на главную страницу

1 Октября 2010 года

История Отечества

Пятница

Им как мавзолей земля

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Этого дня Сергей Чернядьев ждал много лет. В канун 67-й годовщины освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков его пригласили в поселок Новодугино, где на братской могиле были установлены плиты с именами 1.275 военнослужащих, погибших на этой земле в боях с гитлеровскими захватчиками, в числе которых был и его дед – Николай Садаков.

     
О чем не забывается
     никогда


     Полковник запаса Чернядьев мало знает о своем деде. Со слов его матери, судьба Николая Степановича Садакова типична для многих советских мужчин военного времени. Трудился в колхозе, пошел на фронт в первые же дни войны. Дома остались жена и трое детей, младшей из которых – Валентине Николаевне, будущей матери Сергея, едва исполнилось два года. В 1943 году семья получила похоронку, но документ впоследствии был утрачен из-за пожара. Сведений не осталось еще и потому, что в 1947 году умерла солдатская вдова. Но память о погибшем солдате свято хранилась в семье. Сразу после окончания Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища Чернядьев занялся поисками места гибели деда. Он отправлял запросы в Центральный архив Министерства обороны, обращался за помощью в поисковые отряды и другие инстанции. Однако поиски зашли в тупик из-за досадного недоразумения: в одном из ответов указывалось, что Садаков погиб в Сталинской области Н. Дугинского района. Долгие годы Сергей Александрович разыскивал это место. Лишь с появлением разработанной Министерством обороны России объединенной базы данных «Мемориал» о советских воинах, погибших в годы Великой Отечественной войны, и Книг памяти место гибели Николая Садакова выяснилось. Оказалось, была неразборчиво написана Смоленская область.
     
Здесь раньше вставала земля на дыбы

     С первых месяцев Великой Отечественной войны Смоленщине досталась особо тяжелая доля. Здесь шли ожесточенные бои с отборными частями гитлеровских войск, рвавшимися к Москве. На Вяземско-Смоленском направлении часть соединений Красной Армии оказалась в окружении, тысячи бойцов и офицеров отдали свои жизни, защищая Родину, многие военнослужащие попали в плен, влились в отряды смоленских партизан, десятки благодаря местным жителям вышли к своим частям.
     На смоленской земле за два с лишним года оккупации были убиты 150 тысяч мирных жителей и 230 тысяч военнопленных.
     Во время отступления фашисты применяли тактику выжженной земли. Уничтожалось все, что нельзя было вывезти или захватить с собой. Тысячи мирных жителей угнали на каторжные работы. После освобождения вся область лежала в руинах.
     Как и все города и деревни Смоленщины, пострадал от войны и Новодугинский район. В период оккупации Новодугино было почти полностью стерто с лица земли. 8 тысяч местных жителей ушли на защиту родной земли, из них свыше 5 тысяч не вернулись. За героизм, проявленный на фронтах войны, 11 уроженцев района были удостоены звания Героя Советского Союза, двое стали кавалерами трех орденов Славы.
     
Сближает нас память тех огненных лет

     На борьбу против фашистских захватчиков встал не только весь многонациональный советский народ, но также воины-интернационалисты. Воевали они и на смоленской земле.
     В конце 1980-х годов ребята из поисковой группы клуба «Норд-Ост» при новодугинской средней школе в одном из очередных походов по родному краю обнаружили в лесу у деревни Дулово неприметную могилу. Они узнали от старожилов о том, что это захоронение партизан. Вот что впоследствии выяснили поисковики из архивных документов партизанского отряда «25 лет Октября». 19 октября 1942 года интернациональная диверсионная группа «Коминтерн» в составе 11 человек под командованием лейтенанта Иглесиаса Беленгера Хуана была заслана в тыл врага для минирования железной дороги в районе участка Вязьма – Сычевка. Из-за предательства проводника группа попала в засаду. Политрук Гаврилович, Ходаренко, испанцы Кольменар де ла Торе Хуан и Лопес Тамайо Максимо первыми приняли неравный бой с карателями. Все партизаны погибли, но в бою они смогли уничтожить более 20 гитлеровцев.
     Так благодаря поисковой работе школьников на месте безымянного захоронения появился первый в Советском Союзе памятный знак испанским воинам-интернационалистам. Через несколько лет в центре поселка Новодугино на средства испанских властей был установлен памятник погибшим воинам-испанцам, воевавшим в рядах Советской Армии. На мемориальной доске монумента высечены 184 фамилии. Четверо испанцев погибли и похоронены на новодугинской земле: три партизана и летчик Орбегосо Амбросимо, сбитый во время воздушного боя близ деревни Варварино. Кстати, его брат Эухенио Орбегосо Амбросимо, тоже летчик, был тяжело ранен в бою. Но после падения самолета в болотистую топь испанца подобрали местные жители и выходили. После войны он жил в Мадриде и скончался в 1960-х годах. Родственники погибшего летчика, командиры и воины интернациональных подразделений, представители правительства Испании не раз бывали в поселке Новодугино, чтобы почтить память соотечественников.
     
За тех солдат,
     что на Руси

     и в разных странах под обелисками лежат 67 лет прошло с того памятного дня, когда последний фашистский солдат был изгнан с территории смоленской земли. За это время выросло уже не одно поколение смолян, которые знают о войне только благодаря воспоминаниям ветеранов, учебникам по истории, художественной литературе и кинофильмам. Но каждый год 25 сентября все поколения собираются вместе, чтобы отметить День освобождения Смоленщины и отдать дань памяти погибшим героям.
     Память о павших в годы Великой Отечественной войны увековечена в Новодугинском районе памятниками, обелисками, братскими могилами. Самым многочисленным является захоронение, которое расположено в центре поселка. В 2009–2010 годах там были проделаны ремонтно-реставрационные работы и установлен Вечный огонь. При всей скудности бюджета администрация муниципального образования летом выделила 100 тысяч рублей для установления на этой братской могиле плит с именами погибших воинов.
     «Сердце мое немного успокоилось, что я нашел последнее земное пристанище своего деда, – с грустью поделился Сергей Чернядьев. – Большое спасибо Министерству обороны РФ, что, проделав колоссальную работу по созданию сайта «Мемориал» (www.obd-memorial.ru. – Прим. авт.), они дали возможность найти информацию, которая была недоступна нам долгие годы. Теперь мне хотелось бы побольше узнать о деде. Я обязательно встречусь со старожилами деревни Мокрая, где, по документам, погиб Садаков».
     ...Тысячи людей хотели бы встретить День Победы у могил близких, которых отняла война, да не знают, где искать их затерявшиеся следы. После долгих лет поисков Сергей Александрович знает, где погребен его дед. На мемориальной доске памятника в поселке Новодугино навеки высечено имя Николая Степановича Садакова, отдавшего жизнь за Родину, за будущее своей семьи. Теперь Чернядьев приезжает поклониться праху своего предка вместе с дочерьми – Александрой и Анной.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex