Планируя совершенствование вооружения и военной техники в рамках среднесрочной перспективы, мы четко представляем себе, каким должен быть облик Сухопутных войск через 10–15 лет. Для этого участвуем в составлении проекта Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, основным лейтмотивом которой должно стать создание системы вооружения, соответствующей требованиям XXI века.
При этом переоснащение Сухопутных войск предусматривается осуществить в два этапа. На первом (2011–2015 годы) основные усилия будут сосредоточены на закупке современных образцов ВВТ, прежде всего для ракетно-артиллерийских частей, подразделений разведки, РЭБ и связи, а также автоматизированных систем управления тактического звена. Одновременно продолжится разработка нового семейства платформ легкого типа («Тайфун»), среднего («Бумеранг» и «Курганец-25») и тяжелого («Армата»).
На втором этапе (2016–2020 годы) планируется начать комплектное оснащение соединений и частей новыми современными образцами ВВТ на унифицированных базовых платформах.
Реализация данного подхода позволит поддерживать в боеспособном состоянии существующий парк вооружения до поступления новых образцов, обеспечивая боеготовность войск на достаточном уровне, создать задел и начать разработку перспективных образцов ВВТ, повысить в первую очередь степень обеспеченности современным вооружением воинских формирований Южного военного округа и в конечном итоге выйти на качественно новый уровень технической оснащенности Сухопутных войск.
- Срок службы по призыву сокращен до одного года. Какие меры принимаются для того, чтобы молодые солдаты в столь короткое время успели получить необходимые знания и навыки по своим воинским специальностям (особенно сложным в таких родах войск, как, например, войска связи, РХБ защиты и др.) и были готовы действовать по предназначению?
- Подготовить за один год солдата, да еще по довольно сложной специальности, безусловно, очень непростая задача, но вполне выполнимая. Это подтверждается опытом подготовки к учению «Восток-2010», которое проходило на завершающем этапе весеннего призыва. В большинстве соединений и подразделений личный состав после зимнего периода обучения обновился почти на 50 процентов, некоторые из солдат успели прослужить буквально от нескольких недель до двух месяцев. Тем не менее хорошо налаженная до начала маневров интенсивная подготовка по основным вопросам боевой выучки принесла свои позитивные плоды. К началу учения молодые солдаты успели неплохо овладеть навыками практических действий и применения своего оружия в бою и с поставленными задачами в целом справились.
Этот опыт свидетельствует, что если целенаправленно организовать боевую учебу, интенсивно и методически грамотно тренировать личный состав, то даже за столь короткий срок вполне возможно освоить вверенную боевую технику и научиться грамотно применять ее в бою. Но при этом не должно быть никаких срывов занятий и послаблений, отрыва личного состава на работы, непосредственно не связанные с военной службой.
И конечно же нужна хорошая допризывная подготовка, чтобы молодые люди приходили служить в армию с позитивным моральным настроем, были хорошо развиты физически, еще на «гражданке» могли изучить основы военного дела, приобрести актуальную, востребованную в войсках военно-техническую специальность. Большие надежды в этом плане возлагаются на ДОСААФ России, которое, как я надеюсь, возродится и восстановит свои былые возможности.
В целях недопущения отрыва личного состава от занятий по боевой подготовке в войсках начинается внедрение аутсорсинга, когда гражданские предприятия выполняют целый ряд обеспечивающих и обслуживающих функций, связанных с организацией питания, банно-прачечным обслуживанием, уборкой территории, содержанием зданий и сооружений, оказанием коммунальных услуг и многими другими.
Чтобы молодые солдаты за короткое время могли получить необходимые знания и навыки, разработаны новые учебные программы подготовки специалистов в окружных учебных центрах с трехмесячным периодом обучения, в соответствии с которыми основное время отводится отработке практических действий с использованием современных тренажеров.
Для освоения военнослужащими особенно сложных специальностей предполагается задействовать современную учебно-материальную базу и высокий научно-педагогический потенциал военных училищ и академий. Например, с декабря 2010 года начнется обучение молодых солдат в Военной академии Войск РХБЗ и инженерных войск.
Наряду с этим принимаются меры по обеспечению войск современными тренажерами и другими элементами учебной материальной базы, комплектованию учебных подразделений наиболее подготовленными, грамотными офицерами и сержантами, совершенствованию их профессионального и методического мастерства, внедрению передовых методов обучения с использованием информационных технологий. Все это, на мой взгляд, должно привести к повышению эффективности и качества боевой учебы, с тем чтобы личный состав успевал за короткий срок службы овладеть воинской специальностью и был готов действовать по своему должностному предназначению в современном общевойсковом бою.
- В прошлом году по решению министра обороны РФ началась подготовка сержантов по программам среднего профессионального образования. Какие надежды связываются с формированием корпуса сержантов-профессионалов в Сухопутных войсках? Сколько их сейчас обучается в интересах Сухопутных войск?
- По мере оснащения Сухопутных войск новыми, современными образцами вооружения и военной техники, внедрения перспективных форм и способов ведения вооруженной борьбы роль и значение сержантского состава будут постоянно возрастать, поскольку это потребует от личного состава дополнительных, более глубоких профессиональных знаний и практических навыков, основанных на применении качественно новых подходов к их изучению и освоению.
Большие надежды на профессиональных сержантов мы возлагаем и в связи с сокращением срока прохождения военной службы по призыву до одного года, что требует организации более интенсивного и качественного процесса подготовки военнослужащих. Сержанты должны стать ключевым звеном этого процесса, основной опорой офицеров в работе с личным составом. Они ближе всего к солдату, больше и лучше знают все его проблемы и в большей мере должны участвовать в обучении и воспитании каждого своего подчиненного.
Сейчас в Сухопутных войсках много внимания уделяется именно этой категории командиров. Мы ставим целью прежде всего поднять уровень общей и профессиональной подготовки сержантов. Их обучение по программе среднего профессионального образования, как известно, началось с 2009 года в специально созданном Рязанском центре подготовки сержантов. Сейчас первый набор (около 200 человек) перешел на второй курс.
В этом году приступили к обучению еще около 300 кандидатов в сержанты, причем не только в Рязанском центре, но также на факультетах (отделениях, курсах) среднего профессионального образования при некоторых высших военно-учебных заведениях. Сравнительно небольшое количество обучающихся кандидатов в сержанты объясняется, в частности, все еще невысокой привлекательностью военной службы. А с другой стороны, мы предъявляем к кандидатам очень строгие требования по социально-психологическим качествам, уровню образования и физического развития, стремясь отобрать действительно достойных стать младшими командирами. В результате зачисляется для обучения примерно один человек из пяти желающих. Считаю, что в этом деле качество важнее количественных показателей.
В конечном итоге формирование корпуса профессиональных сержантов в Сухопутных войсках должно привести к существенному повышению уровня боеготовности и боеспособности соединений и подразделений за счет значительного улучшения качества индивидуальной подготовки и полевой выучки военнослужащих и управляемости подразделений, а также к улучшению морально-психологической обстановки в воинских коллективах в связи с повышением статуса и авторитета младших командиров.
- Расскажите, пожалуйста, о социальном обеспечении военнослужащих Сухопутных войск и членов их семей. Сколько, например, офицеров в соответствии с приказом министра обороны РФ № 400-А в этом году получают денежные премии? Сколько бесквартирных офицеров и когда все они будут обеспечены жильем?
- Социальное обеспечение военнослужащих - одно из приоритетных направлений нашей деятельности. В первую очередь это касается практической реализации прав, социальных гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для оказания правовой помощи в этих вопросах налажена и эффективно действует система информационно-разъяснительной работы с функционированием справочно-консультационных пунктов в соединениях и воинских частях.
Важное значение мы придаем справедливой организации выплаты денежных премий в соответствии с приказом министра обороны РФ 400-А, с тем чтобы это играло позитивную роль в деле повышения мотивации офицеров к службе, вело к здоровому соперничеству и состязательности в боевой подготовке и повседневной жизни войск, способствовало росту профессионального мастерства, стремлению улучшить свои показатели, сводило на нет уравниловку в частях и подразделениях.
Большинство офицеров, выплаты которым осуществлялись в 2009 году, подтвердили звание лучших. Многие из них выдвинуты на вышестоящие должности. У основной массы офицерского состава отношение к денежным выплатам позитивное. Важно, что сейчас поощряются не отдельные офицеры, а целые воинские коллективы, добившиеся высоких результатов в боевой подготовке, повседневной деятельности, поддержании правопорядка и дисциплины.
В этом году в Сухопутных войсках денежные премии получают около 6 тысяч офицеров. Это те, кто умело руководит подчиненными подразделениями, добился высоких результатов по командирской подготовке и не имеет дисциплинарных взысканий.
Не менее важное значение придается вопросу обеспечения военнослужащих, особенно увольняемых с военной службы, постоянным жильем. Для осуществления непрерывного мониторинга и оперативного решения возникающих проблем в Главном командовании Сухопутных войск и военных округах работают постоянно действующие группы по координации обеспечения военнослужащих квартирами. Ведется четкий контроль получения жилья, оперативности и законности его распределения жилищными комиссиями, а также своевременности заселения военнослужащими на местах.
На 1 января 2010 года общая потребность в обеспечении военнослужащих Сухопутных войск постоянным жильем составляла более 74 тысяч квартир. К настоящему времени с учетом всех источников получено около 60 процентов от потребности. Правда, не все они еще заселены в связи с продолжительными бюрократическими процедурами оформления договоров социального найма.
Как видите, динамика получения квартир довольно неплохая. Если она сохранится и в дальнейшем, то в Сухопутных войсках поручение Президента РФ об обеспечении военнослужащих постоянным жильем в скором времени будет выполнено.
- Александр Николаевич, что бы вы пожелали военнослужащим и ветеранам Сухопутных войск в преддверии профессионального праздника?
- Хочу от всей души поблагодарить весь личный состав и ветеранов Сухопутных войск за тот вклад, который они вносят в общее дело обеспечения военной безопасности России, сердечно поздравить с Днем Сухопутных войск и пожелать здоровья, счастья и дальнейших успехов в службе и работе на благо нашего Отечества.